Ассоциация социологическая
МЕЖДУНАРОДНАЯ- см. Международная социологическая ассоциация (МСА).
АТОМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ(от
греч. atomos — неделимый) — процесс углубленного обособления людей друг от друга, возникающего в связи с распадением не посредственно-личностных связей между ними и заменой их связями опосредствованными, безличными, принимающими форму «вещи» (напр., денег, товара и т.д.), а тем самым как бы отрываемых от индивидуальных особенностей их носителей и противопоставляемых им. А.с. составляет соц. содержание перехода от т.н. об-в традиционных (первобытной общины, рабовладельческого и феодального) к т.н. совр. об-ву, т.е. кап. об-ву, покоящемуся на овеществленных товарно-денежных отношениях как господствующих, обнаруживающих тенденцию проникать во все сферы межчеловеческих взаимоотношений, подчиняя их законам рыночной калькуляции. Классическим выражением этого процесса, постигнутого социально-философски на одной из ранних его стадий, была концепция Т. Гоббса, согласно к-рой природа «так разобщает людей», что «естеств> для них состоянием могла бы быть лишь война «всех против всех».
Позитивная и даже идеализирующая оценка «естеств. состояния*- людей, понятого как состояние их атомизации, отчетливо представлена у Дж. Локка и А. Смита. Эта т.з,, превращающая А.с. из опред. истор. рез-та в «естеств.* предпосылку обществ, развития, была подвергнута критике в «Философии права* Г. Гегеля, где А.с. рассматривается лишь как характеристика, причем поверхностная и неадекватная, одного из «моментов» обществ, существования индивида:
его существования в «гражд. об-ве», взятого в отрыве от существования индивида в семье и гос-ве. А.с. «гражд. об-ва» подвергает опред. отрицанию интеграцию индивида в семье лишь для того, чтобы самой в свою очередь быть подвергнутой отрицанию в гос-ве (отрицание отрицания), где обособившиеся было моменты интегрируются вновь, но уже в «высшем синтезе».
Подвергая гегелевскую концепцию радикальному преобразованию в истори-ко-материалистическом духе, К. Маркс связал А.с. «гражд. об-ва» с опред. (кап.) фазой обществ, эволюции человечества, обратив внимание на те соц.-экон. процессы, к-рые подготавливали эту фазу уже в рамках «об-ва традиционного». С этой позиции он подверг критике иллюзию «больших и малых робинзонад», разделявшуюся англ. политэкономией, для к-рой «единичный и обособленный охотник и рыболов», принадлежащий, согласно Марксу, «к лишенным фантазии выдумкам 18 в.», выступает как исходный пункт теор. анализа. В действительности же, подчеркивал Маркс, представление о некоем «робинзоне» как «атоме», отправляясь от к-рого можно представить себе и все об-во (в кач-ве совокупности подобных «атомов»), — это лишь «предвосхищение» того «гражд. об-ва», к-рое подготовлялось с 16 в. и в 18 в. сделало гигантские шаги на пути к своей зрелости, В этом об-ве свободной конкуренции отд. чел. выступает освобожденным от природных связей и т.д., к-рые в прежние истор. эпохи делали его принадлежностью опред. ограниченного чел. конгломерата. Лишь в 18 в., в «гражд, об-ве», разл. формы обществ, связи выступают по отношению к отд. личности как всего лишь средство для ее частных целей, как внешняя необходимость. Однако эпоха, порождающая эту т.з. — т.з. обособленного одиночки, — есть как раз эпоха наиб, развитых обществ, (с этой т.з. всеобщих) отношений,
В буржуазной соц-и 19—20 вв. А.с. (как и теор, концепции, связанные с ее апологией) подвергалась критике Л.фон
АТОМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Штайном, Ф. Теннисом, О. Шпанном, О. Шпенглером, X. Фрайером и др., т.е. прежде всего нем. соц. философами и социологами, тяготевшими либо к гегельянству, либо к «философии жизни», либо к сочетанию того и др. С нач. 20-х гг. 20 в, с возникновением и развитием (на мировоззренческой почве «левого» неогегельянства) неомарксистской соц. философии и соц-и (см. Неомарксизм) критика А.с. осуществляется также и в русле этой ориентации. Если до 2-й мир. войны в зап.-европ. соц-и (в осн. в Германии) доминировала консервативно ориентированная критика А.с, то после войны и вплоть до сер. 70-х гг. 20 в. преобладала леворадикально ориентированная социол. критика А.с, имевшая нео-
марксистские идейные истоки. По мере нарастания стабилизационных тенденций в совр. соц-и критика А.с. ослабевает. Возрождение интереса к проблеме прав чел. и соотв. всей проблематике ес-теств. права сопровождается стремлением пересмотреть существующие оценки процессов А.с.
Лит.: Маркс К. Экон. рукописи 1857—1859 гг. (Первоначальный вариант «Капитала») // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. М., 1968; Гегель Г. Философия права // Соч. Т. 7. М.; Л., 1934; Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражд. М., 1936; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998.
Ю.Н. Давыдов
БАНК ДАННЫХ— см. Архив социологических данных,
БАНК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ— см. Архив социологических данных.
БЕЗОПАСНОСТЬ— состояние, тенденции развития (в т.ч. латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, ин-тов и установлений, при к-рых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соотв. ее собственной природе и ею определяемое функционирование. Противоречивы подходы к ее толкованию. С одной стороны, есть традиционная характеристика Б. как положения, при к-ром не угрожает опасность, т.е. отсутствуют условия и силы, могущие нарушить стабильное функционирование об-ва. Понятно, что такую ситуацию даже теор. смоделировать невозможно. Более реалистичной явл. позиция, к-рая исходит из того, что Б. представляет собой не мир без опасностей, а его способность к адекватному ответу на реальные и возможные вызовы истор. процесса и непосредственные угрозы стабильности и развитию чел. со-об-ва в целом и его отд. образованиям.
Различают два типа Б.: гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности к.-л. потрясений, катаклизмов для социума и его реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им, т.е. сохранить собственную «самость», реализовать свои интересы и цели, несмотря на наличие неблагоприятных факторов. В обоих случаях имеется в виду, что понять, проанализировать и оценить Б. можно, только обратившись к ее антитезе — опасности. С пространственно-геогр. взаимодейст-
вием соц. организмов связано наличие трех относительно самостоятельных гео-полит. уровней Б.: международная Б., региональная Б., страновая (нац.) Б., разл. аспекты последней подчеркиваются понятиями: «нац. Б>, «нац.-гос. Б>, «федеральная Б.*, «обществ. Б.» и др.
Лит.: О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992. № 2446-1 // Ведомости Съезда нар. деп. Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769; Безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций: Механизмы регулирования и техн. средства: Каталог-справочник. М,, 1997.
В.И. Кузнецов
БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ-
состояние защищенности информации от случайного или преднамеренного доступа лиц, не имеющих на это права, ее получения, раскрытия, модификации или разрушения, а также от нарушения функционирования или вывода из строя техн. и программных средств сбора, обработки, хранения и предоставления информации, информационных и телекоммуникационных систем; обеспечивается посредством использования комплекса криптографических, и н же н ерн о -техни -ческих, организационных, режимных, правовых и иных мер и средств защиты информации. Угрозы Б.и. — это намерения или действия субъектов, направленные на несанкционированное воздействие или несанкционированный доступ к информации.
Лит.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 9 сентября 2000. № ПР-1895 // Российская газета. 2000. 28 сент,
В.И Кузнецов
47
БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ-
совокупность мер по защите интересов страны и народа в соц. сфере, развитие соп. структуры и отношений в об-ве, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса нынешних и будущих поколений. Объектами Б.с. явл. люди, их законные интересы (потребности), общности, отношения; системы социализации чел. (образование, воспитание, соцкультбыт); инфраструктуры жизнеобеспечения (здравоохранение, торговля, снабжение и т.д.); образ жизни. Нац. интересы России в соц. сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Между тем, как отмечается в Концепции нац. безопасности РФ, соц. дифференциация и соц.-подит, поляризация российского об-ва, кризис системы соц. защиты нас. находятся в числе факторов, несущих угрозу федеративному устройству и соц.-экон. укладу РФ, создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз нац. безопасности страны. Отмечая отсутствие сильной гос. политики в соц. сфере, Концепция утверждает необходимость комплексного подхода к решению правовых, экон., сои. и этнополит. проблем при сбалансированном соблюдении интересов РФ и ее субъектов.
Лит.: О гос. соц. помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999. № 178-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 29, Ст. 3699; Серебрянников В., Хлопьев А. Соц. безопасность России. М., 1996; Бурьянов О.В. Соц. безопасность российского об-ва. Ростов н/Д, 1999.
В.Н. Кузнецов
БИФУРКАЦИЯ(лат. bifurcus — раздвоенный; англ. bifurcaiion — раздвоение, разделение) — состояние системы, при к-ром любое воздействие может привести к изменению структуры данной системы и многовекторности ее развития. Понятие «точки Б.» (значения параметров задачи, при к-рых появляются альтернативные решения) в категориальный аппарат науки ввел в 19 в. франц. математик, физик и философ А. Пуанка-
ре, заложивший основы методов нелинейной динамики и качественной теории дифференциальных уравнений.
В 70—80-е гг. 20 в. происходит фундаментальный прорыв в развитии научн. мысли, связанный с освоением мира нелинейных процессов, открытых динамических систем, самоорганизации и пересмотром однозначных связей между причиной и следствием, случайным и закономерным, что приводит к формированию социосинергетики и возможности применения теории Б. к соц. процессам. В социосинергетике термин «Б> применяется для обозначения «точек разветвления» неравновесной системы в момент ее структурных перестроек, когда исчезает возможность принятия единственного решения и определить возможное устойчивое состояние, в к-рое перейдет данная система, можно только вероятностно. Точки Б. возникают в моменты активизации социострук-турной подвижности, переходные этапы соц. истории, в процессах становления, сохранения и разрушения соц. системы. Состояние, предшествующее Б., называется флуктуацией системы и обозначает возбуждение системы при ее переходе в неравновесное состояние. Флуктуации в соц. системах чаще всего не зависят от целенаправленных действий людей и вызываются спонтанными нелинейными процессами. Причиной прекращения равновесия системы явл. исчерпание традиционного ресурса развития системы или структурная неадекватность системы новому открывающемуся ресурсу.
Осн. принцип прохождения системой точек Б., к-рый описывает возникновение нового кач-ва системы, — эмерд-жентность.
Лит.: Хакен Г. Синергетика М., 1980; Йосс Ж., Джозеф Д. Элементарная теория устойчивости и бифуркации. М., 1983; Моисеев Н. Алгоритмы развития. М., 1987; Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999; Аршинов В.И., Буданов В.Г. Когнитивное основание синергетики. Синер-
БРАК
гетическая парадигма. Нелинейные идеи в науке и искусстве. М., 2001.
Л.В. Рыбаков
БИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙангл. behavior, behaviour — поведение, буквально — наука о поведении) — одно из ведущих направлений в амер. психологии кон. 19 — нач. 20 в. Нек-рые идеи и исследовательские приемы бихевиоризма оказали влияние на соц-ю, В основе бихевиоризма лежит понимание поведения чел. и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных ответов (реакций) на воздействие внешней среды (стимулы). В радикальной форме бихевиоризм сводил все обществ, явл. и процессы к взаимодействию между стимулами (соотв. комплексами стимулов), воздействующими на чел. организм, и реакциями этого организма. В кач-ве осн. механизмов, определяющих обществ, жизнь, рассматривались физиол. механизмы усл. рефлексов. Принципиальным для бихевиоризма явл. отказ от признания любых внутренних психол. звеньев, опосредующих ответы чел., и сведение объяснений поведения к однозначной жесткой схеме «стимул—реакция» (S-*X). Б.с. сложился как рез-т экспериментальных иссл-й психики животных, схема к-рых была перенесена на чел. Методол. предпосылками бихевиоризма стали принципы философии позитивизма, согласно к-рым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда осн. постулат бихевиоризма — психология должна изучать поведение, а не сознание. Последнее в принципе непосредственно не наблюдаемо. Поведение есть наблюдаемая совокупность реакций на набор фиксируемых стимулов. Родоначальником бихевиоризма считается Э. Торн-дайк. Программа бихевиоризма и сам термин впервые были предложены Дж. Уотсоном. Значительное влияние на идеи бихевиоризма и экспериментальные методы оказали труды И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Согласно Б.с. при рождении у чел. имеется нек-рое число врожденных «схем поведения» (дыхание,
глотание и т.п.), над к-рыми в процессе научения надстраиваются более сложные навыки, вплоть до образования сложнейших «репертуаров поведения» (Б. Скин-нер). Научение основано на том, что успешная, результативная реакция и впредь имеет тенденцию к воспроизводству при аналогичных условиях и стимулах. В этом проявляется «закон эффекта».
Закрепление реакций подчиняется «закону упражнения»: многократное повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует эти реакции. Первоначальный выбор опред. реакции в ответ на то или иное воздействие идет путем проб и ошибок: поиск ответа осуществляется методом слепых проб, продолжающихся до тех пор, пока не будет найден верный ответ и не возникнет положительный эффект. Классическая форма Б.с. достигла расцвета в 20-е гг. 20 в. На этот период приходится пик влияния Б.с. на идеи и методы соц-и. Впоследствии по мере обнаружения таких его недостатков, как тенденция к упрощению чел, и его поведения; игнорирование психики, ее соц. природы; постулирование тождества между жизнью животных и соц. бытием чел. и т.д., Б.с. стал терять популярность. Попытки самообновления породили необихевиоризм, а также общий термин «бихевиориальные науки», к-рый ныне, означая тенденцию к появлению сквозного интердисциплинарного комплекса, изучающего самые разные аспекты поведения, уже не несет идеол. нагрузки бихевиоризма.
Лит.: Уотсон Дж.Ь. Бихевиоризм // БСЭ. Т. 6. М., 1927; Watson J.B. Behaviorism. Ν.Υ., J925; Handbook of Social Psychology. N.Y., 1998.
Д.В, Ольшанский
БРАК— истор. обусловленная, санкционированная и регулируемая об-вом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и об-ву. От характера брачных отношений в значительной мере зависят количественные и качественные показа-
БЫТ
тели воспроизводства нас, физическое и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется ес-теств. потребность людей в продолжении рода, преобразованная соц. условиями и культурой.
Соц. сущность Б. опред. в конечном счете господствующими обществ, отношениями, испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя Б., об-во берет на себя опред. обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в Б., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи.
Как соц. отношение Б. имеет преимущественно нравственно-правовую природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нем как личности и граждане гос-ва. В числе нравственных ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности Б,: индивидуальная половая любовь, чувства материнства и отцовства, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь.
Моногамный Б. приобретает ряд специфических для данной формации соц.-правовых черт. Так, в рабовладельческом об-ве Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство. В раннем европ. Средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с согласия феодала. В условиях капитализма значительно усиливается воздействие частнособственнических отношений на Б. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой мор. привели, с одной стороны, к дезорганизации, к кризису «классического» собственнического Б. (рост числа разводов и «дезертиров*•), с др. — к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характери-
зующихся относительным равноправием супругов.
Создание возможности равноправия женщин с мужчинами ведет к нравственному обогащению отношений между полами. Добровольный равноправный союз мужчин и жекшин обеспечивает их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое и нравственное регулирование брачных отношений не противоречит свободе брака и направлено, в первую очередь, на его защиту.
Лит.: Семенов Ю.0. Происхождение брака и семьи. М., 1974; Голод СИ. Стабильность семьи: социол. и демогр. аспекты. Л., 19S4; Мацковский М.С. Соц-я семьи: проблемы методологии и методики. М., 1989; Антонов А,И., Медков В.М. Соц-я семьи. М., 1996; Антонов A.M., Сорокин С.А. Судьба семьи в России 21 в. М., 2000.
А.Г. Харчев
БЫТ — сфера внепроизводетвенно-экон. и соц. жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями. В широком смысле Б. — уклад повседневной жизни. Б. оказывает огромное влияние на др. области соц. жизни и прежде всего на труд, обществ, деятельность, психол. настрой и поведение людей. Различают обществ., городской, сельский, семейный, индивидуальный Б, Структура Б. может рассматриваться с т.з. соотношения: материального и духовного; обществ, и индивидуального; видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиол. потребностей, бытовой труд, досуг), типов соц. объединения и общения (семья, соседство, товарищеские компании, молодежные гр. и т.д.). Под влиянием соц.-экон., а также геогр. условий у разл. народов вырабатывается комплекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. У разл. кл. и соц. гр., в г. и деревне складываются разные формы Б.
БЮРОКРАТИИ ТЕОРИЯ
Входе истор. развития об-ва изменяется характер как самих элементов Б., так и его структуры. В основе этих изменений в конечном счете лежит развитие производительных сил и смена способов производства. Значение Б. в жизни людей возрастает в связи с процессом урбанизации и увеличением свободного времени. Расширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на массовые потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного потребления), ведет к изменению структуры семейного и индивидуального Б. В ходе соц,-экон. и культ, прогресса человечества наряду с процессом интернационализации Б. происходит обогащение его нац. особенностей у разных народов и соц. гр.
Процессы, происходящие в сфере Б., приводят к стандартизации нек-рых его элементов. Однако это не означает нивелирования потребностей и вкусов людей, хотя и порождает сходный стиль жизни у членов опред. соц. и профессиональных гр.
Лит.: Харчев А,Г, Брак и семья в СССР. М., 1979; Голод СИ. Стабильность семьи: социол. и демогр. аспекты. Л., I9S4; Мацковскии М.С. Соц-я семьи: проблемы методологии и методики. М., 1989; Антонов А,И,, Медков В.М, Соц-я семьи. М., 1996; Антонов А.И., Сорокин СА. Судьба семьи в России 21 в. М., 2000.
А. Г. Харчев
БЮРОКРАТИИ ТЕОРИЯ- концепции «науч. управления» об-вом, отражающие реальный процесс бюрократизации всех его сфер в период перехода от свободного предпринимательства к гос.-монополист, капитализму. Начиная с М. Вебера исследователи бюрократии Р. Мертон, Р. Бендикс, Ф. Селзник, Э. Гоулднер, М. Крозье, С. Липсет и др. гл, внимание уделяли анализу функций и структуры бюрократической орг-ции, стремясь представить процесс бюрократизации как явление, характеризующееся внутренне присущей кап, об-ву «рациональностью».
Теор. истоки совр. Б.т. восходят к А. Сен-Симону, к-рый первым обратил внимание на роль орг-ции в развитии об-ва, считая, что в орг-циях будущего власть не должна передаваться по наследству, она будет сосредоточиваться в руках людей, обладающих специальными знаниями. Опред. вклад в Б.т. внес О. Конт. Однако систематическое развитие проблематика бюрократии впервые получила у Вебера. В кач-ве осн. черты бюрократии как специфической формы орг-ции совр. об-ва Вебер выделяет рациональность, считая бюрократическую рациональность воплощением рациональности капитализма вообще. С этим он связывает решающую роль, к-рую должны играть в бюрократической орг-ции техн. специалисты, пользующиеся науч. методами работы.
Согласно Веберу бюрократическая орг-ция характеризуется: 1) эффективностью, к-рая достигается за счет строгого разделения обязанностей между членами орг-ции, что дает возможность использовать высококвалифицированных специалистов на руководящих должностях; 2) строгой иерархизацией власти, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания нижестоящими сотрудниками и т.д.; 3) формально установленной и четко зафиксированной системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям в кратчайший срок; 4) безличностью адм. деятельности и эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами орг-ции, где каждый из них выступает не как индивид, а как носитель соц. власти, представитель опред. должности. Признавая эффективность бюрократии, Вебер выражал опасение, что ее неизбежное повсеместное развитие приведет к подавлению индивидуальности, утрате ею личностного начала.
В послевеберовский период происходит постепенный отход от рациональной модели бюрократии и переход к построению более реалистической модели,
БЮРОКРАТИИ ТЕОРИЯ
представляющей бюрократию как «ес-теств. систему», включающую наряду с рациональными моментами — иррациональные, с формальными — неформальные, с эмоционально нейтральными — личностные и т.д. Гоулднер связывает этот подход с традицией, идущей от Конта, отмечавшего роль «стихийных», «естеств.», «органических» тенденций в складывании соц. орг-ций. В числе совр. представителей этого подхода: Р. Майкелсон, Селзник, Т. Парсонс, а также Мертон, применивший к анализу бюрократии понятие «дисфункция». Наиб, распространенной дисфункцией бюрократической орг-ции, по мнению Мертона, явл. перенос ее функционерами акцента с целей орг-ции на ее средства, в рез-те чего средства (иерархиза-ция власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование правилам, инструкциям и др.) превращаются в самоцель. Сюда же относится возникновение наряду с рациональными иррациональных целей внутри бюрократической орг-ции, замещение гл. целей побочными и т.д.
Одним из важнейших в бюрократии явл. вопрос об узаконении (легитимации) бюрократической власти. Решая
вопрос об условиях порождения отличных друг от друга видов власти, Гоулднер пришел к выводу, что существуют два типа бюрократии: представительная, для к-рой, в части., характерна власть, опирающаяся на знание и умение, и авторитарная, применяющая разл. санкции (наказания) для упрочения своей власти. Второй тип бюрократии возникает в связи с дисфункциями в бюрократической орг-ции, когда повиновение превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности.
В рамках Б.т. рассматривается и более общая проблема соотношения бюрократии и демократии. Еще Вебер видел угрозу демократии со стороны бюрократии, связывая ее с процессом «деперсонализации» индивидов в бюрократических орг-циях. Совр. представители Б.т. также отмечают эту угрозу, но тем не менее не видят перспективы развития без бюрократии.
Лит.: Тоталитаризм и посттоталитаризм. Кн. 1. М., 1994; Масловский Ы. Теория бюрократии М. Вебера и совр. полит, соц-я. Н. Новгород, 1997; История теор. соц-и: В 4 т. Т. I. М., 1997.
ЮМ. Давыдов, B.R. Фомина
В
ВАЛИДНОСТЬ(от лат. validus — сильный, крепкий) — обоснованность и адекватность исследовательских инструментов (операцийнализированных понятий, измерительных операций и экспериментов). В. логическая (В. внутренняя) — степень взаимосвязи и взаимной выводимости переменных и индикаторов.
В. эмпирическая (В. внешняя) — степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным.
К.М. Гуревт
ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ— мера пригодности методики для решения огтред. исследовательских задач, для того, чему она предназначалась. Высокая валидность свидетельствует: выявленные методикой индивидуальные особенности респондентов в данной психол. и соц. однородной выборке действительно имеют существенное значение для диагноза и прогноза их поведения и эффективности их деятельности в предусматриваемых ситуациях и условиях. При установлении валидности решающую роль играет обоснование и послед, проверка гипотезы релевантности, т.е. смыслового соответствия оценок, полученных в рез-те применения методики, с одной стороны, и формализованных оценок поведения и деятельности респондентов — с др. Предполагается, что те и др. оценки обусловлены одними и теми же индивидуальными особенностями. Теор. обоснованная релевантность подвергается практической проверке. Чем выше уровень совпадений между теми и др. оценками, тем выше валидность. Полное совпадение практически маловероятно, т.к. на уровень совпадений влияет ряд не поддающихся учету и формализации факторов: динамика мотивации, случай-
ные колебания условий, при к-рых получаются оценки, и др.
Известны три вида В.м. в с.н. Первый — по критерию. Сопоставляются оценки респондентов по примененной методике с формализованными оценками их поведения и деятельности, к-рые выступают как предмет иссл-я. Последние оценки и называют критериальными или критерием. Для определения уровня совпадений чаще всего прибегают к вычислению коэффициента линейной корреляции, используется также метод хи-квадрат, др. стат. приемы, раскрывающие тесноту связи. Следует учесть, что связь между оценками по методике и критериальными оценками не должна быть непременно прямолинейной (напр., между уровнем профессиональной квалификации и уровнем производительности).
Второй вид В.м. в с.н. — по содержанию. Ее устанавливают в тех случаях, когда нужно доказать, что включенные в методику вопр. и задания репрезентируют проблемы, встающие перед индивидом в тех сферах поведения и деятельности, к-рым посвящено иссл-е. Проверяется эта валидность сначала содержательным анализом всех вопр. и заданий, из к-рых состоит методика, чтобы дать смысловую характеристику их репрезентативности. Затем методику проверяют на соц. и психол. однородной выборке. Все индивиды, входящие в выборку, опрашиваются (экзаменуются) комиссией экспертов, причем заранее предусматривается, что вопр. экспертов ни по объему, ни по содержанию не будут копировать методику, но они должны относиться к репрезентируемым проблемам. Далее оценки по методике сопоставляются с формализованными оценками комиссии экспертов. При этом применяются те же стат. приемы, что и при работе с установлением первого вида В.м. в с.н.