Критический очерк марксистской 6 страница

Фурье точно подметил центральный пункт теории Оуэна - все зло от частной собственности, религии и существующей формы семьи, основанной на антагонизме полов. Конкретные предложения Оуэна по проведению преобразований удивительно напоминают идеи Фурье. Покрыть весь земной шар маленькими сельскими общинами, которые придут на смену индивидуальной семье. Даже численность людей в 1200 человек близка к фаланге. В центре общины большое общественное здание со своими общественными службами: кухня, столовая, школьные помещения, библиотеки, больницы. К этому дому прилегают благоустроенные семейные дома, состоящие из 4 комнат, дети старше 3 лет спят в общих спальнях. На территории общины прекрасные спортивные площадки, фруктовые сады, зрелищные помещения. Существует общественная бытовая служба, которая осуществляет уход за детьми, приводит в порядок жилища, организует общественное питание. Женщины свободны от домашнего хозяйства, заняты в общественном производстве. При этом женщины работают не более 4–5 часов в сутки. Дети в течение дня принимают посильное участие в садоводстве, фабричном производстве.

"При правильно устроенной и научно обоснованной системе общественной собственности, при одинаковом образовании и одинаковых условиях жизни у всех не будет существовать браков по расчету или неравных браков и не будет испорченных детей; не будет существовать ни одного из тех зол, которые проистекают из ошибок теперешней системы"[127].

В сочинениях Р. Оуэна есть "Правила в отношении брака". Он безусловный сторонник индивидуальной семьи, связанной с собственностью общины. Брак заключается исключительно на основе чувства взаимной любви. Полная свобода расторжения брака. У Оуэна сохраняется общественная регистрация брака. За три месяца до заключения брака жених и невеста делают уведомление администрации общины. Через три месяца производится запись в регистрационной книге. Подробно описана процедура развода. Развод разрешен после 12 месяцев супружества. Разводящиеся делают заявление о разводе и ждут б месяцев, затем при обоюдном желании расходятся. Если одна из сторон не согласна на развод, назначается дополнительно еще 6 месяцев, по истечении которых развод возможен. О разводе делается отметка в регистрационной книге. Дети от развода не страдают, так как воспитываются общиной[128].

Разумная общественная система должна быть установлена с помощью благотворительности в течение 5–10 лет в Европе и Америке, а затем во всем мире[129]. Известно, что Оуэн продал свои процветающие предприятия в Нью-Ле-нарке, купил пустующие земли в Америке и создал несколько общин, которые не выдержали конкуренции, частично распались, частично превратились в обычные фермерские хозяйства. Известно более 30 благотворительных попыток в течение XIX в. создать счастливые, справедливо устроенные общины. Все они были обречены на неудачу.

Завершаем мы историографический обзор идейного наследия, связанного с поиском идеала семьи будущего, рассмотрением теории Теодора Дезами, французского мыслителя 40-х гг. XIX в., примыкавшего к материалистическому направлению.

Наиболее близко по своим взглядам Дезами стоит к Морелли и Фурье, делая некий синтез из идей уравнительного коммунизма и учения о фаланге, признавая ее организацию и труд по сериям, при этом оставаясь на позициях материализма.

Самостоятельное значение для развития теории семьи имеет глава "О браке, отцовстве, семье" в "Кодексе общности" Дезами. Вслед за Уинстэнли и Мабли он выступает против идеи "общности жен": "Общность... эта формула заключает в себе одновременно идею пассивности и идею господства. Она может быть применима только к вещам, к продуктам труда"[130].

В соответствии с гуманистической традицией Дезами – безусловный сторонник равенства полов, свободы выбора супруги и расторжимости брака. "Никакой власти мужа! Свобода союзов! Полное равенство полов! Свободный развод!"[131]

–Следуя Фурье, Дезами призывает к уничтожению раздельного хозяйства. Муж и жена не связаны очагом и совместным проживание. Ратуя за уничтожение семейного очага, он выступает против "исчезновения из семьи ребенка". Он считает, что связь между супругами должна быть прочной и постоянной, дабы сохранить отцовство и влияние на детей родительского чувства. "Пусть родители расточают свою любовь детям, ничто этому не препятствует. Я не вижу ничего неудобного в этом"[132].

Дезами, сохраняя супружескую связь, хочет очистить ее от материальной зависимости, хозяйственных забот, расчета. По его мнению, эта зависимость делает брак нерасторжимым, ставя для развода непреодолимые затруднения.

Касаясь системы воспитания, он считает, что в домашних условиях нельзя создать достаточную материальную базу. "Разве можно предоставить ребенку все преимущества гимнастики, а именно - позволить ему совершенно свободно играть, полностью удовлетворять эту необходимую и непреодолимую потребность в движении, которое испытывает наше тело в процессе роста? Это невозможно в условиях обособленности, ибо для этого необходимы специальные помещения, что потребует колоссальных работ и огромных затрат материалов"[133].

Таким образом, Дезами мыслит семью только как духовный союз с хорошо обеспеченной автономией супругов и детей. По-разному представляя себе идеал семьи, все представители социальной утопии выработали на протяжении нескольких веков гуманистическую модель семьи будущего. Многие тенденции развития семейных отношений были угаданы точно. Прежде всего благодаря социальным мыслителям идея эмансипации женщин и детей стала реальностью и пробила себе дорогу к концу XIX – началу XX вв.

Партнерская, демократическая семья стала действительным союзом равноправных супругов. Демократическое общество предоставило свободу выбора супруга и право разводов. Утописты мечтали о разрушении патриархальных основ семьи, и это предвидение оправдалось. Индустриальный век создал материальные предпосылки для индустрии быта, изменив характер домашнего хозяйства, потребления, разрушив патриархальную замкнутость семьи. Создалась целая система общественного обслуживания семейного быта. Осуществилась идея общественного воспитания детей через гигантский рост системы публичного образования. Революционные преобразования семейных отношений не привели к исчезновению моногамии, основанной на собственности. Все попытки сломать это сцепление привели к трагическим разрушительным результатам, к потере индивидуальной свободы личности и нищете. Самым позитивным оказался прогноз представителей классической социологии, связавших развитие индивидуальной семьи, обладающей собственностью, с демократическими общественными преобразованиями и накоплением общественных богатств, обеспечивающих социальную политику помощи семье, способную снимать социальные противоречия, связанные с имущественным неравенством. Вместе с тем все богатство социальных идей утопистов не утратило актуальность. Многие идеи великих мыслителей еще ждут своего исторического воплощения.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные направления утопических теорий семьи.

2. Охарактеризуйте ренессансные социальные утопии.

3. Идея "общности жен" Платона.

4. Семья на острове "Утопия".

5. Семья соляриев в "Городе солнца".

6. Утопическая идея исчезновения семьи В. Годвина.

7. Утопия В. И. Танеева.

8. Семья и идеи "казарменного коммунизма"

9. Общинная семья в изображении Ш. Фурье и Р. Оуэна.

10. Теория семьи Т. Дезами.

Литература

1. Бабеф Г. Соч.: В 4 т. М., 1975–1976.

2. Годвин В. О собственности. М., 1958.

3. Дезами Т. Кодекс общности. М., 1955.

4 Кампанелла Т. Город солнца // Утопический роман XVI–XVIII веков. М., 1971.

5. Мабли Г. Избр. произв. М.; Л., 1950.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1, 4, 21, 26.

7. Морелли. Кодекс природы или истинный дух ее законов. М.; Л., 1958.

8. Мелъе Ж. Завещание: В 2 т. М., 1954. Т.2.

9. Оуэн Р. Избр. соч. М.; Л., 1950.

10. Платон. Соч.: В 6 т. М., 1971. Т. 3.

11. Сирано де Бержерак. Иной свет, или Государства империи луны // Утопический роман XVII–XVIII веков. М., 1971.

12. Танеев В. И. Детство, юность мысли о будущем. М., 1959.

13. Утопический роман XVI–XVIII веков. М., 1971.

14. Утопический социализм/Сост. А. Володин, Е. Черняк. М., 1982.

15. Шелли. Письма. Статьи. Фрагменты. М., 1972.

Глава IV.

Наши рекомендации