Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Лопаткина Екатерина, гр. 2113.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
Классическая работа в области социологии научного знания. Выполнена в традициях социально-конструктивистского подхода и прямо указывает на методологию социологии знания. Авторы определяют знание как все, что считается знанием в обществе, и в этом состоит главная сложность реализации проекта социальной эпистемологии, когда не принимается и не признается отличие одного типа знания (например, научного) от другого (религиозного, мифологического и пр.). Если смириться с этой самоопровергающей «особенностью» такого типа объяснения, то процесс познания можно считать вслед за авторами книги процессом создания («объективации») мира через его распознавание.
2. Бэкон Ф. Новая Атлантида / Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. – М. Мысль, 1978.
Эта работа Френсиса Бэкона широко известна в кругах науковедов и по праву считается одной из первых в области социологии науки. По жанру – утопия или приключенческий роман – эта работа не похожа на обычные философские эссе того времени. Незавершенная автором, «Новая Атлантида» стала завершением формирования образа науки Нового времени, поскольку описывала социальное устройство организации науки нового типа («Дом Соломона») и фактически предсказывала проект Просвещения. Фантазии Бэкона носят вполне практический характер, поэтому неслучайно, что именно этот социальный порядок будущего Научного Королевского Общества стал образцом при создании как Берлинской, так и Петербургской академий наук: аналогии с современной организацией науки очевидны и удивительны.
3. Вебер М. Наука как профессия и призвание. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Эта работа является хрестоматийной по многим темам и проблемам, в том числе и по социологии науки. Важно отметить, что в этой работе Вебер рассматривает академическую профессию как часть социального устройства института науки, а не просто напутствует студентов о великом предназначении ученого в мире. И хотя метод Вебера далек в этой работе от принятого сейчас в социологии науки, однако некоторые из наблюдений актуальны до сих пор, поскольку не существовало тогда, как и не существует сейчас, окончательной ясности в вопросе: «Является ли наука призванием или профессией?»
4. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2002. - 1281 с.
В 1995 году Карен Кнорр-Цетина писала, что самым плодотворным и перспективным она видит путь сочетания сетевой модели науки и конструктивистской парадигмы. Для известного социолога Рэндала Коллинза, не занимавшегося ранее социологией науки, это послужило отправной точкой создания этого масштабного и амбициозного труда. Главная цель книга состоит в том, чтобы заменить философию науки более «глубоким», надфилософским метатеоретическим уровнем социологии самой этой философии. Основное препятствие на этом пути состоит, однако, в том, что социология научного познания, которую избрал Р. Коллинз как основу, не только сама остро нуждается в обосновании, но и не предполагает самостоятельного (т.е. автономного, «антифилософского») метода аргументации. Эта книга интересна как наиболее глобальный проект конкретной реализации конструктивистской установки, но не может стать фактическим материалом для анализа ни одной из представленных в ней философских систем, поскольку не может (и, видимо, не должна) рассказать обо всем содержательно и достоверно.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Судьбоносная для социологии науки, философии науки и отчасти для теории познания книга американского физика и социолога науки Томаса Куна в свое время потрясла научное сообщество смелостью своих выводов при весьма нехитрой и неоригинальной аргументации. Новая историография Куна (авторство которой, кстати, в большей мере принадлежит не самому Куну и не его предшественнику Полани, а тем социальным ученым, которые стали черпать в «Структуре научных революций» идеи их собственной эпистемологической автономии) прочно утвердилась в представлениях социологов и культурологов сначала о том, что такое естествознание (Hard Science), а затем и наука как социальный процесс (не продукт как у Мертона) вообще. Это основная книга экстерналистской философии науки XX века.
6. Лаудан Л. Наука и ценности / Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М.: Логос, 1996. С. 295 – 342.
Этот фрагмент творчества Л. Лаудана знаменателен для социологии науки тем, что в нем он проводит четкое различие между социологическим поиском консенсуса в науке (намекая на парадигму Р.Мертона) и тем более социологическим поиском диссенсуса в ней же («сильная программа»). Оставаясь до конца латентным позитивистом, Лаудан размышляет о том, как устроены споры в науке, какие стадии проходят диспуты перед тем, как зайти в тупик, поскольку, по выражению Планка: «Ученые не сдают свои позиции – они просто умирают». Лаудан, таким образом, подчеркивает роль аксиологии и роль дискуссий, понимаемых в духе попперовской «дискуссии по существу».