Становление и развитие социологии как науки об обществе

Сороковые годы 19 века - период становления науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) - французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого - представителя утопического социализма, в дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал “социальной физикой”, а 1938г. социологией. Это теория была изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» - главных трудах О.Конта. В этих трудах он формулирует и развивает «закон трех стадий развития общества» - теологической, метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первых стадии - теологической, все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение действиями сверхъестественных сил. Вторая стадия - метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей - позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития. О.Конт классифицирует все существующие науки, выстраивая иерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии, которая представляет науку самого высокого уровня. Которая должна способствовать снижению негативных явлений в обществе, рационализации и прогрессу. Свои выводы и обобщения социология должна делать на основе наблюдений социальной жизни, путем непосредственной регистрации социальных факторов, используя методы эксперимента и сравнения. Свою социальную теорию О. Конт подразделяет на социальную динамику, изучающую процессы изменения общественных явлений, и социальную статистику, изучающую социальную структуру и ее элементы. По мнению О.Конта, общество представляет собой целостную систему, в основе которой лежит разделение труда. О.Конт по праву считается основателем социологии еще и потому, что он заложил основы для придания социологии академического статуса отдельной науки. Труды О.Конта оказали большое влияние на творчество многих социологов, особенно Герберта Спенсера (1820-1903гг.) и Эмиля Дюркгейма (1858- 1915гг.), которые развили и обогатили теорию О. Конта.

Г.Спенсер основатель органической школы социологии, разделил позиции О.Конта и рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г. Спенсер развивал «теорию естественного отбора», предложенную Ч.Дарвиным, но применительно к общественному организму.

В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. В последствии этот подход был назван «социальным дарвинизмом».

Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818- 1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.

Главное место в марксистском умении занимает всесторонний социально-экономический анализ современного К.Марксу капиталистического строя.

Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей й создание более совершенных структур. Базис любого общества - экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. Развитие общества - естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития. Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:

- первобытнообщинный строй;

- рабовладельческий строй;

- феодальный строй;

- капиталистический строй;

- коммунистический строй.

Дано описание основных и не основных классов буржуазного общества, рассмотрено понятие антагонистических противоречий, как непримиримых классовых противоречий, высшим проявлением которых является революция и коренное изменение общественно- политического строя.

Эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое.

Значительной фигурой французской классической школы социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), который развивал идеи О.Конта о рационализме и познании общественных явлений и процессов как таковых, а не представлений о них.

Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существующая объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые попытался разработать строгие методы исследования социальных фактов.

«Формальная» школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тённиса и В. Парето

Первым представителем «формальной» школы социологии считается Георг Зиммелъ (1858—1918 гг.). Название данной школы было дано именно по работам этого немецкого исследователя, который предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в со­циальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически многообразные, преходящие. Определение по­нятия «чистая форма», тесно связанного с понятием «содержа­ние», возможно через раскрытие тех задач, которые, по мнению Зиммеля, она должна выполнять.

Их можно выделить три:

1) соотносит друг с другом несколько содержаний таким об­разом, что содержания эти образуют единство;

2) обретая форму, эти содержания отделяются от других со­держаний;

3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом.

Таким образом, нетрудно заметить, что зиммелевская «чистая форма» тесно связана с веберовским идеальным типом — и то и другое выступают инструментом познания общества и методом социологии.

Другая связь между теориями Зиммеля и Вебера — это прио­ритет в них человеческого фактора, однако они используют для этого различные методы.

Так, использование Зиммелем понятия «чистой формы», по­зволяет социологу исключить из процесса исследования челове­ческих поступков иррациональные факторы: чувства, эмоции и желания.

Если исключить эти психологические акты из предметной области социологии, появляется возможность исследовать исключительно сферу ценностей — область идеального (или идеосоциального, по определению самого Зиммеля). Причем социолог должен изучать не содержание идеального, а изолированные цен­ности. Это позволяет получить «строительный материал» для соз­дания геометрии социального мира.

Формально-геометрический метод Зиммеля позволил выде­лить общество вообще, институты вообще и построить такую си­стему, в которой социологические переменные освобождены от морализаторских оценочных суждений.

Исходя из этого, можно указать, что чистая форма — это отно­шения между индивидами, рассматриваемые отдельно от психо­логических аспектов.

Другая категория, введенная Зиммелем в научный оборот, — социальный тип.

Социальный тип — это совокупность сущностных качеств че­ловека, которые становятся для него характерными с силу его включения в определенного рода отношения.

Свою типологию социальности предложил и другой немецкий социолог Фердинанд Тённис (1855—1936 гг.)

Согласно этой типологии можно выделить два вида человече­ских связей: сообщество (община), где господствует непосред­ственно личные и родственные отношения, и общество, где прео­бладают формальные институты.

Согласно мнению социолога каждая социальная организация объединяет в себе качества, как общины, так и общества, поэтому именно эти категории становятся критериями классификации социальных форм.

Теннис выделял три таких социальные формы:

1) социальные отношения — социальные формы, которые обу­славливаются возможностью возникновения на их основе вза­имных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер;

2) социальные группы — социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся созна­тельным объединением индивидов для достижения опреде­ленной цели;

3) корпорации — социальная форма, обладающая четкой внут­ренней организацией.

Другим основным компонентом социологической концепции Тенниса было учение о социальных нормах. Социолог также клас­сифицировал их на три категории:

1) нормы социального порядка — нормы, основанные на об­щем согласии или конвенции;

2) правовые нормы — нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;

3) нормы морали — нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.

Другой представитель формальной социологи Вильфредо Парето (1848—1923 гг.) рассматривал общество как систему, постоянно находящуюся в состоянии постепенного нарушения и восстанов­ления равновесия. Вторым основополагающим звеном социоло­гической концепции исследователя стала эмоциональная сфера человека, рассматриваемая автором как основа социальной си­стемы.

Исходя из этого, Парето разработал теорию остатков, которые исследователь разделяет на два класса. Первый класс — это остат­ки «инстинкта комбинаций». Остатки этого класса лежат в основе всех социальных изменений, и им соответствует психологическая склонность человека к комбинированию различных вещей. Вто­рой класс включает остатки «постоянства агрегатов», выражаю­щие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформиро­вавшиеся связи.

Именно противостояние этих типов остатков является причи­ной борьбы тенденций к сохранению и изменению общественной жизни.

Другим важным элементом учения Парето была классифика­ция социального действия. Социолог выделял два типа социаль­ного действия в зависимости от мотивации факторов:

1)логическое социальное действие осуществляется на основе разума и регулируемых норм;

2)нелогическое социальное действие характеризуется незна­нием людей их совершающих истинных объектов связей меж­ду явлениями.

В сферу внимания Парето входили также процессы убежде­ния. Исследуя этот феномен, итальянский социолог выделил сле­дующие его типы:

1) «простые уверения»: «надо, потому что надо», «это так, по­тому что это так»;

2) аргументы и рассуждения, опирающиеся на авторитет;

3) апелляция к чувствам, интересам;

4) «вербальные доказательства».

Другим феноменом общественной жизни, изученным Парето, стала элита. Сам мыслитель определил ее как избранную часть населения, принимающую участие в управлении обществом. Па­рето указывал, что элита не является постоянной и в обществе происходит процесс ее смены — круговорот элит.

Круговорот элит — это процесс взаимодействия между члена­ми гетерогенного общества, в результате которого происходит из­менение состава избранной части населения путем вхождения в нее членов из низшей системы общества, которые соответству­ют двум основным требованиям к элите: умению убеждать и уме­нию применять силу там, где это необходимо. Механизмом, по­средством которого происходит обновление правящей элиты в мирное время, является социальная мобильность.

Макс Вебер (1864-1920гг.) - один из ярчайших ученых- социологов, философ и историк. Его творческое наследие огромно. Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда. Он основатель “понимающей социологии”. М.Вебер работал в области политической социологии, социологии права, социологии города. Он стремился систематизировать и обосновать социологический понятийный аппарат.

Большое внимание М.Вебер уделял изучению социальной структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта.

Важным аспектом работы М.Вебера является актуализация социального действия — явления, лежащего в основе социологии, и выделял четыре идеальных типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностнорациональное.

Каждый из этих типов в «чистом виде» в действительности не встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов.

М.Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации и управления, этот подход нашел свое отражение в “ теории бюрократии”- теории идеального управления.

Наши рекомендации