Передачи для деловых людей
5 – какие еще (напишите) ------------------------------
Табличная форма используется тогда, когда на несколько однотипных вопросов предлагаются одинаковые варианты ответов. Такой вариант используется для того, чтобы сэкономить место в анкете. Таблицы могут быть вертикальными и горизонтальными. Все зависит от расположения шкалы измерения. Например: таблица 1 – горизонтальная, так как необходимо выбрать варианты ответов в каждой строке, а вопросы (1 – 4) располагаются вертикально.
Таблица 1.
Хватает ли Вам времени?(отметьте в каждой строке)
Хватает | Не хватает | Когда как | |
1. На учебу | |||
2. На общественную работу | |||
3. На отдых и развлечения | |||
4. На занятия физкультурой |
Таблица 2 – пример вертикальной нумерации, так как варианты ответов расположены столбцами, а сами вопросы (1 и 2) – построчно-горизонтально. В этой таблице респондент должен отметить варианты ответов в каждой колонке, то есть оценить ситуацию в России и в своем городе.
Таблица 2.
Какие тенденции, по Вашему мнению, характерны для социально-политической обстановки(отметьте в каждой колонке)
1. В России | 2. В Вашем городе | |
Обстановка спокойная | ||
Обстановка стабилизируется | ||
Растет напряженность | ||
Обстановка остроконфликтная | ||
Затрудняюсь ответить |
Расположение измерительной (оценочной) шкалы в таблице не влияет в целом на характер ответов. Важно лишь, чтобы порядок кода изменялся всегда строго в «направлении» изменения оценок. В соответствии с этим в первой таблице порядок кодов изменяется по строке, а во второй – по столбцам.
Обратите внимание, что номер вопроса находится в самой таблице.
Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы. Важными характеристиками каждого вопроса являются: 1- степень, в которой в данном вопросе содержится некое социальное давление (или даже угроза для респондента), 2 - степень, в которой выбор тех или иных альтернатив вопроса будет означать, что респондент придерживается социально одобряемого или не одобряемого поведения. Известно, что «в принципе» нарушать правила дорожного движения нехорошо, употреблять наркотики тоже, а получать в школе хорошие оценки – «хорошо»; высказывать негативное отношение к главе государства в некоторые периоды времени даже опасно. Приемы нивелирования этого социального давления содержания вопроса составляют один из существенных компонентов искусства задавать вопросы.
Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляет установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы.
Конструкция анкеты, то есть расположение в ней вопросов, имеет важнейшее значение. Однако какого-либо единого алгоритма ее построения не существует.
Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трех фаз в ситуации опроса: 1 – вступительной, 2 - основной, 3 – заключительной.
В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Поэтому первые вопросы анкеты должны быть наиболее простыми и доступными по смыслу и технике заполнения.
От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приемы, активизирующие внимание респондента.
Построение вопросника представляет собой создание своеобразного «сценария» ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник есть не просто совокупность вопросов, а определенным образом организованная исследовательская ситуация. Первый шаг - подготовка ее проекта; второй - пробный опрос (опрос-разведка), который охватывает небольшое число лиц (20-30 человек), отобранных по основным характеристикам, определяемым темой, целями и задачами исследования. Проба необходима для проверки плана опроса, уточнения вопросов, их формулировки и расположения. После тщательного анализа результатов пробы и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.
Особое внимание должно быть уделено верстке анкеты, то есть группировки вопросов в итоговую структуру. Тут речь идет и о типографском оформлении анкеты, и о логике компонования вопросов, и их последовательности.
Сформированная система вопросов должна быть проста для заполнения и обработки. Все разделы анкеты могут иметь пояснения и выделяться особым шрифтом перед соответствующими блоками вопросов. Все блоки вопросов и сами вопросы должны быть логически связаны между собой, но логика построения анкеты может не совпадать с логикой обработки информации. При необходимости перед каждым блоком вопросов можно давать пояснения, как работать с вопросом (особенно это важно при наличии вопросов-таблиц), как отмечать выбранный вариант ответа. Все вопросы анкеты должны быть пронумерованы по порядку, варианты ответов на вопрос также нумеруются по порядку. Нумерация вопросов и вариантов ответов, как правило, связана с обработкой на персональных компьютерах, конкретными программами обработки информации, предполагающими либо “сквозную”, либо по вопросную нумерацию вариантов ответов и самих вопросов.
Категорически запрещается разрывать текст вопроса и переносить его на другую страницу. Хорошо использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, при возможности использовать цветную печать. Можно использовать рисунки для оживления текста анкеты, снятия психологического утомления респондента. Иллюстративно могут быть оформлены и некоторые вопросы, что разнообразит технику заполнения анкеты, позволяет избежать монотонности восприятия текста. В любом случае анкета должна быть исполнена четким шрифтом, предусматривать достаточное место для записи ответов на открытые вопросы и четкие стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим при фильтрации респондентов.
Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к более сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано: оптимальным считается 25-30 вопросов по теме исследования.
Использование каких-либо видов вопросов в анкете определяется целями и задачами исследования, спецификой выборки и уровнем культурной и образовательной подготовки респондентов. При этом каждый вопрос должен быть задан нейтрально со стороны исследователя, не должен быть двусмысленным. Каждый поставленный вопрос должен предполагать точный ответ. Эти общие требования к постановке и формулировке самого вопроса учитываются при составлении разделов анкеты.