Тесты промежуточного контроля по теме 2.

1. Процедуры социологического исследования – это:

а) последовательные операции по организации исследования

б) методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации

в) способы построения и обоснования научного знания

г) теоретическое обоснование проблемы и логики исследования

2. Что означает «операционализация» понятий?

а) детализация до уровня однозначно понимаемых терминов

б) усложнение понятий

в) составление совокупности родственных понятий

г) поиск эмпирического индикатора понятия

3. Что из перечисленного не относится к инструментарию социологического исследования?

а) анкеты

б) бланки интервью

в) личные документы интервьюера

г) карточки для фиксации наблюдений

4. Что понимается под валидностью шкалы измерения?

а) правильность выбора индикатора

б) полнота

в) точность

г) чувствительность

5. Какого метода исследования не существует?

а) экспертного опроса

б) полевого эксперимента

в) выключенного наблюдения

г) фокусированного интервью

6. Среднее количество респондентов, участвующих в фокус-группе:

а) от 10 до 20 человек

б) от 6 до 12 человек

в) от 50 до 100 человек

г) от 2 до 5 человек

7. Какого типа выборки не существует:

а) случайной

б) квотной

в) гнездовой

г) квадратной

8. В контент-анализе к качественным (смысловым) единицам относятся: а) категории и их индикаторы в тексте

б) названия публикаций

в) количество строк

г) сведения об авторах

9. Что из перечисленного можно считать преимуществом интервьюирования?

а) простота и быстрота

б) возможность быстрого получения информации о респонденте

в) возможность зафиксировать реакцию респондента на вопросы

г) малые финансовые затраты

10. С каким утверждением Вы не согласны?

а) социометрический анализ необходим при изучении неформальных связей в социальных группах

б) социометрический анализ менее точен, чем включенное наблюдение

в) социометрический анализ сложно осуществить в больших группах

г) социометрия используется и в социальной психологии

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

1. Системные характеристики общества

2. Типологии обществ

3. Социальная деятельность, взаимодействие, отношения

4. Социальные процессы и изменения

1.

Понятие «общество» в широком смысле означает совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. В узком понимании это относительно самостоятельный элемент исторически определенной целостности.

Человечество представляет совокупность разнообразных обществ. Каждое из них объединяет разнородные социальные, этнические, демографические общности заинтересованностью в использовании ресурсов, едиными социокультурными, экономическими связями.

Каждое общество (точнее, социум) представляет единство противоположностей, целостность которого базируется на общности жизненно важных интересов. В обыденном сознании общества нередко отождествляются с государствами. Так, в эпоху Античности общество отождествлялось с жителями города-государства (в трудах Платона и Аристотеля). Однако исторически, с точки зрения системного подхода, государство, как политический институт, по отношению к обществу является производным от его общих интересов, составляющей социальной системы. В эпоху Средневековья обществом считался христианский мир (в трудах Аврелия Августина и Фомы Аквинского), в Новое время философы понимали общество как совокупность жителей Европы (европейцев), у К. Маркса и Ф. Энгельса общество – это прежде всего общественно-экономическая формация, у О. Конта – все люди с самого зарождения человечества. В современной социологии для определения общества часто используют системный подход.

Одним из первых теоретиков, заложившим основы системного подхода является, Г. Спенсер, по мнению которого социальный мир можно рассматривать как некое целое или организм, состоящий из совокупности взаимодействующих частей, органов.

Большой вклад в разработку системной методологии в изучении общества внес А.А. Богданов, который в фундаментальной работе «Тектология. Всеобщая организационная наука» доказывал, что все проявления человеческой жизни (социальное общение, все формы поведения и образа жизни людей, социальная структура и трудовая деятельность, мышление) пронизаны организационными принципами. А. Богданов обосновал основные теоретические положения и принципы системного подхода: обратной связи, открытости (т. е. система взаимодействует с окружающей средой посредством обмена энергией и веществом).

Л. фон Берталанфи выдвинул основные принципы функционирования систем (в том числе и социальных), баланса между входом и выходом, идею изоморфизма, согласно которой все системы обладают общими чертами, определяемыми как системные черты.

Анализ подходов в рамках общесистемной методологии позволяет выделить следующие признаки общества:

1) целостность (означает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого);

2) иерархичность(каждый элемент рассматривается как система по отношению к его составляющим и как подсистема по отношению к более широкой системе);

3) функциональность (система в целом и каждый ее элемент выполняют строго определенные функции, несводимые друг к другу);

4) устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

5) динамизм (смена поколений, преемственность, замедление или ускорение развития);

6) открытость (социальная система сохраняет себя, в то же время взаимодействуя с природой);

7) саморазвитие (такие функции, как производство, распределение, потребление, базируются на потребностях, интересах социальных общностей);

8) структурность (возможность описания системы через установление связей и отношений между элементами внутри системы).

Как живая система общество организовано в двух измерениях:

- в пространстве (большие массы людей работают вместе, сплочены общими задачами, нормами социальной жизни);

- во времени (происходит смена поколений, и каждое новое поколение застает уже сложившиеся формы жизни, установленные отношения и продолжает их развивать).

Однако социальные системы могут не только поддерживать себя, но и распадаться, трансформироваться в другие.

Случайный, непредсказуемый характер полученных в ходе социологического изучения величин во многом объясняется тем, что уже в свойствах простейшего элемента социальной системы, каковым является индивид, во всем многообразии своих функций, целевых установок и стереотипов поведения, заложены потенциальные возможности многовариантности, известной непредсказуемости в образовании внутрисистемных отношений. Помноженная на многократную гетерогенность (неоднородность) элементов, эта многовариантность делает социальную систему сверхсложным системным объектом [1].

Таким образом, общество как социальная система представляет целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Социальные связи и отношения, а также социальные институты и общности представляют основные виды организации социальной жизни, базовые элементы общества.

Таким образом, общество – это сложная высокоорганизованная динамичная система, способная к саморазвитию, объединяющая в единое интегральное целое материальные и духовные подсистемы.

2.

В истории развития человеческой цивилизации существовало и существует большое количество обществ.

Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:

1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.

2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.

В социологической науке распространена типологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.

Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности.

Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Во второй половине ХХ века определяющим фактором социально-экономического развития западного общества становится переход от экономики вещей к экономике знаний, что обусловлено возрастанием роли социальной информации и информационно-коммуникационных технологий в управлении всеми сферами жизни общества. Информационные процессы становятся важнейшей составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности общества и государства. Поэтому в социальных науках появляется термин «информационное общество», разрабатываются его сущностные характеристики, социальные и духовные последствия развития. Основоположниками теории информационного общества являются Ю. Хааши, Т. Умесао, Ф. Махлуп. Среди исследователей роли социальной информации в современном обществе не сложился единый подход к термину «информационное общество». Одни авторы считают, что в последнее время возникли информационные общества с характерными признаками, которые существенно отличают их существовавших в прошлом (Д. Белл, М. Кастельс и др.). Другие исследователи, признавая, что информация в современном мире приобрела ключевое значение, считают, что основной чертой настоящего является его преемственность относительно прошлого, рассматривают информатизацию как одну из неосновных характеристик устойчивости социальных систем, как продолжение ранее установленных отношений (Г. Шиллер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.).

Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок:

1) это тотальная информатизация: повсеместное распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами работы с формализованными знаниями, беспрецендентное сокращение «дистанции» между появлением новой идеи и освоением ее индивидами;

2) убыстрение технических средств реализации идеи, т. е. сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующихся для ее материального воплощения;

3) рефлексивная предметизация природной и социальной среды, т. е. процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.

Таким образом, следует отметить, что информационная революция является доминирующим фактором современной эпохи. Она является результатом двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации.

Поэтому можно утверждать, что в конце двадцатого века началось активное формирование информационного общества, т. е. общества, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

3.

По замечанию К. Маркса, общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Социальная связь – это совокупность объективных фактов, условий, определяющих совместную деятельность людей в конкретное время для достижения тех или иных целей. В любых видах деятельности и на различных уровнях общественной жизни происходит взаимодействие между людьми (даже если они не находятся в непосредственном, личном контакте), поэтому оно является основой социальной жизни общества.

Социальные взаимодействия – это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других людей.

В качестве основы любого взаимодействия, структурным компонентом деятельности выступает социальное действие. Всякое действие есть одновременно и обусловленное и обусловливающее. «Социальное действие» является исходным понятием в любой социальной теории.

М. Вебер, например, считал, что социология «есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» [2].

Социальное действие – это не всякий поступок, а конкретный акт деятельности общественного субъекта (индивида, группы, движения) по преобразованию социальной ситуации в соответствии с его потребностями, целями и реализуемый посредством изменения установок других людей или общностей. Вебер отмечает, что «действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» [3].

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия, которые составляют основу социальной жизни, определяют характер самого общества, отличающиеся в зависимости от степени рациональности, содержащейся в них:

1) целерациональное действие (основано на совпадении смысла действия и смысла действующего);

2) ценностно-рациональное действие (основано на безусловной вере людей в определенные ценности, представления о должном);

3) аффективноедействие (основано на эмоциональном состоянии действующего субъекта, не является целеполагающим, осмысленным);

4) традиционноедействие (основано на привычных для сообщества нормах, обычаях, традициях, состоит из повседневных практик, совершаемых почти автоматически).

М. Вебер подчеркивал, что «понимающая социология» должна изучать только осмысленные действия людей.

Продуктивной в научном плане представляется теория социального действия современного немецкого исследователя Ю. Хабермаса. Общество он рассматривает как продукт человеческого взаимодействия. Основой социальной жизни, по его мнению, выступают: труд(в его основе лежит инструментальная рациональность, которая имеет стратегический характер и нацелена на максимальную эффективность) и межчеловеческая коммуникация(в ее основе лежит коммуникативная рациональность, стремление к взаимопониманию и согласованию взглядов, что может быть достигнуто в процессе открытых дискуссий между равными партнерами, дискурсивной практики). Общество складывается из взаимодействия «системы», состоящей из институтов, и «жизненного мира», включающего в себя спонтанные практики и значения, признанные членами группы. Отсюда Хабермас типологизирует социальное действие на четыре группы:

1. Стратегическоедействие. Под ним понимается действие, управляемое эгоистическими целями. Оно рационально в той степени, в какой субъект действия избирает наиболее эффективное средство получения желаемого. Это предполагает отношение участников стратегического действия к другим лицам как к объективированным средствам или препятствиям на пути к выбранной цели.

2. Нормативное действие. Под ним понимается социальное действие, нацеленное на создание взаимовыгодных ситуаций. Это достигается через подчинение действия властных структур, организаций разделяемым ценностям и нормам.

3. Драматургическое действие. Его целью выступает «представление самого себя» или создание публичного имиджа.

4. Коммуникативноедействие. Его целью выступает свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

Ю. Хабермас считает, что современное постиндустриальное общество способствовало смещению акцентов с экономической на другие сферы жизнедеятельности – культурную, коммуникационную, что и стало источником социального развития.

Социальная деятельность предполагает активное отношение к миру, в ходе которого происходит, во-первых, его целесообразное изменение и преобразование на основе усвоения и развития наличных форм культуры, во-вторых, преобразование внутреннего мира самого человека. Таким образом, деятельность по своему содержанию есть не что иное, как производство материальных и культурных ценностей, разнообразных форм общения людей, преобразование социальных условий и отношений, а также развитие самого человека.

Социальную деятельность можно условно дифференцировать на практическую (ее цель – преобразование действительности) и духовную (ее цель – отражение действительности).

Деятельность также разделяют на живую и опредмеченную, которые взаимодополняют друг друга. Этот процесс включает в себя следующие составляющие: сам процесс деятельности, цель, средство и результат. Следует подчеркнуть, что все четыре составляющих должны быть согласованы и сбалансированы. Однако господствующее положение, определяющее все другие стороны единства, занимает цель как идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, как духовный образ деятельности, ее проект. Цель представляет собой предвидение самой деятельности, ее результата, итога. Средство подчиняется цели, оно существует ради цели, и поэтому средство является определенностью самой цели. Цель есть идеальное, мысленное предварение результата деятельности и путей его осуществления с помощью определенных средств.

Взаимодействия могут быть устойчивыми, многоразовыми, постоянными. В ходе устойчивого взаимодействия взаимоожидания людей постоянно изменяются, однако складывается определенный набор устойчивых социальных ожиданий, придающих взаимодействию достаточно упорядоченный, устойчивый, предсказуемый характер. Такой тип связи называют общественными отношениями.

Говоря об «общественном отношении», необходимо учитывать, что социальное взаимодействие рассматривается в контексте условий этого взаимодействия. Общественные отношения проявляются в человеческой деятельности. Вне деятельности людей не может существовать социальная реальность. Деятельность, как определенный тип отношения к действительности, определяется историческими социокультурными программами.

Те общественные отношения между людьми, которые складываются в экономической жизни (по поводу средств производства и их использования в производственно-трудовой деятельности), носят название экономических.

Общественные отношения, складывающиеся в политической сфере жизнедеятельности (по поводу власти), позволяющие осуществлять управление социумом, называются политическими.

Духовные отношения, формирующие духовно-культурную сферу, позволяют человеку реализовывать духовные потребности, способствуют нормативному регулированию общества в целом.

Собственно социальныеотношения, составляющие социальную сферу, возникают «из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей» [4], регламентируют потребление и распределение различных благ для удовлетворения жизненных потребностей людей. Социальные взаимодействия составляют основу не только общественных отношений, но и образуют социальные институты и социальные общности.

4.

Следует подчеркнуть, что общество – это динамическая система, которой присущи такие характеристики, как изменение, процессуальность, развитие. Исторически в социологии сложились две противоположные методологии исследования общества как динамической системы.

Конфликтологический подход. Его сторонники в основе развития общества видят противоречия, а не функциональное единство. Они подчеркивают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного развития.

Конфликт – это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба. Социальный конфликт – это форма отношений между субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в ходе их взаимодействия.

А.К. Зайцев считает, что социальный конфликт является силовым динамическим воздействием, которое осуществляется двумя или большим числом индивидов или групп, на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов [5]. В классической социологии наиболее известными представителями этого подхода являются К. Маркс, Г. Зиммель.

В современной социологии наибольшую известность получили следующие концепции: «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера; «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа; «общей теории конфликта» К. Боулдинга.

Эволюционистский подход. Его сторонники, начиная с XIX века, в целом, стоят на позициях признания оптимальным постепенного, более или менее плавного, медленного изменения и развития общества. Так О. Конт считал, что определяющим элементом общественного развития является прогресс знания. Г. Спенсер полагал, что усложнение общества (его дифференциация, сопровождающаяся ростом интеграционных процессов), рост самостоятельности граждан, являются основой социального прогресса. Среди них основное место принадлежит представителям функционализма, который отводит конфликтам негативную роль, рассматривает, как устанавливаются функциональные соответствия, социальная системность, общественное согласие. В представлениях Э. Дюркгейма эволюция включает в себя переход от механической солидарности, которая основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, – к солидарности органической, базирующейся на разделении труда и социальной дифференциации. Т. Парсонс особое внимание уделял проблеме стабильности и устойчивости развития общественных систем. По Парсонсу развитие общества носит эволюционный характер и описывается следующими категориями: дифференциация (неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы); интеграция (рост целостности системы за счет появления и упрочения новых связей координации между частями). Катализатором социальных процессов выступает информационный обмен взаимодействующих систем и подсистем. Отношения между системами и подсистемами общества и внутри них представляют собой обмен информацией, совокупностью символов, вызывающих структурные изменения в системе социальных отношений. Любая система контролируется такой подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет наименьшее количество энергии. Как мы видим, в рамках структурно-функционального подхода противоречие не рассматривается в качестве источника социального изменения и развития.

По мнению польского социолога П. Штомпки процессуальный подход к социальным проблемам приобретает доминирующее значение. В соответствии с этим подходом общество выступает не столько в качестве объекта (группы, организации), но и как своего рода «поле возможностей» социальных субъектов. Ключевой единицей анализа становится «событие», раскрывающееся в действиях социальных субъектов, последствия которых являются многовариантными.

«Под социальным изменением будем понимать процесс возникновения новых явлений, структур, характеристик в различных социальных системах и подсистемах в ходе их взаимодействия» [6].П. Штомпка рассматривает социальное изменение как различие между состоянием социальной системы в определенный момент и состоянием той же системы в другой момент, на другом отрезке времени. Это различие может характеризоваться изменением состава системы; изменением структуры системы, т. е. четырех сетей связей между элементами: взаимодействиями, интересами, нормами, идеями; изменением функций, выполняемых элементами общества; изменением границ системы; изменениями в окружении системы [7].

Общественные отношения находят свое практическое воплощение во множестве различных процессов. Процесс является результатом деятельности людей, серии последовательных изменений. Социальные процессы – это совокупность устойчивых взаимодействий, связанных между собой структурными или причинными зависимостями, приводящими к движению, переходу социальной системы, ее элементов из одного состояния в другое. Процесс представляет собой серию явлений, взаимосвязанных и взаимообусловленных, характеризующихся идентичностью и непрерывностью. Другой польский социолог Я. Щепаньский сравнивает это с «осью», на которую «нанизаны» сопряженные друг с другом явления [8]. П. Сорокин писал: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик» [9]. Основной источник развертывания процессов – противоречия внутри систем.

Оценить характер процессов, протекающих в обществе, можно, используя следующие показатели:

· масштаб (предполагает измерение степени вовлеченности в процесс субъектов);

· направленность (характеризуется вектором, показывающим ориентацию процесса на определенный исход);

· интенсивность (определяется степенью осознания участниками результатов процесса);

· состав (определяется статусом участников процесса, их социальными ориентациями);

· характер стимуляции (отражается в политике субъекта, инициирующего, контролирующего и направляющего данный процесс).

Принято выделять пять стадий протекания типичного социального процесса: зарождение, положительная динамика, кризис, отрицательная динамика, депрессия.

В самом общем плане, в зависимости от отношения к качественному состоянию объекта процессы можно дифференцировать на процессы воспроизводства (функционирования), которые направлены на поддержание существующих отношений, и процессы развития, которые направлены на качественное изменение отношений.

В зависимости от интенсивности изменений качественного состояния объекта процессы делят на эволюционные и революционные;

По роли в обществе функций объекта – на функциональные и дисфункциональные.

По направленности качественного состояния объекта различают процессы прогрессивные и регрессивные. Граница между ними проводится на основе следующих объективных показателей: уровень развития производительных сил, уровень жизненного стандарта и его относительное выравнивание, средняя продолжительность жизни, объем политических и гражданских прав и свобод.

Социальные процессы развертываются под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Общие закономерности процессов обусловлены законами развития личности, а также законами развития структуры и организации групп.

В исследовательском поле большинства социологических концепций находятся проблемы развития общества. Согласно одним теориям, общественное развитие не подвержено определенным закономерностям. А если и существуют некоторые закономерности, то они относятся не к обществу в целом, а лишь к отдельным его частям. В других теориях утверждается, что общие закономерности развития общества существуют и могут быть открыты. Однако многие из этих теорий формулировали общие законы движения, которые не убедительно объясняли закономерности общественного развития, содержали в себе то или иное представление о возможности влияния на него человека. Следует признать, что изучать движение общества гораздо труднее, чем общественную структуру. Трудности при изучении общества кроются в том, что помимо категорий общественной структуры, необходимо знать и использовать более широкий объем понятий. Само движение общества можно рассматривать с точки зрения различных исследовательских стратегий.

Исследование общественного движения на макроуровне предполагает рассмотрение в качестве его носителей социальные группы, слои, а также глобальное общество в целом.

Исследование общественного движения на микроуровне предполагает учет в качестве носителей изменений индивидов как членов отдельных социальных групп. Однако различие движения на макро- и микроуровнях относительны. Эти уровни взаимосвязаны и обусловливают друг друга. И все же важно обнаружить трансформации, которые происходят на макроуровне в положении социальных групп, в отличие от изменения положения индивидов, составляющих эти группы.

В общественных науках остается дискуссионным вопрос о понятийном определении самого развития, т. е. движения общества. Движение общества может трактоваться в узком и широком смысле. В широком смысле движение означает всякое изменение в обществе, т. е. такое изменение общественных отношений, в условиях которых люди в какие-то виды этих отношений вступают, а из других исключаются. В этом смысле общество, как совокупность общественных отношений, находится в непрерывном движении. В узком смысле движение общества означает создание новых общественных отношений. Движение в этом смысле означает создание новых отношений прежде всего в процессе материального производства, а затем и в остальных сферах общественной жизни. В этом случае движение общества не является постоянным, поскольку происходит периодически, когда для этого созреют определенные условия.

Примечания

1. Основы социологии: Учеб. пособие / Под ред. Р.Т. Насибуллина. – Уфа: УАИ, 1992. – С. 22.

2. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 602.

3. Вебер М. Указ. соч. – С. 602-603.

4. Фролов С.С. Социология. Учебник. – М., 1996. – С. 125.

5. См.: Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. – Калуга, 1993.

6. Зборовский Г.Е. Общая социология. – Екатернбург, 1999. – С. 542.

7. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М., 2005. – С. 455-456.

8. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М.: Прогресс, 1969. – С. 193.

9. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. – СПб., 2000. – С. 80.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3.

1. Общество как динамическая система: основные характеристики.

2. Типология обществ.

3. Социальная деятельность, взаимодействие и социальные отношения.

4. Социальные изменения.

5. Социальные процессы.

Основной категориальный аппарат,

Наши рекомендации