Репрезентативную статистическую выборку

Целевую аналитическую выборку.

При небольших по численности генеральных совокупностях применяют одну из разновидностей первого типа — случайную бесповторную выборку. При больших генеральных совокупностях используют многоступенчатый отбор по районам.

Г.Г. Соколова различает следующие способы формирования выборочное совокупности:

а) метод типичных отдельных случаев, называемый также монографическим;

б) статистические выборочные методы. Последние можно разделить на две основные группы: выбор по усмотрению (неслучайный) и случайный (вероятностный) выбор. Выбор по усмотрению подразделяется ге целенаправленный и выбор по квотам. Квотная выборка строится как модель

Иногда целевую выборку называют «социологической», в ней обеспечивается представительство ш признакам, выявленным в предыдущих социологических исследованиях, а для реализации таки: выборок могут использоваться таксономические процедуры.

При целенаправленной выборке из генеральной совокупности выбираются типичные элементы с тем, чтобы таким образом получить уменьшенную модель генеральной совокупности.

Случайный (вероятностный) выбор подразделяется:

1) чисто случайный (повторный и бесповторный)

Выбор слоями (районирование),

Выбор гнездами (серийный).

Н.Н. Чурилов предлагает типологию выборки, которую с некоторыми ого­ворками можно считать наиболее распространенной в отечественной социоло­гии или, скажем так, популярной.

К случайным выборкам он относит:

1) веро­ятностную,

Систематическую,

Районированную (стратифицированную),

4) гнездовую,

К неслучайным методам он относит

1) «стихийную»,

Квотную,

3) метод «основ­ного массива». Сюда же следует добавить метод «снежного кома».

Известный специалист по тендерной социологии Г.Г. Силласте10 предлага­ет иную классификацию. У нее выборка подразделяется на вероятную (случай­ную) и целенаправленную. К первой относятся четыре метода:

1) собственно слу­чайный отбор (для генсовокупности не более 800 единиц), который подразде­ляется на а) случайно-бесповторный и б) случайно-повторный методы;

2) механическая выборка;

3) серийная выборка;

4) гнездовая выборка.

Во вторую (целенаправленная выборка) включены:

1) репрезентативная,

2) квотная и

3) стихийная выборки (рис. 8).

Репрезентативную статистическую выборку - student2.ru

Рис. 8. Виды выборочных совокупностей (выборок), применимых для социологического исследования финансово-банковской сферы

В статистической науке в зависимости от способа отбора различают вы­борки следующих типов:

1)случайная выборка с возвратом;

2)случайная выборка без возврата;

3)механическая;

4)типическая;

5)серийная.

В маркетинге, по мнению Е.П. Голубкова, при формировании выборки используются вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные) методы. Если все единицы выборки имеют известный шанс (вероятность) быть включенными в выборку, то выборка называется вероятностной. Если эта вероятность неизвестна, то выборка называется невероятностной. Веро­ятностные методы включают: простой случайный отбор, систематический отбор, кластерный отбор и стратифицированный отбор. Простой случайный отбор может осуществляться с помощью следующих методов: формирование выборки вслепую и с помощью таблицы случайных чисел".

Таблица 1

Наши рекомендации