Методология социологических

ИССЛЕДОВАНИЙ

Схема 15.1.Фазы научного исследования

Глава 15. Методология социологических исследований___________________ 213

1. Определение предмета исследования, формулирование цели,
задач, исходных гипотез.В качестве предмета исследования, как пра­
вило, рассматривают причинные связи между явлениями и процесса­
ми реального мира. Определяя предмет исследования, прежде всего
выделяют явления, которые будут исследоваться, а затем их связи,
которые предстоит изучить. Изучение этих связей, ответ на главный
вопрос, поставленный исследователем, и составляет цель исследова­
ния. Цель будет достигнута с гораздо большей вероятностью, если ее
дифференцировать, разделить на отдельные задачи, каждая из кото- ,
рых в таком случае будет являть собой как бы часть цели или этап на
пути достижения цели исследования. Научная гипотеза должна удов­
летворять следующим требованиям:

• строиться на основе ясных понятий;

• относиться к объектам, которые могут быть подвергнуты эмпи­рической проверке;

• согласовываться с соответствующей техникой исследования.

2. Разработка плана исследования.Составление плана исследова­ния является методической частью исследовательской работы. В нем следует предусмотреть методы сбора, обработки и анализа данных; обосновать выборку, распределить силы и средства.

3. Сбор данных.На этом этапе собирают сведения при помощи та­ких методов, как наблюдение, анализ документальных источников, опрос, интервью, контент-анализ.

4. Упорядочение и обработка собранных данных.Здесь применя­ются методы кодирования, классификации и типологизации, построе­ния таблиц и диаграмм, измерения тенденции и дисперсии, взаимо­связей между переменными, математическое моделирование.

5. Научное объяснение и проверка.Научное объяснение включает познание как содержания, структуры и функций, так и причин, спосо­бов возникновения и развития изучаемых явлений. Чтобы этого до­стичь, необходимо среди изучаемых явлений найти типичное, отделить главное от второстепенного, а также вычленить первичные причины из множества вторичных. Проверку нельзя строго отделить от науч­ного объяснения, поскольку в ходе научного объяснения всегда осу­ществляется и проверка уже сделанного вывода о связи между явле­ниями. Проверка также играет важную роль, когда рабочая гипотеза не подтвердилась. Тогда выдвигается новая гипотеза и собираются но­вые данные.



Глава 15. Методология социологических исследований

При разработке плана исследования центральное значение занимает обоснование выборки.Для этого социолог должен четко представлять себе величину объема эмпирического исследования (организация, город, регион) и количество сил и средств, выделенных для исследо­вания. Исходя из этого он может определить, будет ли исследование сплошным (будет опрошен каждый член организации, житель города, региона) или выборочным. В случае проведения выборочного иссле­дования оно должно удовлетворять требованиям репрезентативности.

Репрезентативность— это свойство выборочной совокупности вос­производить параметры и значимые элементы генеральной совокуп­ности. При этом под генеральной совокупностьюпонимается общая сумма всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению в пределах данной программы исследования.

Вторичная (выборочная) совокупность или выборка— это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специаль­ных приемов для получения информации о всей совокупности в целом.

Определение выборки — важная задача планирования, решая кото­рую социологи пользуются статистической теорией.

Кроме обоснования размера выборки в план исследования следует включить разработку анкет и планов интервью.

Итак, для того чтобы провести социологическое исследование, не­обходимо определить предмет исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу. Затем разработать план исследования, со­брать и обработать полученные данные. После этого можно перехо­дить к научному объяснению и проверке выдвинутой гипотезы. Если она не подтвердится, весь процесс научного исследования, состоящий из пяти фаз, необходимо повторить.

Глава 15. Методология социологических исследований



методология социологических - student2.ru

Схема 15.2.Основные методы сбора данных



Глава 15. Методология социологических исследований

Методнаблюдения. Это прямая регистрация фактов очевидцем. В отличие от обыденного научное наблюдение имеет следующие осо­бенности:

• подчинено исследовательским целям и задачам;

• имеет план, процедуру сбора информации;

• данные наблюдения фиксируются в дневнике или протоколе.

Различают включенное и невключенное наблюдение.

Метод изучения документальных источников.Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в пе­чатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, кино- Или фото­пленке, компьютерной дискете или любом другом носителе.

Метод опросов.Этот метод подразделяется на:

• метод интервьюирования;

• метод опросов.

Метод контент-анализа.Его суть заключается в переводе в количе­ственные показатели текстовой информации с использованием смыс­ловых, количественных и качественных единицы.

Надежность информации, полуденной с помощью приема контент-анализа, обеспечивают:

• контроль с помощью экспертов;

• контроль по независимому критерию (по наблюдению за конт­рольной группой);

• повторная кодировка текста разными кодировщиками.

Глава 15. Методология социологических исследований



методология социологических - student2.ru

Схема 15.3.Классификация документальных источников



Глава 15. Методология социологических исследований

По отношению к государству:

• официальные, т. е. созданные и утвержденные официально суще­ствующими государственными органами, организациями и част­ными лицами, имеющими лицензию для определенного вида дея­тельности;

• неофициальные документальные источники — это документы, со­ставленные лицами и организациями, не уполномоченными го­сударством для данного вида деятельности.

По отношению к личности:

• личные, т. е. непосредственно относящиеся к конкретному инди­виду (например, карточки индивидуального учета, характеристи­ки, анкеты, заверенные подписью, дневники, письма);

• безличные, не имеющие непосредственного отношения к конк­ретному лицу (статистические материалы, сообщения прессы).

По отношению к участию в регистрируемых событиях или их изуче­нию лицом, составившим данный документ:

• первичные, т. е. составленные участником событий или первым исследователем данного явления;

• вторичные документальные источники (полученные на основе пер­вичных).

Следует сказать о достоверностидокументальных источников, ко­торая может преднамеренно или непреднамеренно искажаться. До­стоверность или недостоверность документальных источников опре­деляется:

• позицией, намерениями автора;

• обстановкой, в которой создавался документ;

• целью составления документа.

Глава 15, Методология социологических исследований___________________ 219

методология социологических - student2.ru

Схема 15.4.Классификация методов опроса

220_____________________ Глава 15. Методология социологических исследований

Интервью— беседа интервьюера с респондентом, проводимая по определенному плану, имеющая целью получение данных.

Прямой анкетный опрос— ответы респондентов на вопросы анке­ты в присутствии анкетера.

Свободное интервью— беседа не по строгому, а по свободному пла­ну (путеводителю интервью).

Заочный анкетный опрос— ответы респондентов на вопросы анке­ты без присутствия анкетера.

По глубине проникновения в суть проблемразличают клиническое (глубокое) и фокусированное интервью. Цель первого — получить све­дения о внутренних побуждениях, склонностях опрашиваемого. За­дача второго — выяснить реакцию на заданное воздействие.

По характеру организацииинтервью делятся на:

• групповые, которые применяются редко (например, групповая беседа с дискуссией);

• индивидуальные, которые, в свою очередь, подразделяются на лич­ные и телефонные.

Вторым видом опроса является анкетный опрос,который предпо­лагает жестко фиксированные порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа. Анкетный опрос может проводиться способом прямого опроса,который предусматривает присутствие ан­кетера, либо в форме заочного опроса.

Каждая анкета включает:

• открытый вопрос; на него ответ дается в свободной форме;

• закрытый вопрос, на него респонденты отвечают либо «да», либо «нет»; варианты ответов предусмотрены заранее;

• полузакрытый вопрос (комбинирует два предыдущих).

Существует и такая разновидность анкетного опроса, как опрос-молния(опрос-голосование, зондаж общественного мнения). Он при­меняется при обследовании общественного мнения и содержит обыч­но всего 3-4 пункта основной (интересующей) информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками респондентов.

Достоверность информации может определяться с помощью так на­зываемых вопросов-ловушек.

В самом общем виде алгоритм проведения интервью может выгля­деть следующим образом:

Глава 15. Методология социологических исследований



• установление контакта (представиться, познакомиться);

• закрепление контакта (показать важность, интерес к информа­ции, уважение к респонденту);

• переход к основным вопросам интервью.

Наши рекомендации