Специальность «5B051100 – Маркетинг», бакалавриат, 2 курс, р/о
УтверждЕНО
на заседании Ученого совета факультета
философии и политологии
Протокол № ___ от «___» _________2012г.
Декан факультета____________ Масалимова А.Р.
Экзаменационные вопросы
По дисциплине «Cоциология», 3 кредита
Специальность «5B050900 – Финансы», бакалавриат, 2 курс, р/о,
Специальность «5B051100 – Маркетинг», бакалавриат, 2 курс, р/о
№ | Наименование | Вопрос | |||
1. | Социология в системе социальных наук | ||||
2. | Структура и уровни социологического знания | ||||
3. | Позитивистская социология О.Конта | ||||
4. | Теория социологического реализма Э.Дюркгейма | ||||
5. | Теория социального действия М.Вебера | ||||
6. | Понятие «общество». Системный подход к изучению общества | ||||
7. | Типология обществ | ||||
8. | Основные категории социологии | ||||
9. | Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной жизни | ||||
10. | Социальное неравенство и социальная структура | ||||
11. | Социальная стратификация и социальная мобильность | ||||
12. | Социологическая теория личности | ||||
13. | Социализация личности | ||||
14. | Теории развития личности | ||||
15. | Девиация и девиантное поведение | ||||
16. | Социальный контроль и его формы | ||||
17. | Социологическое изучение образования | ||||
18. | Политическая социология как отрасль социологии | ||||
19. | Государство как социально-политический институт | ||||
20. | Объект и предмет экономической социологии | ||||
21. | Экономическое сознание и экономическая культура | ||||
22. | Экономическое поведение | ||||
23. | Предмет социологии семьи | ||||
24. | Понятие брака и семьи. Функции семьи | ||||
25. | Исторические формы брака и семьи | ||||
26. | Социологический анализ культуры | ||||
27. | Социология массовых коммуникаций как направление социологии | ||||
28. | Виды социологических исследований | ||||
29. | Программа как основной документ социологического исследования | ||||
30. | Опрос как метод исследования | ||||
31. | Что такое по Ч.Миллсу (работа «Социологическое воображение») «личные трудности» и «общественные проблемы»? Напишите. Покажите разницу между этими понятиями, поразмыслив над такими проблемами как «доступность высшего образования», «трудоустройство выпускников» или другое (ваш пример) | ||||
32. | Напишите свою краткую социальную автобиографию. Проведите анализ процесса социализации на примере своего развития, начиная с детских лет и заканчивая текущим возрастом | ||||
33. | П. Монсон в работе «Лодка на аллеях парка» предлагает несколько образов, метафор для того, чтобы показать социальное устройство общества. Раскройте их. Как вы считаете, общество влияет на индивидов или наоборот? | ||||
34. | Какие «агенты социализации» - родители и другие индивиды из вашего социального окружения, социальные институты (школа, спорт, рынок и др.) и социальные организации (учебные, общественные и другие) оказали влияние на формирование вашей личности? | ||||
35. | Составьте программу социологического исследования на тему: «Отношение молодежи к курению». Раскройте проблему, цель и задачи, объект и предмет исследования, метод, выборка, гипотеза | ||||
36. | Составьте примеры разного типа вопросов анкеты: вопрос-дихотомия, альтернативный вопрос, полузакрытый и открытый вопросы, вопрос-фильтр | ||||
37. | Опишите, какие социальные события больше всего повлияли на вашу идентичность, ценности и устремления, ваш жизненный путь, выбор профессиональной, семейной и другой деятельности | ||||
38. | Как вы понимаете, что такое «социологическое воображение»? Нужно ли представителям вашей специальности развивать его и почему? | ||||
39. | Как вы считаете, должны ли в обществе обсуждаться вопросы социального равенства и неравенства? Почему? Приведите примеры социального равенства и неравенства в Казахстане | ||||
40. | Как, на ваш взгляд, воздействует общество на человека и человек на общество? Приведите конкретные примеры из своей жизни | ||||
41. | Дайте определения статуса и роли. Опишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2-3 знакомых. Распишите, какие роли они выполняют в соответствии со своими статусами | ||||
42. | Составьте анкету на выбранную тему. Напишите обращение к респонденту. Используйте разного типа вопросы | ||||
43. | Напишите полный набор статусов у себя, своих родителей и у 2-3 знакомых. Какие из них являются приписываемыми и достигаемыми? Как вы считаете, в современном обществе больше приписываемых или достигаемых статусов? Происходят ли изменения в системе статусов в обществе? | ||||
44. | В чем состоит процесс глобализации в мире и Казахстане? Приведите аргументы «за» и «против» влияния глобализации на Казахстан | ||||
45. | Напишите краткую аннотацию по вашему выбору на одну из оригинальных социологических работ М.Вебера, Э.Дюркгейма, П.Штомпка, Ч.Миллса и других | ||||
46. | Поменялся ли ваш взгляд на понимание окружающей вас социальной жизни после прочтения оригинальной работы одного из известных социологов? Можно ли говорить о том, что вы стали более «социально чувствительным»? | ||||
47. | Какие представления о роли социологии в изучении и понимании общества сформировало ваше знакомство с одной из оригинальных социологических работ Ч.Миллса, П.Монсона, М.Вебера, Э.Дюркгейма, П.Штомпка и других? | ||||
48. | Что такое «девиантное поведение»? Приведите конкретные примеры. Как вы считаете, должно ли общество контролировать девиацию и почему? | ||||
49. | На ваш взгляд, какие роли, функции выполняет социолог в обществе? Что нужно сделать для повышения роли социологии в обществе? | ||||
50. | Согласны ли вы со мнением Ч.Миллса в работе «Социологическое воображение», что связанные с наукой «дух технологизма и инженерное воображение внушают скорее сомнение и страх, чем надежду на прогресс»? | ||||
51. | Что такое «маргинальность»? Является ли современный человек маргинальным? В каких случаях и почему? Опасно или нет для общества маргинальность? | ||||
52. | Что такое аномия? Чем опасна аномия для общества? Наблюдалось ли это явление в Казахстане и каковы его последствия? | ||||
53. | Каковы современные формы брака и каково отношение к ним общества в Казахстане? Каково ваше отношение к ним? | ||||
54. | Разработайте программу социологического исследования на тему по вашему выбору. Обоснуйте, почему перед проведением исследования составляется программа | ||||
55. | Сравните традиционное и современное общество. Какие черты - традиционного или современного общества - наблюдаются в казахстанском обществе и вашем ближайшем социальном окружении? | ||||
56. | Что социологи понимают под «индустриальным обществом»? Выделите его основные черты. Является ли Казахстан индустриальным обществом? | ||||
57. | Выделите основные черты «постиндустриального общества». Можно ли казахстанское общество назвать постиндустриальным? | ||||
58. | Согласно Ч.Миллсу, какие результаты дает социологическое воображение для науки и общества? Перечислите | ||||
59. | Напишите эссе, в котором надо ответить на вопрос «Как вы можете использовать основные социологические понятия в своей жизни?» | ||||
60. | Как связана жизнь индивида и исторические события? Напишите. Приведите пример, как на вашу жизнь повлияло какое-нибудь историческое событие, произошедшее в Казахстане | ||||