Репрезентативную статистическую выборку
Целевую аналитическую выборку.
При небольших по численности генеральных совокупностях применяют одну из разновидностей первого типа — случайную бесповторную выборку. При больших генеральных совокупностях используют многоступенчатый отбор по районам.
Г.Г. Соколова различает следующие способы формирования выборочное совокупности:
а) метод типичных отдельных случаев, называемый также монографическим;
б) статистические выборочные методы. Последние можно разделить на две основные группы: выбор по усмотрению (неслучайный) и случайный (вероятностный) выбор. Выбор по усмотрению подразделяется ге целенаправленный и выбор по квотам. Квотная выборка строится как модель
Иногда целевую выборку называют «социологической», в ней обеспечивается представительство ш признакам, выявленным в предыдущих социологических исследованиях, а для реализации таки: выборок могут использоваться таксономические процедуры.
При целенаправленной выборке из генеральной совокупности выбираются типичные элементы с тем, чтобы таким образом получить уменьшенную модель генеральной совокупности.
Случайный (вероятностный) выбор подразделяется:
1) чисто случайный (повторный и бесповторный)
Выбор слоями (районирование),
Выбор гнездами (серийный).
Н.Н. Чурилов предлагает типологию выборки, которую с некоторыми оговорками можно считать наиболее распространенной в отечественной социологии или, скажем так, популярной.
К случайным выборкам он относит:
1) вероятностную,
Систематическую,
Районированную (стратифицированную),
4) гнездовую,
К неслучайным методам он относит
1) «стихийную»,
Квотную,
3) метод «основного массива». Сюда же следует добавить метод «снежного кома».
Известный специалист по тендерной социологии Г.Г. Силласте10 предлагает иную классификацию. У нее выборка подразделяется на вероятную (случайную) и целенаправленную. К первой относятся четыре метода:
1) собственно случайный отбор (для генсовокупности не более 800 единиц), который подразделяется на а) случайно-бесповторный и б) случайно-повторный методы;
2) механическая выборка;
3) серийная выборка;
4) гнездовая выборка.
Во вторую (целенаправленная выборка) включены:
1) репрезентативная,
2) квотная и
3) стихийная выборки (рис. 8).
Рис. 8. Виды выборочных совокупностей (выборок), применимых для социологического исследования финансово-банковской сферы
В статистической науке в зависимости от способа отбора различают выборки следующих типов:
1)случайная выборка с возвратом;
2)случайная выборка без возврата;
3)механическая;
4)типическая;
5)серийная.
В маркетинге, по мнению Е.П. Голубкова, при формировании выборки используются вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные) методы. Если все единицы выборки имеют известный шанс (вероятность) быть включенными в выборку, то выборка называется вероятностной. Если эта вероятность неизвестна, то выборка называется невероятностной. Вероятностные методы включают: простой случайный отбор, систематический отбор, кластерный отбор и стратифицированный отбор. Простой случайный отбор может осуществляться с помощью следующих методов: формирование выборки вслепую и с помощью таблицы случайных чисел".
Таблица 1