Основные подходы к понимаю права в классической социологии
Классическое наследие сохраняет значение для обсуждения вопросов социологического анализа права. В русской юридической мысли: Н.И. Кареев ввел понятие социологи-юристы - СМ. Муромцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Н.А. Гредескул, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский. В западной научной традиции может быть назван круг ученых- основателей социологии права: - Е. Эрлих, Р. Паунд, О. Холмс, Г. Гурвич. Особое место среди исследователей, реализовавших социологический подход к праву, занимают Э. Дюркгейм и М. Вебер, предложившие системы социологических построений, ставших социологической классикой.
3.1.1. Социология права Э. Дюркгейма
Право может быть рассмотрено как социальный факт, отличный от фактов природных и индивидуально-психологических. Различие определяется природой объекта (естественная - искусственная реальность), выстраиванием не непосредственной, а опосредованной связи между событием и произведенным им последствием, индивидуальным и социально-типическим.
Право у Дюркгейма определяется как социальный факт, для которого характерны:
1.Вещное качество. Это социальная вещь, для которой характерно вещно наблюдаемое воплощение во внешних формах– кодексах, нормативных актах, текстах законов.
2. как, наверное, никакому другому социальному феномену, праву присущи признаки социальных фактов – надындивидуальность и принудительность.
3.Право выступает как социальный институт, удовлетворяющий потребность в урегулировании и разрешении конфликтов.
Повторяющиеся, устойчивые общественные отношения закрепляются в юридических нормах.
Право - организация жизни общества в наиболее устойчивых формах. Политическая жизнь находит выражение в публичном праве. Семейные отношения - в наследственном праве.
Важный вывод: Понимание права как социального факта позволило Э. Дюркгейму разработать методологию изучения общества через призму права, системы юридических правил, ставшую на рубеже XIX—XX вв. научным прорывом в развитии социологии права
Для понимания исторической эволюции форм права для Дюркгейма важно понятие солидарность.
Солидарность как явление морального порядка ускользает от строгого научного анализа.
Солидарность внешне проявляется в системе права.
Предпосылкой социологического анализа у Дюркгейма является также идея разделения труда как социальный закон, источник развития цивилизации.
В 1993 году он защитил докторскую диссертацию “О разделении общественного труда”.
Разделение труда - закон, который управляет обществом без его ведома, латентно, он создает связи, показывающие характер солидарности
Дюркгейм выделяет два типа социальной солидарности: механическую и органическую.
Параметры механической социальной солидарности:
- Низкий уровень общественного разделения (взаимозаменяемость).
- Слабая социальная дифференциация, ограниченность и рельефность выделяемых социальных функций: их мало и они четко определены.
- Общезначимые ценности, мораль, религия.
- Общественное сознание охватывает всех, а индивидуальные особенности личности минимизированы.
- Образ для этой системы построений: индивиды подобны молекулам в жесткой системе связей.
Параметры органической солидарности:
- Высокий уровень общественного разделения труда, слабая функциональная взаимозаменяемость.
- Резкое увеличение количества структур и функций в социуме.
- Выявление своеобразия индивидуального сознания, глубокая специализация социальных функций.
- Индивидуальная форма активности как условие существования целого.
Двум типам социальной солидарности соответствует два типа правовых систем: репрессивная и реститутивная.
Особенности репрессивной системы права:
- Слабая дифференциация правовой системы, акцент на нарушении запретов, связанных с поддержанием ритуализированных форм общественной жизни и малое внимание к нарушению прав личности.
- Явление диффузия права: правоприменение различно в зависимости от статуса того или иного субъекта, социального региона. Характерна апелляция к общественному мнению для решения правовых вопросов. Собрание граждан может выступать в качестве субъекта правопроизводства.
- Основано на страсти и мщении. Карательная направленность правосудия, жестокость наказания: применяется практика двойных наказаний, когда к собственно наказанию добавляется жесткое моральное осуждение.
- Поддержание социального порядка опирается на чувство страха как главный мотив добропорядочного поведения.
Особенности реститутивной системы права:
- Система права дифференцирована и специализирована. Для нее характерны качественно-количественная развитость.
- Определяющим является формальный принцип равенства в правоприменении. Действителен принцип равной защиты прав и свобод личности. Имеет место специализация юридических институтов.
- Правоприменительная практика ориентирована на то, чтобы восстановить существующий порядок, а не на то, чтобы причинить страдание.
- Поддержание социального порядка опирается на систему права и внутренне осознанный выбор граждан в пользу правовой лояльности.
Смысл наказания в разных системах права различен, хотя направлен на то, чтобы поддержать существующие социальные структуры (простые или сложные).
- В обществе с механической солидарностью смысл наказания заключен в том, чтобы уничтожить то, что нарушает существующий тип социальных отношений.
- В обществе с органической солидарностью смысл наказания заключен в том, чтобы поддержать то, что образует сложность социальной структуры.
3.1.2. Социология права М. Вебера
Определяющая особенность методологии М. Вебера – анализ социальных феноменов изнутри, с точки зрения социально значимых смыслов, с т. зрения их динамики смыслов и их оформления.
На уровне концептов и понятий вклад М. Вебера в социологию права может быть определен следующим образом: Вебер разработал концепцию рационализации права, представление о видах господства как основания типов правовых систем, предложил концепцию бюрократии как атрибута системы рационального господства.
Напомним общетеоретические предпосылки социологического анализа у Вебера:
1. Он исследует социальные феномены изнутри, с т. зр. индивидуального смысла и его включенности в систему социальных отношений и социального порядка через социальное действие. В отличие от современников, пытавшихся уподобить социологию естествознанию, Вебер обратил внимание на то, что роль наблюдателя в естественных науках позволяет ему делать верные выводы, оставаясь на позициях внешнего наблюдения. В социальных науках, напротив, речь идет о субъективных действиях людей, обладающих сознанием, и по тому их поведение нельзя понять «извне», а можно только «изнутри», раскрыв для себя те субъективные смыслы, которые индивиды вкладывают в свои действия. Для обозначения процедуры постижения смысла Вебер пользовался категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как метода, предваряющего и делающего единственно возможным социологическое объяснение (Понимание + объяснение). С помощью этого метода социологи мысленно стараются стать на место других людей и идентифицировать их мысли и чувства. Такой метод Вебер назвал «понимающей социологией». В отличие же от психологии социология интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если и поскольку личность вкладывает в свои действия определенный, социально значимый смысл.
2. Большое значение в методологии Вебера имеет понятие идеального типа; Вебер изложил его в работе «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904). Поскольку Вебер считает социальные науки науками историческими, он указывает на то, что формирование понятий в этих науках всегда является формированием типов, т.е. обобщением конкретных исторических явлений. Идеальные типы не являются отражением действительности, это нереальные, т.е. мысленные, конструкции, которые могут быть использованы в целях анализа как «типы в чистом виде», т.е. они сконструированы как абстрактные понятийные образования, которые служат инструментом познания действительности, однако сами как таковые в действительности не существуют.
Такими идеальными типами являются выделенные Вебером типы социального действия и типы господства.