Структура социальной нормативности
Право как одна из важнейших социокультурных форм имеет самое непосредственное отношение к свободе, помогая индивидам обретать в практической и духовной жизни необходимый простор для социального самоутверждения. Для Гегеля идея права — это идея свободы, или «наличное бытие свободной воли». Как и всему сущему, праву свойственна своя логика диалектического развития, в ходе которого оно проходит несколько фаз. Первую из них Гегель называет абстрактным правом. На этой ступени свобода человека проявляется как его право владеть собственностью. Именно собственность делает его личностью, субъектом правосознания и правоотношений, способным уважать личность в любом другом человеке. На уровне абстрактного права учитываются только внешние предпосылки правоспособности субъекта. Что же касается внутренних, мотивационных аспектов его правосознания, то здесь речь о них пока не идет. Следующую после абстрактного права ступень Гегель называет моральностью. Здесь речь идет уже о том, что субъекты права должны не только обладать частной собственностью, но и иметь развитое правосознание, с уважением относиться к требованиям правопорядка, уметь оценивать свои и чужие поступки с точки зрения добра и зла, законности и справедливости, иметь соответствующие представления о субъективной, мотиваци-онной стороне преступлений. На этом уровне от личности требуется способность критически анализировать свои отношения с морально-правовой реальностью. В целом
178'
моральность трактуется Гегелем как образ мыслей, совесть и воля частных лиц, воплощающиеся в их действиях. А ее недостатком он считает то, что она заставляет индивидов расточать «скучные жалобы» на несовершенства мира, на жестокость истории и злонравие людей. Морализирование для Гегеля — пустое и бессмысленное занятие, которое выглядит смешным на фоне тех грандиозных исторических задач, которые решает Мировой Дух. Эти недостатки преодолеваются на третьей, высшей ступени, именуемой нравственностью и предполагающей развитие у индивидов созидательных способностей к жизнестроительству и правотворчеству. Здесь они выказывают способность к созданию различных форм цивилизованного общежития, включая семью, гражданское общество и государственность. Во всем, что при этом создается, присутствуют особенности народного духа и религиозных воззрений народных масс.
СОЦИОЛОГЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Гегель одним из первых в истории европейской социальной мысли развел в разные стороны понятия гражданского общества и государства. В его понимании гражданское общество — это социальная целостность, состоящая из трех основных элементов-сословий:
1) субстанциального (земледельцев и крестьян);
2) промышленного (фабрикантов, торговцев, ремес
ленников);
3) всеобщего (чиновников).
Этой трехкомпонентной целостности сопутствует совокупная система материальных интересов индивидов, представляющих все эти сословия. В сфере гражданского общества индивиды выступают как частные лица, преследующие в первую очередь свои личные жизненные цели и стремящиеся к удовлетворению своих разнообразных потребностей. Последнее обстоятельство заставляет Гегеля включить в систему гражданского общества следующие компоненты:
а) многообразие потребностей граждан и производство средств по их удовлетворению;
• 179 •
б) совокупность корпораций граждан, защищающих
интересы последних;
в) ценности свободы, нравственности, культуры, за
щищаемые и развиваемые гражданами как частными
лицами.
Наиглавнейшим результатом правотворческих усилий людей Гегель считает государство, поскольку только в нем человек обретает максимальную свободу. Существование государства — это «шествие Бога в мире», высшее выражение разумности, воплощение идей права и свободы, истинно триумфальное самообнаружение благой премудрости Абсолютного Духа («мир, созданный духом для себя»), реализация божественной воли. Гегель сравнивает государство с произведением искусства, говорит о его архитектонике, соразмерности частей, строгости пропорций, сравнивает его элементы с колоннами, арками, контрфорсами. В основании этого творения лежат принципы порядка, дисциплины, законности, а наилучшей из всех форм государства является для Гегеля наследственная конституционная монархия. Предназначение человека состоит в том, чтобы жить в государстве, поскольку только оно способно дать каждому возможность вести жизнь цивилизованного субъекта, обладающего правовым и нравственным сознанием. Государство преодолевает и снимает противоречия всех предыдущих социальных форм, всех ранних ступеней исторического развития. Покровительствуя человеку, оно требует от него взамен служения, полной самоотдачи, а при необходимости и самопожертвования. И гражданин обязан всегда быть готовым к тому, чтобы пренебречь своими личными интересами во имя интересов государства. Государство несет в себе самоцель своего развития, каковой является его собственное могущество, а индивиды для него — всего лишь средства достижения и сохранения этого могущества. Они не вправе рассчитывать на счастье и тем более требовать его; государству и стоящему за ним Мировому Духу нет до их желаний никакого дела. Главная обязанность, моральный долг гражданина состоит в том, чтобы быть покорным воле государства и с готовностью приносить свои силы, способности, таланты и даже саму жизнь на жертвенный алтарь во имя
процветания и могущества «земного бога». В этом пункте обнаруживается глубокое внутреннее противоречие гегелевской концепции: начав с утверждения идеи свободы, он приходит к ее отрицанию. Для того, чтобы Мировой Дух, воплотившийся в социальном теле государства, успешно восходил по ступеням прогресса, ему нужны жертвы: человеческие несчастья и страдания, растоптанные судьбы и погубленные жизни переплавляются, перегорают в топке гигантской сверхмашины и дают энергию, необходимую для поступательного движения.