Тема 5. Социология личности
Вопросы
1. Что такое личность с точки зрения социологии? Какими свойствами личности интересуется прежде всего социология?
2. Как соотносятся понятия «личность» и «индивидуальность»? Покажите отличия социологического и психологического подхода к изучению личности.
3. Какие социологические концепции личности вы знаете? Охарактеризуйте особенности различных социологических концепций личности.
4. Что следует понимать под структурой личности? Расскажите о структуре личности с точки зрения системного подхода.
5. Расскажите о социализации индивида. На что социология обращает первостепенное внимание, изучая процесс социализации?
6. Что собой представляют агенты социализации? Как они воздействуют на процесс социализации индивида?
7. Опишите механизм социальной деятельности личности.
8. Расскажите о ценностных ориентациях личности. Какую роль они играют во взаимодействии личности и общества?
9. Что такое социальная роль личности? Из чего она складывается и как проявляется?
10. Что такое социальный контроль? Назовите его основные элементы и опишите механизм функционирования.
11. Перечислите виды социальных санкций. Объясните, когда и как они применяются.
Тесты
1. Личностью может называться человек:
1) обладающий активной жизненной позицией;
2) обладающий позитивными человеческими качествами,
проявляющимися в его индивидуальности;
3) обладающий как позитивными, так и негативными человеческими
качествами, характеризующими его индивидуальность;
4) не обладающий позитивными человеческими качествами, но не
приносящий вреда обществу.
2. Девиантное поведение личности означает:
1) поведение, связанное с полным подчинением социальным
установкам;
2) двойственная позиция в отношении социальных явлений и
неопределённое поведение человека;
3) поведение, характеризующее отклонение от общепринятых
социальных норм;
4) инертное поведение человека.
3. Результатом процесса социализации является:
1) формирование личности;
2) формирование темперамента;
3) получение образования;
4) устройство на работу.
4. Социализация должна начинаться:
1) с рождения;
2) в школе;
3) в университете;
4) с началом трудовой деятельности.
5. Ожидаемое поведение индивида:
1) социальный статус;
2) социальная роль;
3) девиантное поведение;
4) социализация.
6. Механизм, с помощью которого общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок:
1) социализация;
2) обучение;
3) социальный контроль;
4) воспитание.
7. Разделяемые личностью социальные ценности, на достижение которых направляется активность человека:
1) обычай;
2) ценностные ориентации;
3) социальные нормы;
4) культура.
8. Ситуация столкновения противоречивых требований различных социальных ролей, исполняемых одной личностью:
1) революционная ситуация;
2) ролевой конфликт;
3) ролевая дистанция;
4) ролевая параметризация.
9. Ресоциализация представляет собой:
1) период социализации, совпадающий с получением образования;
2) процесс закрепления социальных навыков, полученных в ходе
первичной социализации;
3) отучения от старых норм, ценностей, ролей;
4) обучение новым нормам, ценностям, ролям, когда индивид попадает
в среду с иными условиями жизни.
10. Совокупность биологических и социальных черт, отличающих одного индивида от другого:
1) интеллигентность;
2) альтруизм;
3) индивидуальность;
4) темперамент.
Задания
1. Являются ли агентами социализации следующие лица:
продавец, преподаватель, студент, диктор телевидения, водитель автобуса, друг, священник, учитель, отец, декан, адвокат. Ответ обоснуйте.
2. Каждый человек исполняет множество социальных ролей, что зачастую приводит к возникновению внутриролевых, межролевых и личностно-ролевых конфликтов. Проанализируйте накопленный опыт студенческой жизни и назовите типичные конфликты разного рода.
3. Цепь механизма социального контроля можно представить так: понятия – ценности – нормы – санкции. Используя её, проанализируйте такие явления:
а) отказ от ребёнка,
б) повседневная нелюбезность,
в) сплетни,
г) распространение нецензурной брани.