Общая концептуальная схема действия
Теоретическая социология
Антология
Том 2
Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета «Books for Civil Society» при поддержке Центра по развитию издательской деятельности (OS1 — Budapest)и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) — Россия
Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2. — 424 с.
ISBN 5-8013-0151-8 (ч. 1)
ISBN 5-8013-0046-5
Цель настоящего издания — представить развитие социальной теоретической мысли от классиков до современных теоретиков. Поскольку собственно научное теоретизирование о социальном связано с осмыслением современности, то хронологически классический период относится к концу XIX - началу XX века; подбор материалов начинается именно с этого периода.
Особенностью данного издания можно считать то, что в нем представлены не только уже хорошо известные имена и работы, но и ранее не переводившиеся на русский язык авторы или работы известных теоретиков,
В данной антологии развитие представлений о социальном дано в теоретическом контексте, не ограниченном строгими дисциплинарными рамками; в собрание включены материалы из области социальной философии, антропологии, политической науки, социальной психологии и собственно социологии.
Издание предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, специализирующихся в социальных науках, для всех интересующихся проблемами современного общества.
УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73
© Баньковская С. П., составление, перевод. 2002
© Гофман А. Б., Зотов А. А., Ковалев А Л
© Малинкин А. П., Руткевич Е. Д.
© Филиппов А. Ф., перевод, 2002
Талкот Парсонc. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА: КОМПОНЕНТЫ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ*. 3
Общая концептуальная схема действия. 3
Понятие социальной системы.. 5
Понятие общества.. 6
Социетальное сообщество и его среды.. 7
Культурная система как окружающая среда общества.. 7
Личность как окружающая среда общества.. 7
Организм и физическое окружение как среды общества.. 9
Социетальное сообщество и самодостаточность. 10
Структурные компоненты обществ. 11
Процесс и изменение. 12
Парадигма эволюционного изменения. 13
Дифференциация подсистем общества.. 15
Стадии в эволюции обществ. 16
Примечания. 17
Литература.. 18
О ТЕОРИИ И МЕТАТЕОРИИ.. 19
Примечание. 25
Ирвинг Гоффман. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.. 26
Предварительные замечания. 26
Порядок взаимодействия. 26
Питирим Сорокин. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ НАУКАМ... 42
§ 1. Предмет социологии.. 42
§ 2. Основания для существования социологии как автономной дисциплины.. 43
Практическая и теоретическая важность социологии. 43
Социология и физико-химические науки. 44
Социология и биология, в частности экология. 46
Социология и индивидуальная психология. 48
Социология и коллективная психология. 49
Социология и специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей. 50
СОЦИАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*. 56
§ 1. Взаимодействие как простейшее социальное явление. 57
§ 2. Элементы явления взаимодействия. 58
§ 3. Индивиды как элемент явлений взаимодействия. 59
1. Основные биологические и психические свойства индивидов. 59
2. Полиморфизм индивидов. 60
3. Потребности человека. 61
ЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК КОЛЛЕКТИВНОЕ ЕДИНСТВО.. 66
§ 1. Явление взаимодействия как коллективное единство или реальная совокупность. 66
§ 2. Социологический реализм и номинализм.. 68
Примечания.. 72
Джонатан Тернер. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ.. 82
Философские споры.. 83
Различные стратегии аналитического теоретизирования. 86
Метатеоретизирование. 86
Аналитические схемы.. 87
Пропозициональные схемы.. 87
Моделирующие схемы.. 88
Относительные достоинства разных теоретических стратегий. 89
Спор о содержании аналитического теоретизирования. 90
Сенсибилизирующая схема анализа человеческой организации.. 90
Микродинамика. 91
Макродинамика. 99
Аналитическое теоретизирование: проблемы и перспективы.. 104
Рэндалл Коллинз. СОЦИОЛОГИЯ: НАУКА ИЛИ АНТИНАУКА?. 106
Мнимая несостоятельность социологического исследования. 106
Ситуационный и рефлексивный индетерминизм.. 108
Место неформальных понятий и интуиции в теории.. 109
Насколько непредсказуем социальный мир?. 111
Не приводит ли знание социологического закона к его рефлексивному самоопровержению?. 111
Общество как дискурс. 112
Метатеоретическая атака на причинность. 115
Препятствия накоплению знания и организационная политика социологии.. 116
Заключение. 118
Примечания. 119
Литература.. 119
Энтони Гидденс. НОВЫЕ ПРАВИЛА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА.. 121
Предисловие к первому изданию... 122
Действование, акты-идентификации и коммуникативная интенция. 127
Проблемы действования. 127
Интенции и проекты.. 129
Идентификация актов. 131
Рационализация действия. 132
Смысл и коммуникативное намерение. 135
Примечания. 138
Никлас Луман. «ЧТО ПРОИСХОДИТ?» И «ЧТО ЗА ЭТИМ КРОЕТСЯ?». ДВЕ СОЦИОЛОГИИ И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА.. 138
Примечания. 151
Юрген Хабермас. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СИСТЕМОЙ И ЖИЗНЕННЫМ МИРОМ В УСЛОВИЯХ ПОЗДНЕГО КАПИТАЛИЗМА.. 153
Примечания. 161
Литература.. 162
Пьер Бурдье. ОПЫТ РЕФЛЕКСИВНОЙ СОЦИОЛОГИИ.. 162
I. Передача профессии из поколения в поколение. 162
II. Мыслить относительно. 165
III. Радикальное сомнение. 170
IV. Двойная связь и конверсия. 175
V. Включенная объективация. 177
Примечания. 181
Литература: 185
Талкот Парсонc. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА: КОМПОНЕНТЫ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ*
* Печатается по: Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. Весна 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 94-122.
Общество является особым видом социальной системы. Мы рассматриваем социальную систему как одну из первичных подсистем системы человеческого действия наряду с такими подсистемами, как организм, личность и культура1.
Общая концептуальная схема действия
Содержание действия образуют структуры и процессы, на основе которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно реализуют их в конкретных ситуациях. Слово «осмысленный» предполагает символический (культурный) уровень смыслового представления и референции. Намерения в совокупности с их осуществлением предполагают способность системы действия — индивидуального или коллективного — изменять свое положение по отношению к определенной ситуации или окружению в желательном для системы направлении.
Мы предпочитаем использовать термин «действие», а не «поведение», поскольку нас интересует не конкретное физическое поведение, а его обобщенные типовые характеристики (образцы) и осмысленные результаты (физические, культурные и др.) — от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие формирование этих образцов.
Человеческое действие является «культурным» в том плане, что смыслы и намерения действий выражаются в терминах символических систем (включая коды, посредством которых они реализуются в соответствующих образцах); универсальной для всех человеческих обществ символической системой является язык.
Существует подход, в рамках которого любое действие рассматривается как действие личности. Однако такие подсистемы, как организм и культура, содержат существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.
Если говорить об организме, то его первичной структурной характеристикой является не анатомическая специфика, а видовой тип2. Конечно, такой тип не существует в чистом виде — сложная генетическая конституция любого индивидуального организма уникальна и содержит как комбинации присущих виду генетических характеристик, так и результаты воздействия окружающей среды. Но как бы ни были важны для определения конкретного действия индивидуальные различия, именно общие типовые характеристики больших человеческих групп — включая их дифференциацию по полу — образуют органическую основу действия.
Было бы неверным считать, что генетическая конституция организма изменяется под воздействием внешней среды. Напротив, генетическая конституция задает общую «ориентацию», которая воздействует на анатомические структуры, физиологические процессы и поведенческие образцы, возникающие в ходе взаимодействия с окружающей средой на протяжении всей жизни организма. Среди факторов окружающей среды можно выделить две категории: во-первых, факторы, влияющие на ненаследственные свойства физического организма; во-вторых, факторы, обусловливающие элементы поведения, усваиваемые в процессе обучения; именно на последних нам следует сосредоточить внимание. Хотя организм конечно же способен к обучению в окружающей среде самостоятельно, т. е. при отсутствии других поведенческих организмов, теория действия исследует прежде всего такой процесс обучения, при котором другие организмы этого же вида составляют наиболее важную характеристику окружающей среды.
Символически организованные культурные образцы, как и все другие компоненты живых систем, возникают в процессе эволюции. При этом развитие их до лингвистического уровня — это феномен, присущий исключительно человеку. Способность обучаться языку и использовать его обусловлена специфической генетической конституцией человека, что подтверждается неудачными попытками обучения языку других видов (особенно приматов и «говорящих» птиц) (Brown, 1958. Ch.V). Но генетически предопределена только эта общая способность, а не те реальные символические системы, которые усваивают, используют и развивают конкретные человеческие группы.
Более того, несмотря на действительно большие способности человеческого организма к обучению, а также к созданию новых элементов культуры, ни один индивид сам по себе не в состоянии создать систему культуры. Основные воплощенные в типовых образцах характеристики культурных систем изменяются лишь на протяжении жизни многих поколений, им всегда следуют относительно большие группы, и они никогда не могут относиться лишь к одному или нескольким индивидам. Индивид научается им в основном пассивно, хотя и может привнести в них незначительные созидательные (или деструктивные) изменения. Более общие культурные образцы обеспечивают системе действий высокоустойчивые структурные опоры, в достаточной мере соответствующие генетически заложенным свойствам вида. Они связаны с усваиваемыми элементами действия точно так же, как гены — с врожденными признаками (Emerson, 1956).
В границах, определяемых, с одной стороны, генетикой вида, а с другой — нормативными культурными образцами, располагаются возможности конкретных индивидов и групп развивать независимые структурированные поведенческие системы. Поскольку действующее лицо (actor) в генетическом плане является человеком и поскольку его научение происходит в контексте определенной культурной системы, его поведенческая система (которую я буду называть его личностью), усвоенная посредством обучения, имеет черты, общие с другими личностями, например, язык, на котором он привык говорить. В то же время его организм и его окружение — физическое, социальное и культурное — всегда в определенных аспектах уникальны. Следовательно, его собственная поведенческая система будет уникальным вариантом культуры и присущих ей образцов действия. Поэтому существенно важно рассматривать систему личности как не сводимую ни к организму, ни к культуре. То, чему научаются, не является ни фрагментом «структуры» организма в обычном смысле слова, ни свойством культурной системы.
С аналитической точки зрения, система личности является самостоятельной системой^.
Хотя процесс социальных интеракций* внутренне связан и с личностными характеристиками взаимодействующих индивидов, и с культурными образцами, он тем не менее образует самостоятельную, четвертую систему, которая в аналитическом плане независима от систем личности, культуры и организма (см. главу «Некоторые фундаментальные категории теории действия», а также главу Т. Парсонса и Э. Шилза в кн.: Parsons et al., 1951; см. также Parsons, 1968а). Эта независимость становится наиболее очевидной, когда на первый план выступают требования интеграции, столь необходимой системам социальных отношений из-за их внутренней расположенности к конфликту и дезорганизации (речь идет о том, что иногда обозначается как проблема порядка в обществе, поставленная в классической форме Томасом Гоббсом4). Система интеракций и есть социальная система, которая является подсистемой системы действия и выступает в качестве основного предмета анализа в данной работе.
* Interactions, т. е. взаимодействий. — Прим. перев.
Вышеприведенная классификация четырех наиболее общих подсистем человеческого действия — организма, личности, социальной системы и культурной системы — представляет собой реализацию общей парадигмы, которая может быть использована при анализе всей сферы действия и которую я буду применять дальше для анализа социальных систем.
С помощью этой парадигмы любая система действия анализируется в терминах следующих четырех функциональных категорий, обеспечивающих: 1) формирование главных, «руководящих» или контролирующих, образцов системы; 2) внутреннюю интегрирован-ность системы; 3) ее ориентацию на достижение целей по отношению к окружающей среде; 4) ее адаптацию к влиянию окружающей среды, рассматриваемой в широком смысле, — т. е. к физическому окружению, не связанному с действием. В рамках систем действия культурные системы выполняют функцию поддержания образца; социальные системы — функцию интеграции действующих элементов (индивидов или, точнее, личностей, исполняющих роли); системы личности — функцию достижения цели, а поведенческий организм — функцию адаптации (см. схему 1).