Материалистическое направление
В 40-е гг. XIX в. возникло материалистическое направление в социологии, основателем которого стал К. Маркс. Развитие человеческого общества, по К. Марксу (в этом он расходится с позитивизмом), происходит не на основе развития знания, духа; оно детерминировано материальным производством (материалистический детерминизм). Именно материальное производство определяет так называемые производственные отношения, производными от которых являются все общественные отношения. Основу любого общества составляет экономический базис, который определяет политическую надстройку, духовную жизнь, все процессы, происходящие в обществе, в том числе и развитие науки, которое обусловлено потребностями материального производства. С изменением общества меняется не только образ мышления, но и сама природа человека, из которой вытекает его образ действий. Следовательно, считал К. Маркс, развивая производство и изменяя социальные отношения, быт, можно изменить и человека. Таким образом, общество переходит на новую, высшую ступень (к новой общественно-экономической формации).
Биологическое направление
Последователь О. Конта английский философ и социолог Г. Спенсер (1820—1903), основатель биологического направления в позитивной социологии, положил в основу своего учения об обществе аналогию с организмом, развивающимся по законам эволюции. В своем труде «Основания социологии» (1886 г.) Г. Спенсер утверждал, что эволюция общества заключается в его дифференциации (как у животных и растений — увеличение числа видов). С другой стороны, эволюция толкает отдельные части — органы общества к большей интеграции, ибо только так можно сохранить целостный общественный организм.
Прогресс состоит в том, чтобы от состояния, в котором личность подчинена целому, общество переходило к состоянию, в котором социальная организация служит составляющим ее индивидам. Причем в первом состоянии общества интеграция является принудительной, а во втором — добровольной. Поведение людей в обществе, как и в животном мире, по Г. Спенсеру, определяет закон силы.
Географическое направление
Другой английский социолог, Г. Бокль (1821-1862), основал географическое направление позитивистской социологии. Он представлял
Глава 1. Предмет и история социологии
прогресс человеческого общества не как предопределение провидения или результат действия свободной воли исторических деятелей, а как проявление природных факторов. Такими факторами являются: климат, пища, почва, ландшафт. На юге пища более дешевая, почва более плодородная, климат более благоприятный для жизни. Отсюда большое скопление населения в странах Востока, нищета многочисленных работников и огромное богатство немногих правителей. Ландшафт умеренных широт формирует рациональный, логический тип деятельности. Отсюда «...в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы — подчинение человека природе».1
Антипозитивизм
Антипозитивизм (1880-1920 гг.) не стремился объяснить мир социальных явлений биологической борьбой за существование или влиянием природной среды. Наоборот, родоначальники антипозитивизма немецкие философы и социологи В. Виндельбанд (1848-1915), Г. Рик-керт (1863-1936), В. Дильтей (1833-1911) видели свою задачу в том, чтобы разграничить природу и человеческое общество, которое, но их мысли, живет по своим собственным законам, отличным от природно-физических. Не объяснять общество с точки зрения всеобщих законов физического мира, а понимать смысл социальных явлений, структур и процессов — вот в чем они видели свою задачу. Антипозитивисты считали главным не приобретение объективного знания об обществе, а понимание социальных фактов. Философской основой такого понимания они избрали неокантианство. Неокантианцы критиковали философию И. Канта «справа», с позиций субъективного идеализма. Главным достижением гносеологии И. Канта они считали субъективность мира и существование «вещей в себе», а главными заблуждениями — объективный характер последней. В. Виндельбанд и Г. Риккерт исходили из трансцендентально-психологического подхода к учению И. Канта, т. е. на место объективной истины ставили трансцендентальные ценности, которые хоть и существуют идеально, но имеют значение для людей, оказывают воздействие на их мышление и поведение. Причем большее значение имеет «практическое», приближенное к жизни истолкование социальных факторов, чем теоретические схемы.
1 Бокль Г. История цивилизации в Англии. — СПб., 1985. С. 58.
Глава 1. Предмет и история социологии