Дж. морено: психодрама как тождество жизни и театра

Джекоб Морено (1892-1974) — американский социо-■ лог. Родился в Румынии. Изучал философию, а затем '• медицину в Венском университете. Служил военным' врачом во время первой мировой войны. В 1921 г. со-« здал «Театр спонтанности» с психотерапевтическими ориентациями. Издавал журналы «Даймон», «Социо­метрия», «Журнал межличностных отношений», «Груп­повая психотерапия, психодрама и социометрия». Вы­ступил инициатором создания Международной ассоциа­ции по групповой психотерапии и Социологического института при Сорбонне под руководством Ж. Гурви-ча. Его книга «Психодрама» (1946) получила мировую известность.

Морено — создатель концепции психодрамы как ме­тода групповой психотерапии. Суть метода состоит в том, что пациенты, объединенные в группу, разыгры­вают своеобразный самодеятельный спектакль, где роль каждого позволяет всем вместе смоделировать некую жизненно важную ситуацию.

Психодрама, сочетающая в себе педагогические, те­атрально-художественные и терапевтические элементы, предполагает три фазы: 1) разминка, позволяющая уча­стникам избавиться от излишнего напряжения, адап­тироваться к решению предстоящих задач; 2) действие, т. е. сам спектакль; 3) обсуждение, позволяющее участ­никам и руководителю проанализировать происшедшее и сделать определенные выводы.

Участниками психодрамы являются: 1) ведущий (психотерапевт); 2) протагонист (исполнитель главной роли, изображающий свою жизненную ситуацию; на его личность направлены сценарий и действие); 3) парт­неры (пациенты, играющие вспомогательные роли); 4)аудитория.

Цель спектакля-психодрамы — помочь ведущему (психоаналитику) установить верный диагноз относитель­но протагониста и, по возможности, получить важные сведения при наблюдении за поведением других участ­ников психодрамы, способствовать коррекции их состоя­ния и поведения и в конечном счете излечению.

256'

Метод ролевых игр предполагает моделирование ро­левых конфликтов, в ходе возникновения, обострения и разрешения которых происходит расширение созна­ния, восстановление его целостности и катарсис как внутреннее освобождение от тяготивших человека пе­реживаний.

Р. МЕРТОН: ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНОЙ АНОМИИ

Роберт Кинг Мертон (р. 1910) — американский со­циолог. Получил образование в Гарвардском универси­тете. На протяжении почти тридцати лет был профессо­ром Колумбийского университета. Избирался президен­том Американской социологической ассоциации.

Его основные труды: «Наука, технология и обще­ство в Англии семнадцатого века» (1938); «Массовое убеждение» (1946); «Социальная теория и социальная структура» (1949); «На плечах гигантов» (1965); «О тео­ретической социологии» (1967); «Социальная теория и функциональный анализ» (1969); «Социология науки» (1973); «Социальная амбивалентность и другие очер­ки» (1976) и др.

Детерминация анормативного поведения

Мертон внес значительный вклад в разработку тео­рии дезорганизационных процессов в социальных систе­мах. Он предпринял попытку использовать категорию аномии применительно к процессам, происходящим в сознании субъектов, чье социальное поведение отклоня­ется от норм морали и права.

Мертон отталкивается от распространенного предпо­ложения, будто стремление к неподчинению, нарушени­ям социальных норм коренится в самой человеческой природе. Ему оно представляется несостоятельным в силу того, что существует множество условий внебио-логического характера, которые провоцируют человека на асоциальные действия. Определенные состояния со­циальных структур порождают обстоятельства, при кото­рых имморальное и противоправное поведение оказыва­ется закономерной и по-своему «нормальной» реакцией

• 257 •



дж. морено: психодрама как тождество жизни и театра - student2.ru на возникшую ситуацию. Существуют социальные струк­туры, оказывающие специфическое давление на психи­ку и морально-правовое сознание индивидов и порождаю­щие парадоксальные результаты, противоположные су­ществующим ожиданиям, когда, например, личность, вместо подчинения социальным императивам, демонст­рирует неповиновение.

Наши рекомендации