Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). На лекциях излагается основное содержание тем курса, даются методические указания по дальнейшей работе студента
На лекциях излагается основное содержание тем курса, даются методические указания по дальнейшей работе студента. Работа на семинарах и самостоятельная работа направлены на освоение отдельных тем курса, знакомство с литературой, выработку умений и навыков, указанных в требованиях к уровню освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Социология конфликтов», предусмотренная учебным планом в объеме свыше 70% общего количества часов. Основными видами и формами самостоятельной работы студентов по данной дисциплине являются:
- ознакомление с основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка по вопросам;
- самостоятельное изучение указанных тем;
- написание эссе;
- выполнение практических заданий;
- разбор конкретных ситуаций;
- составление карты конфликта;
- подготовка к тестам.
Приступая к изучению материалов занятия, студенты вначале должны ознакомиться с методическими рекомендациями, литературой, первоисточниками по соответствующей теме. В планах семинарских занятий предложен круг вопросов, заданий и тем эссе, который подобран так, чтобы было по частям раскрыто содержание темы в целом. Вместе с тем, вопросы и задания направляют студентов на творческий подход к освоению дисциплины.
Наиболее распространенной формой самостоятельной работы студентов является чтение основной и дополнительной литературы по курсу, конспектирование и заучивание материала. Во время чтения материала по той или иной теме необходимо обратить внимание на содержание основных понятий, категорий и терминов, употребляемых в данной дисциплине. Их определение в различной литературе может быть различным. Вчитываясь внимательно и размышляя над тем или иным определением понятия, категории, термина можно заметить, что определение предлагает особый срез видения проблемы. Плюрализм содержания понятий, категорий и терминов стоит учитывать и по возможности при ответе обращать на это внимание, давая сравнительный анализ различий и сходства определений и представлений о каком-либо общественном явлении.
- Процесс изучения учебной, научной, методической литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и конспектирования. Конспекты бывают нескольких видов:
- 1. Плановый конспект – конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.
- 2. Свободный конспект – конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.
- 3. Текстуальный конспект – конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.
- 4. Тематический конспект – конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.
- Конспект должен последовательно и логично отражать взаимосвязь важнейших суждений и позиций автора или авторов, отражать основную суть конспектируемой темы курса. Составленный конспект поможет в запоминании прочтенного материала. Рекомендуется основные понятия темы выучить наизусть. Выученные понятия и категории позволят легко ориентироваться в теме и принимать активное участие в обсуждении ее на семинарских занятиях.
В процессе изучения данной дисциплины учитывается посещаемость лекций, оценивается активность студентов на семинарских занятиях, а также качество и своевременность подготовки теоретических материалов, творческих заданий и презентаций эссе, выполнение тестовых заданий. Так как большая часть учебной нагрузки по дисциплине является самостоятельная работа студента, то проводится индивидуальный зачёт по предложенным вопросам. Студент, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии вопроса студенту предлагается повторная подготовка и перезачёт.
Подготовка эссе. Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Формы эссе могут быть различными. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т. д. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Структура эссе включает в себя: вступление, где ставится проблема, мысли автора по проблеме в форме кратких тезисов, подкрепление каждого тезиса доказательствами (аргументами), заключение, в котором резюмируется мнение автора.
Для освоения дисциплины необходимо выполнение практических заданий. Некоторые задания рассчитаны на индивидуальную работу студентов, некоторые на групповую.
Составление карты конфликта. Студенты самостоятельно выбирают пример социального конфликта (из СМИ, художественной литературы, художественных или документальных фильмов, из собственной практики) и в графической (или табличной форме) отображают составляющие элементы конфликта, последовательно анализируя поведения участников конфликтного взаимодействия, формулирование основной проблемы, цели участников, основные этапы, способы устранения причин, приведших к конфликту и т. д. по предложенной схеме. Технология картографии конфликта позволяет продемонстрировать умения и навыки анализа конфликта, определения структуры и динамики конфликта, способов его разрешения и профилактики. Для примера можно использовать: А. В. Дмитриев Социальный конфликт: общее и особенное. – М., 2002. – С. 262-268 (разбор с конфликтологической точки зрения произведения Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
1) посещать все занятия, т. к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения;
2) все рассматриваемые на семинарских занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь;
3) обязательно выполнять все домашние задания; Отсутствие на семинарских занятиях не освобождает студента от выполнения домашнего задания. Выполненные задания необходимо предоставить преподавателю в письменном виде;
4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т. к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому студенту;
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Набор слайдов;
Электронные образцы документов
Программы, обеспечивающие доступ в сеть Интернет (например, «Google chrome»);
Программы для демонстрации и создания презентаций (например, «Microsoft PowerPoint»);