№ п.п. | Опорное слово | Объяснение |
Все | § |
Введение |
| | Наука1 | - область деятельности человека по добыванию новых знаний о мире |
| | Естественные науки1 | - науки о живой и неживой природе |
| | Общественные науки1 | - науки об обществе и человеке |
| | Природа1 | - всё что окружает нас |
| | Общество1 | - мир созданный деятельностью человека, искусственно созданный мир |
| | Государство1 | - политическая организация общества |
| | 6 т. л.н.1 | - появление первых государств на Земле |
Раздел 1. Развитие общества Глава 1. Человек и человечество |
§ 1. Происхождение и развитие человека |
| | Джон Уокер3 | - английский химик, изобретатель спичек |
| | 1827 г.3 | - изобретение спичек |
| | 2-3 млн. л.н.1 | - появление первобытных людей |
| | 30-40 тыс. л.н.1 | - появление первобытного человека похожего на современного человека (Хомо сапиенса) |
| | Африка3 | - материк, прародина первобытного человека |
| | Азия3 | - часть света, восточная часть материка Евразия |
| | Европа3 | - часть света, западная часть материка Евразия |
| | Хомо сапиенс1 | - латинское название первобытного человека, Человек разумный |
| | Орудия труда1 | - приспособления человека для трудовой деятельности |
| | Технический прогресс1 | - усовершенствование орудий труда и техники |
| | Человек умелый3 | - название первобытного человека, который умел пользоваться первыми орудиями труда |
| | 500-400 тыс. л.н.3 | - появление Человека умелого |
| | 400 тыс. л.н.3 | - усовершенствование орудий труда, появление топоров, молотков, наконечников стрел и палиц |
| | 250 тыс. л.н.1 | - люди научились добывать огонь |
| | 20-30 тыс.л.н.1 | - возникновение религии и искусства |
| | 8-10 тыс. л.н.1 | - появление земледелия и скотоводства |
| | 6 тыс. л.н.1 | - появление первых цивилизаций на Земле, появление городов, ремесла, неравенства (бедных и богатых), государства |
| | 250 л.н.1 | - начало эры промышленности |
| | Социальный прогресс1 | - поступательное развитие общества |
| | 5,5 тыс. л.н.3 | - появление первых систем мер и весов |
| | Огниво1 | - стальная полоска для получения искры |
| | Трут1 | - сухая ветошь |
| | Кремний1 | - природный камень |
| | 6 тыс. л.н.3 | - появление первых стеклянных бус в Древнем Египте |
| | 5 тыс. л.н.3 | - изобретение колеса в Месопотамии и паруса в Египте |
| | 1 в. до н.э.3 | - изготовление (выдувание) стекла сирийцами и появление водяных мельниц в Древнем Риме |
| | Древний Египет3 | - древнее государство на северо-востоке Африки |
| | Древний Рим3 | - древнее государство на Апеннинском п-ове |
| | Месопотамия3 | - территория между двумя реками Тигром и Евфратом (Двуречье) |
| | Ирак3 | - государство на территории Месопотамии |
| | Рычаг2 | - простейший механизм, состоящий из опоры и шеста для поднятия груза |
| | Блок2 | - простейший механизм в виде колеса с жёлобом по окружности для изменения направления действия силы |
| | Ворот2 | - простейший грузоподъёмный механизм, состоящий из барабана с ручным приводом и каната навиваемым на барабан |
| | Гончарный круг1 | - простейший станок для формовки глиняной посуды |
| | Ткацкий станок1 | - ручная машина для производства ткани |
§ 2. Ускорение прогресса |
| | Прогресс1 | - движение вперёд |
| | XYIII в.3 | - к техническому прогрессу присоединилась наука |
| | Научно-технический прогресс1 | - развитие общества на основе взаимовлияния науки и техники |
| | Чем больше изобретено, тем больше изобретают. Чем больше знаешь, тем легче познавать новое3 –современная формула прогресса |
| | Сельскохозяйственные работники1 | - люди, работающие в сельском хозяйстве (крестьяне – фермеры) |
| | Промышленные работники1 | - люди, работающие в промышленности (рабочие) |
| | Информационные работники1 | - люди, работающие с информацией |
| | Механизм1 | - приспособление, преобразующее один вид движения в другой |
| | Автомат1 | - самодействующее устройство |
| | Информация1 | - обмен знаниями |
| | Механизация2 | - замена ручных средств труда машинами и механизмами |
| | Автоматизация2 | - замена труда машин и механизмов автоматами |
| | Информатизация2 | - процесс включения информации в прогресс общества |
| | Компьютер1 | - автомат для обработки информации |
| | Интернет1 | - всемирная компьютерная система |
| | Телекоммуникационные сети2 | - все виды дальних систем связи |
| | Интерактивное телевидение2 | - телевидение с обратной связью |
§ 3. Возрастные изменения человека |
| | А. Гезелл3 | - известный американский психолог |
| | Детство1 | - период жизни человека от рождения до 15 лет |
| | Юность1 | - период жизни человека от 15 до 20 лет |
| | Зрелость1 | - период жизни человека от 25 до 45 лет |
| | Старость1 | - период жизни человека от 45 до 65 лет |
| | Подросток1 | - ребёнок от12 до 16 лет |
§ 4. Человечество как сумма поколений |
| | Демографы1 | - учёные изучающие вопросы народонаселения |
| | Китай3 | - самая большая страна по населению |
| | Индия3 | - страна, занимающая второе место по населению |
| | США3 | - крупнейшая страна мира |
| | Россия1 | - государство, в котором мы живём, наша Родина |
| | Человечество1 | - совокупность всех когда-либо живших на Земле людей |
| | Поколение1 | - группа людей, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях |
| | Сверстники1 | - люди одного поколения |
| | Конфликт поколений2 | - непонимание людей разных поколений из-за разных жизненных ценностей |
| | Современники1 | - люди, живущие в одно и тоже время |
| | Предки1 | - люди, жившие до нас |
| | Потомки1 | - люди, которые будут жить после нас |
| | Культурная память поколений2 | - культурное наследие, доставшее современникам от предков приумноженное ими и оставленное потомкам |
| | Культура1 | - определённый уровень развития общества |
| | Материальная культура1 | - всё созданное человеческими руками |
| | Нематериальная культура1 | - всё созданное человеческим разумом, духовная культура |
| | Чопперы3 | - примитивные орудия труда |
| | о-в Таити3 | - остров в Тихом океане (Полинезия) |
| | Л.Н. Гумилёв3 | - советский учёный историк и географ |
| | Наследие1 | - то, что создали предыдущие поколения |
| | Культурное наследие1 | - часть культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытанием временем и предающаяся следующим поколениям как нечто ценное |
§ 5. Поколения вещей |
| | Мебель1 | - предметы для лежания, сидения, размещения вещей и других потребностей быта |
| | Стол1 | - предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах |
| | Стул1 | - предмет мебели – сиденье на ножках со спинкой |
| | Посуда1 | - хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов |
| | Керамика2 | - изделия из обожжённой глины |
| | Этнографы1 | - ученые, изучающие происхождение и развитие народов |
| | Антропологи1 | - ученые, изучающие происхождение и развитие человека |
| | Шумер3 | - древнее государство Месопотамии |
| | Постель1 | - место для спанья с постельными принадлежностями, сами постельные принадлежности |
| | Ковры1 | - изделие из различной пряжи для покрытия пола или украшения стен |
| | Одежда1 | - совокупность предметов, которыми покрывают тело |
| | Обувь1 | - предмет одежды для ног, изделие из кожи или других материалов надеваемое на чулки, носки |
| | Охра2 | - красная и жёлтая минеральная краска |
| | Иран3 | - государство юго-западной Азии |
| | Вавилон3 | - древнее государство Месопотамии |
| | Шотландия3 | - средневековое государство на северо-западе Европы (север современной Англии) |
| | Социолог1 | - учёный, изучающий общество |
| | «По Сеньке и шапка»1 | - каждый получает то, что заслужил |
| | «Работать спустя рукава»1 | - работать с нежеланием |
| | «На воре и шапка горит»1 | - провинившегося человека сразу видно |
| | «Встречают по одежке, провожают по уму»1 | - первое впечатление о человеке делают по его одежде, после общения по его внутренним качествам |
Глава 2. Исторические ступеньки развития общества |
§ 6. Первая ступень: охота и собирательство |
| | Стоянка 1 | - временные пристанища первобытных людей |
| | Калахари 3 | - пустыня на юге материка Африка |
| | Бушмены 3 | - название племёни народности Сан в пустыне Калахари на юге Африки |
| | Ричард Ли 3 | - американский учёный-антрополог, изучавший жизнь современных охотников и собирателей группы Канг из народности Сан |
| | Бродячий образ жизни 2 | - образ жизни, основанный на переходе первобытных людей с места на место в поисках пищи |
| | Культура Джомон 3 | - название первобытной культуры в Японии |
| | Япония 3 | - страна, расположенная на ряде островов, на востоке материка Евразия |
| | Антарктида 3 | - название шестого материка Земли |
| | Эскимосы 3 | - название коренных жителей Арктики |
| | Арктика 3 | - название северных, приполярных территорий Земли |
| | Охота 1 | - занятие первобытных людей, заключающееся в убийстве животных для употребления в пищу |
| | Собирательство 1 | - занятие первобытных людей, заключающееся в сборе всего съедобного, что давала природа |
| | Родовая община 1 | - коллектив кровных родственников, живших сообща и ведущий общее хозяйство |
§§ 7, 8. Вторая ступень: огородничество. Третья – скотоводство и земледелие |
| | Огородничество 1 | - занятие древних людей, заключающееся в выращивание съедобных растений рядом со своим жилищем |
| | Земледелие 1 | - занятие людей, заключающееся в обработке земли для выращивания культурных растений |
| | 10- 12 тыс. л.н. 1 | - появление земледелия |
| | Оседлый образ жизни 2 | - образ жизни, основанный на жительстве, на одном и том же месте продолжительное время |
| | оз. Инле 3 | - озеро в Бирме, с плавучими огородами |
| | Бирма 3 | - страна на юго-востоке материка Евразия |
| | Кашмир 3 | - территория в Индии, имеющая плавучие сады |
| | Ацтеки 3 | - названия народности Нового Света, имевшая плавучие сады |
| | Теночтитлан 3 | - столица государства ацтеков |
| | Племя 1 | - несколько родственных родов живущих на общей территории |
| | Мадагаскар 3 | - остров на юго-востоке Африки |
| | Южная Азия 3 | - южные территории части света Азия |
| | Малайзия 3 | - государство на юго-востоке Азии |
| | Филиппины 3 | - государство на островах юго-восточной Азии |
| | Индийский океан 3 | - часть Мирового океана между Африкой, Евразией и Австралией |
| | Австралия 3 | - название пятого материка Земли |
| | Аляска 3 | - полуостров на северо-западе Северной Америки |
| | Канада 3 | - государство на севере материка Северной Америки |
| | Калифорния 3 | - полуостров и штат в США на юго-западе |
| | Орегон 3 | - штат в США |
| | Вашингтон 3 | - столица США |
| | Колумбия 3 | - государство на северо-западе Южной Америки |
| | США 3 | - государство в Северной Америке |
| | Великие озёра 3 | - ряд озёр на севере США |
| | Канада 3 | - государство на севере Северной Америки |
| | Аргентина 3 | - государство на юго-востоке Южной Америки |
| | Южная Бразилия 3 | - южные территории Бразилии, государства в Южной Америке |
| | Уругвай 3 | - государство в Южной Америке |
| | Парагвай 3 | - государство в Южной Америке |
| | Первый глобальный продовольственный кризис 1 | - продовольственный кризис в конце каменного века вызванный перенаселением охотников и собирателей освоенных территорий, живших за счёт собирательства |
| | Глобальный 1 | - всемирный, всеобщий |
| | Кризис 1 | - острое затруднение с чем-либо, тяжёлое положение |
§ 9. Возникновение ранних государств |
| | Пашенное земледелие 1 | - система земледелия, основанная на обработке почвы для выращивания культурных растений на больших площадях |
| | Правитель 1 | - глава государства |
| | Город-государство 1 | - государство, в основе которого лежит город с близлежащими территориями |
| | Шумер 3 | - древнее государство Междуречья |
| | Южный Ирак 3 | - южные территории современного государства Двуречья - Ирака |
| | Элам 3 | - древнее государство Междуречья |
| | Юго-Западный Иран 3 | - юго-западные территории современного государства Двуречья - Ирана |
| | Месопотамия 3 | - территория между двумя реками Тигром и Евфратом |
| | Ремесло 1 | - профессиональное занятие с целью изготовления продукции на продажу |
| | Столица 1 | - главный город государства |
| | Парламент 1 | - высший представительный и законодательный орган государственной власти |
| | Знать 1 | - богатые и влиятельные люди |
| | Дань 1 | - плата кому-то за что-то чем-либо |
| | Империи 1 | - крупные и могущественные государства |
| | Вавилон 3 | - древнее государство Междуречья |
| | Ассирия 3 | - древнее государство на северо-западе Междуречья |
| | Египет 3 | - государство на северо-востоке Африки |
| | Рим 3 | - государство на Апенинском полуострове |
| | Централизованные государства 2 | - государства с сильной центральной властью |
| | Ирригационные каналы 2 | - каналы для орошения и осушения полей |
| | Чиновники 1 | - люди, помогающие правителю управлять страной |
| | Пирамида 1 | - сооружение для захоронения умерших людей в древнем Египте |
| | Бюрократизм 2 | - всевластие чиновников |
| | Бюрократия 2 | - чиновники, государственные служащие, выполняющие свои обязанности формально, в ущерб делу |
| | Законы 1 | - нормы и правила поведения, установленные государством |
| | Хаммурапи 3 | - правитель Древневавилонского царства |
| | 1,5 тыс. л. до. н.э. 3 | - появление первых записанных законов |
| | Право 1 | - вся совокупность законов, общеобязательные правила и нормы поведения, установленные государством |
| | Демократия 1 | - народовластие |
| | Ботсвана 3 | - государство на юге Африки |
| | «Вождя делает народ» 3 | - поговорка о сути демократии |
| | 300 спартанцев 3 | - знаменитые воины-спартанцы, погибшие у Фермопил во время Греко-персидских войн |
| | Фермопилы 3 | - название горного прохода между Средней и Южной Грецией (Пелопонессом) |
| | Агора 2 | - городской центр в греческих городах |
| | Перикл 3 | - знаменитый политический деятель Древней Греции, первый стратег Афин |
§ 10. Современное общество |
| | Общество 1 | - совокупность людей |
| | Роджер Смит 3 | - глава компании «Джэнерал моторс» |
| | «Джэнерал моторс» 3 | - крупнейшая автомобилестроительная компания США |
| | Технологии 2 | - совокупность методов при производстве продукции |
| | Безотходные технологии 1 | - технологии, основанные на производстве продукции без отходов |
| | Безлюдные технологии 1 | - технологии, основанные на производстве продукции без широкого участия людей |
| | Фармацевтика 1 | - наука и отрасль промышленности по производству лекарств |
| | Электроника 2 | - отрасль промышленности по производству электронной продукции, на основе свойств электричества |
| | Телекоммуникации 1 | - системы связи |
| | Компьютерная техника 1 | - техника на основе использования компьютеров |
| | Нефтехимия 2 | - отрасль хозяйства по добыче и переработки нефти |
| | Агробизнес 2 | - сельское хозяйство, выращивание культурных растений и животных |
| | Надомный труд 1 | - трудовая деятельность дома |
| | Спутник 1 | - искусственный аппарат, выведенный на орбиту Земли |
| | Лондон 3 | - столица Англии |
| | Москва 3 | - столица России |
| | Нью-Йорк 3 | - крупнейший город мира и США |
| | Лазеры 2 | - приборы на основе свойств света |
| | Роботы 2 | - самоуправляемые технические устройства |
Раздел II. Ребёнок в обществе Глава 3. Ребёнок в семье |
§ 11. Что такое детство |
| | Детство1 | - период от рождения до 12 лет |
| | Социологи1 | - учёные, занимающиеся наукой социологией, изучением общества |
| | Эталон2 | - т очный образец установленной единицы измерения |
| | Младенчество1 | - период от рождения до 2 лет |
| | Элли3 | - главная героиня сказочной повести Александра Волкова «Волшебник изумрудного города» |
| | «Волшебник изумрудного города»3 | - сказочная повесть Александра Мелентьевича Волкова «Волшебник изумрудного города», написанная в 1939 оду и являющаяся переработкой сказки Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из страны Оз» |
§ 12. Отношение взрослых к детям |
| | Отрочество1 | - подростковый возраст, период между детством и юностью |
| | Дитяте2 | - маленький ребёнок (устаревшее) |
| | Молодость1 | - возраст между отрочеством и зрелостью |
| | Юность1 | - то же самое, что молодость |
| | Аборигены2 | - коренные жители |
| | Деспотизм3 | - неограниченная власть |
| | «Домострой»3 | - анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи |
| | Соборное Уложение 1649 г.3 | - свод законов Московского государства, первый в русской истории нормативно-правовой акт (1649 – 1832 гг.) |
§ 13. Воспитание детей |
| | Эпоха2 | - период времени |
| | Возрождение3 | - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени (н. XIV – к. XVI в.) |
| | Средние века3 | - исторический период с V века по XVI век |
| | Народность кеты3 | - енисейские остяки, енисейцы, народ, живущий в Красноярском крае, по среднему и нижнему течению Енисея |
| | Нанайцы3 | - коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае |
| | Няня | - работница, занимающаяся уходом за детьми |
| | Гувернантка1 | - домашние воспитатели, наставники детей |
| | Воспитание1 | - целенаправленное формирование личности |
| | «У семи нянек дитя без глаза»3 | - поговорка, означающая, что если нет одного ответственного за какое-либо дело, то и нет результата |
| | «Воспитывать ребёнка надо, пока оно поперёк лавки лежит»3 | - поговорка, означающая, что ребенка необходимо воспитывать с малых лет |
| | Лавка2 | - длинная, обычно без стоек скамья, укреплённая вдоль стены |
§ 14. Взаимоотношения с родителями |
| | Агрессия1 | - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей |
§ 15. Методы родительского контроля и руководства |
| | Контроль1 (родительский) | - комплекс правил и мер по предотвращению негативного поведения ребёнка (осуществлять наблюдение за поведением) |
| | Руководство1 | - направлять чью-нибудь деятельность |
§ 16. Ровесники и родители |
| | Ровесники1 | - человек приблизительно одинакового возраста с кем-то |
| | Сверстники1 | - человек одинакового возраста с кем-то |
§ 17. Влияние родителей на самооценку подростка |
| | Самооценка1 | - оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков |
| | Напряжённость отношений2 | - существование непонимания в межличностных отношениях |
| | Автократический стиль воспитания2 | - воспитание, основанное на беспрекословном исполнении требований родителей |
| | Авторитет1 | - общественное значение, влияние |
| | Либеральный стиль воспитания2 | - воспитание, основанное на предоставлении полной свободы детям |
| | Либерал1 | - свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек, склонный к излишней снисходительности |
| | Инфантильность1 | - детскость, невзрослость |
Глава 4. Ребёнок в школе |
§ 18. История школьного обучения |
| | Школа1 | - учебное заведение для получения образования |
| | Риторика1 | - наука об ораторском искусстве |
| | Философия1 | - наука о наиболее общих законах развития общества и материи |
| | Стило | - палочка для письма заострённая с одного конца |
§ 19. Современная школа |
| | Информационное общество2 | - общество, где главной ценностью являются знания и информация |
| | Фредерик Уинслоу Тейлор3 | - американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента (1856 – 1915) |
| | «Сегодня надо работать умнее, а не усерднее»3 | - выражение Фредерика Уинслоу Тейлора |
§ 20. Школьные проблемы |
| | РАН 1 | - российская академия наук |
§ 21. Друзья и ровесники |
| | Дружба1 | - бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях |
| | Верность1 | - свойство, определяющее характер поведения по отношению к объекту, при котором субъект ставит интересы объекта выше своих собственных |
| | Предательство1 | - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед чем-либо |
| | Вражда1 | - отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью |
| | Окопное братство2 | - воинское братство, братство солдат |
| | Дагомейцы3 | - народ, населяющий южный и центральные районы Республики Дагомея (западная Африка) |
| | «Братья по ножу»3 | - братство, основанное на обряде посвящения во взрослое состояние у дагомейцев |
| | Квакьютль3 | - племя североамериканских индейцев |
| | Квома3 | - название племени на острове Новая Гвинея |
| | Новая Гвинея3 | -остров в Океании, государство в восточной части острова Новая Гвинея |
| | Платон3 | - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля (427 – 347 гг. до н. э.) |
| | Аристотель3 | - древнегреческий философ и учёный, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского (384 – 322 гг. до н. э.) |
| | Друзья1 | - люди, связанные личными бескорыстными отношениями |
| | Кон И.С.3 | - Игорь Семёнович Кон, советский и российский социолог, антрополог, философ и сексолог (1928 – 2011) |
| | Максималисты1 | - люди, придерживающиеся крайних взглядов и требований |
| | «Старый друг лучше новых двух»3 | - поговорка, говорящая о том, что старое чаще лучше и надёжнее нового |
| | «Друг познаётся в беде»3 | - поговорка, говорящая о том, что настоящие чувства проверяются только трудностями |
| | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»3 | - поговорка, говорящая о том, что лучше иметь много друзей, которые помогут тебе в трудной ситуации, чем много денег |
§ 22. Товарищи и современники |
| | Альфред Шютц3 | -австрийско-американский учёный-социолог, основатель феноменологического направления в социологии |
| | Бушмены3 | - древнейшее коренное население Южной и Восточной Африки |
| | Калахари3 | - пустыня на юге Африки |
| | Товарищ1 | - человек, связанный с кем-либо узами дружбы, форма обращения в революционной среде |