Классические модели развития Н
Кумулятивные концепции Н
Основные идеи:
1. Идея трансформации результатов Н творчества. Добавление (трансформация) идет постепенно.
2. Каждый последующий шаг Н и Т можно сделать лишь, опираясь на предыдущие достижения (на предыдущие факты) =>> что такое факт, какие факты бывают по существу? что это за таксон Н – факт? Какие есть таксоны Н? Гносеологические таксоны Н? Самые элементарные таксоны Н? Является ли факт самым элементарным? Данные – самый элементарный таксон Н. Совокупность данных – факт. Факты – объективные свойства, качества предмета. Научные факты – отражение/интерпретация свойства, качества предмета.
3. В прошлом значение имеют только те элементы Н З[нания], которые соответствуют современным научным теориям.
Это идеи в общем виде. Существуют различные концепции кумулятивной ИН:
- Концепция 3-х стадий развития Огюста Конта: теологическая (религиозная), метафизическая, положительная (научная). Огюст Конт – позитивист, =>> что такое позитивизм и сколько этапов прошел позитивизм? Н и З[нание] – одно и то же. Н – объективное З? http://ru.wikipedia.org/wiki/Позитивизм/ . Классика – общепринятый образец НЗ. 3 стадии (истории): м
- Герберт Спенсер – Эволюционная концепция
1. - Эрнст Мах – концепция непрерывности – экономии мышления. Эрнст Мах (нем. Ernst Mach, 18 февраля 1838 — 19 февраля 1916) — профессор физики в Карловом Университете в Праге, австрийский физик и философ-идеалист. Мах – подъемная сила (в авиации).
2. Философские работы Маха получили широкую известность в конце XIX — начале XX веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т. п. Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий, которые, по Маху, субъективны по своему происхождению (см. махизм). В духе субъективного идеализма Мах утверждал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача Н — лишь описывать эти «ощущения».
По Маху, не тела производят ощущения, а комплексы ощущений, отличающиеся относительным постоянством, получают особые названия и обозначаются как тела. Последними элементами являются цвета, звуки и т. д., и мы должны исследовать их связь. Наше «я» есть не реальное единство, но единство практическое, группа элементов, связанная между собой крепче, а с другими группами того же рода — слабее. Для Маха существует не противопоставление «мира» и «я», ощущения и предмета, а только связь элементов. Н, по его мнению, предстоит просто признать эту связь и пользоваться ею для выработки ясного понятия о существующем, отказавшись от попыток объяснить существование самих элементов.
Мах оказал значительное влияние на становление и развитие философии неопозитивизма. Его философские взгляды как развитие идей классического позитивизма, выдвинутых Огюстом Контом, Гербертом Спенсером, стали второй стадией развития позитивазма, названной эмпириокритицизм (их также иногда назвают махизм по имени автора). Субъективно-идеалистические идеи Маха были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», 1908, изд. 1909) и Г. В. Плехановым (см. сборник «Против философского ревизионизма», М., 1935).
- Гюген – концепция многоаспектного возникновение Н.
Обобщенная формула куммулятивности Н:
- создатель, неопозитивист, 3-ий позитивист (?? кто он был такой??). В основе Н лежат не только факты, но и другие таксоны: гипотезы, принципы, законы.
2 уровня НЗ: эмпирический- опытный, теоретический– доказательства, гипотезы, принципы, законы.
Кумулятивная концепция имеет, как "+" моменты как первая попытка изложить, дать реконструкцию историческому развитию Н, обобщить определенные материалы. Но, вместе с тем, имеет следующие недостатки. Из этой концепции выпадают:
* проблема Н познания как Н творчества – проблема подготовки Н открытия
* не обладает собственным критерием достоверности ИН
* не фиксирует проблему прогресса в ИН
* дает процессу развития Н только качественное выражение.
В настоящее время эта концепция трансформировалась и в анализе этой концепции сегодня используется вместо ?? подхода информационный подход: развитие Н трактуется как cбор и обобщение определенной информации.
Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии Н, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных Н (особенно 2-й половины XIX в.). Современная форма позитивизма — Неопозитивизм (см. Аналитическая философия). Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт в 30-х гг. XIX века (предложил термин).
В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.
Стадии человечества
* Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога. Они капризно пытаются достичь абсолютного знания, а первопричины явлений облекают в человеческие образы. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
o Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам – вещам, наделённым человеческим статусом.
o Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
o Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина – Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
* Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
* Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм – строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов – постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.
Каждая Н сама себе Ф. Н=Ф.
Махи́зм — направление в Ф и методологии Н конца XIX — начала XX века, основано Э. Махом и Р. Авенариусом. Частичным синонимом термина «махизм» является термин «эмпириокритицизм»: иногда под махизмом понимается только учение Маха, но не учение Авенариуса. Махизм (эмпириокритицизм) считается вторым этапом эволюции позитивизма.
Основные теоретические положения махизма в начале XX века были почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом (Швейцария). Дальнейшее развитие они получили в работах их учеников, а также в работах К. Пирсона (Великобритания) и П. Дюгема (Франция). Тем не менее, широкое распространение махизма (эмпириокритицизма в целом) связано с деятельностью Маха. Его влияние объясняется тем, что работы Маха возникли в качестве непосредственной реакции на кризис классической физики. Мах выступил с претензией объяснить этот кризис и предложить программу выхода из него.
Махизм относят к феноменализму, релятивизму, агностицизму. Для сторонников махизма феномены — данные сознания, элементы опыта, составляющие единственную реальность. Махизм классифицируется как нейтральный монизм, пытающийся вывести и физическое и психическое из нейтрального начала (из элементов опыта). Монистические воззрения как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным нейтральным монизмом, который устраняет из философского оборота категории материи и сознания, заменяя их категорией чистого опыта. Махизм предложил своё решение психофизической проблемы, согласно которому душа и тело построены из одних и тех же «элементов» (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и психических, а о различных комплексах ощущений. Исторически махизм близок философии Дж. Беркли и Д. Юма.
Основу учения Маха составляет теория (принцип) экономии мышления и идеал чисто описательной Н. Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху необходимость приспособления организма к фактам. Ту же идею Авенариус выражает в принципе наименьшей траты сил.
Из принципа экономии мышления Мах выводит положение об описании как идеале Н. В развитой Н объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразитических элементов Н махизм считает понятие причинности, которое он предлагает отбросить и заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.
Методологические принципы экономии мышления и чистого описания применяются к теории познания. Понятия субстанции, вещи — мнимое понятие, мнимой является и проблема отношения субстанции и её свойств. Из требования необходимости определения понятий через наблюдаемые данные следует, что всё познания опирается на основные элементы. Такими элементами являются непосредственные чувственные данные, ощущения — предел разложения эмпирического опыта. Основу знания составляют не непосредственно элементы мира, а описания фактов в их элементах, то есть описания, состоящие в фиксации функциональных и затем логических связей между элементами мира. Понятие вещи и понятие Я являются лишь условными наименованиями комплексов элементов.
Мах отрицал реальность атомов и объявлял их лишь удобным средством систематизации опытных данных. Также он критиковал понятия массы и абсолютного пространства ньютоновской физики.
Позитивизм
* Что такое знание?
* Как отличить истинные знания от ложных? Демаркатизация
* Как знания развиваются?
* Проблема развития Н – знание относительно, релятивно. Как развивается научное знание?