Идея рациональной организации социальной системы
Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) — французс-! кий социальный мыслитель-утопист, автор философско-| социологических трактатов. Имел графский титул, был офицером, участвовал в войне североамериканских колоний за независимость против Великобритании. Как теоретик являлся учеником философа д'Аламбера.
Главные труды Сен-Симона: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802); «Очерк науки о человеке», «Труд о всемирном тяготении» (1813-1822); «О промышленной системе» (1821); «Катехизис промышленников» (1824); «Новое христианство» (1825).
Сен-Симон критиковал современное ему государство и пытался философски обосновать возможность построения рационально организованной социальной системы, способной обеспечить максимальное благо наибольшему числу людей. Он разделял историю на три основных этапа:
1) созидательный;
2) разрушительный;
3) период, когда общество выходит на рубежи пост
роения справедливого социального порядка.
Это восхождение должно осуществиться через развитие промышленности и науки, искоренение эксплуатации, устранение антагонизмов и социального неравенства. Роль государства и права должна состоять при этом в планировании, организации промышленности, регулировании экономических отношений.
В будущем властные институты не только станут вменять всем в обязанность участвовать в производительном труде, но и предоставят всем юридически гарантированные равные возможности развития и практического
применения своих способностей. Государство будет при лагать активные усилия по продвижению к всеобщем] миру, к всемирному ассоциированию с другими государ^ ствами и народами в единое мировое сообщество, в котором не будет войн и преступлений.
Важным средством приближения к идеальному со
циальному порядку должно послужить христианство.
Пронизанное духом единения, исповедующее принцип
«все люди — братья», оно поможет преодолеть все соци
альные противоречия и обеспечит духовно-нравственную^]
целостность будущей всемирной ассоциации.
Д. ОСТИН: РАННЯЯ СОЦИОЛОГИЯ
ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
Джон Остин (1790-1859) — английский правовед.] Учился в университетах Геттингена и Берлина. Был -профессором Лондонского университета, возглавлял кафедру юриспруденции. В XIX в. концепция Остина пользовалась авторитетом среди европейских правоведов позитивистской ориентации. В его «Лекциях о юриспруденции, или философии позитивного закона» право рассматривалось в традиционном для англичан эмпи-рико-фактографическом, утилитаристском ключе, при полном отсутствии какой бы то ни было метафизики. Право бралось как совокупность нормативных предписаний, исходящих от лиц или учреждений, обладающих властью, и адресованных лицам, находящимся в положении подчинения, руководствующимся привычкой к повиновению.
Источником позитивного права выступает суверенная светская власть, располагающая реальной силой и способная гарантировать исполнение своих требований. Наличие санкций, предполагающих наказание за неповиновение, придает праву принудительный характер. Остин утверждал, что существует право в строгом смысле слова, устанавливаемое одними разумными существами для других разумных существ, но к нему нельзя относить нормативные требования, устанавливаемые социальными субъектами, не обладающими статусом суверенов, а также предписания общественного мнения,
• 176 •
нормы международных соглашении, правила этикета и моды, нравственные нормы защиты чести. Для обозначения всей совокупности этих требований Остин ввел понятие позитивной морали. Позитивное право должно быть совершенно свободным от воздействий позитивной морали и не позволять ей оказывать на него регулятивное воздействие. Равным образом оно должно относиться и к религиозным нормам. Проблемы этики и религиозного воспитания имеют право на существование, но в практически функционирующей юриспруденции им нет места. Рассуждая в духе традиций английского прецедентного права, Остин признавал ведущую роль судов в правовом нормотворчестве.
Г. В. ГЕГЕЛЬ: МАКРОСОЦИОЛОГИЯ
ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
И ГОСУДАРСТВА
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — один из наиболее крупных представителей немецкой классической философии. Родился в Штутгарте, в семье крупного чиновника. Окончил Тюбингенский теологический институт. Был домашним учителем в Берне, редактором газеты в Бамберге, директором гимназии- в Нюрнберге, профессором философии в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Основные сочинения: «Феноменология духа» (1807); «Наука логики» (1812—1816); «Энциклопедия философских наук» (1817); «Основоположения философии права» (1821); «Философия права» (1826) и др. Посмертно изданы «Лекции по философии истории» (1837); «Лекции по истории философии» (1833-1836); «Лекции по эстетике» (1835-1838).
Свобода
У всемирной истории имеется своя цель, и это, по мнению Гегеля, свобода. Если в государствах Древнего Востока свободен был только один человек — правитель-деспот, в античных государствах Европы имела место свобода немногих, то в государствах христианского мира присутствует стремление к осуществлению свободы всех. В осуществлении идеала свободы Гегель видел
177 •
оправдание того зла, которым переполнена социальная жизнь народов. Индивиды ввергаются в водовороты исторических событий, независимо от того, хотят они этого или нет; им кажется, что они преследуют свои собственные, частные или групповые, интересы и цели, но на самом деле их деятельность целиком подчинена стратегическим планам Абсолютного Духа. Наибольшей значимостью при этом обладают действия тех людей, чьи усилия целиком совпадают с замыслами Мирового Разума, который предоставляет им наибольшую свободу в начинаниях и осуществлении задуманных планов.