МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ. чинами существования множества соц
чинами существования множества соц. моделей. Все многообразие моделей в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели можно разделить на три кл.: материальные модели, к-рые ввиду специфичности соц. объектов должны реализовываться в форме моделей, основанных на участии в них людей (как правило, это игровые модели); идеальные модели (неформализованные и формализованные); смешанные модели, сочетающие элементы первых двух (т.н. человеко-машинные модели). Сфера применения моделей первого и третьего кл. в соц-и весьма ограничена. Идеальные модели в отличие от др. используются в соц-и практически на всех направлениях науч. поиска.
Идеальные модели обычно классифицируются по след. основаниям: по объекту иссл-я различают модели соц. структуры об-ва и соц.-демогр. процессов, модели образа жизни и соц.-полит, процессов и т.д.; по уровню моделируемой системы — микро-и макромодели; по ориентированности на воспроизведение тех или иных сторон оригинала — субстанциальные, структурные, функциональные и смешанные модели; по способу отображения в модельных конструкциях законов и закономерностей, к-рым подчиняется объект иссл-я, — детерминистские и стохастические модели; по ориентированности на изучение функционирования или развития системы — модели с постоянной и изменяющейся структурой; по месту в структуре науч. познания — измерительные, описательные, объяснительные, предсказательные и критериальные; по уровню формализации — концептуальные и формально-логические (матем.) модели. По др. основаниям можно также различать след. кл. моделей, применяющихся з социол. иссл-ях: теор. и эмпирические, игровые и неигровые, аналитические и машинные, регрессионные, причинные л имитационные, алгоритмические и оптимизационные, с управлением и без ;.ттравления и т.д.
В зависимости от задач иссл-я модели могут включаться в познавательный процесс как на эмпирическом, так и теор. уровнях знания. Подобная возможность обусловлена универсальностью метода моделирования. При этом на эмпирическом уровне знания модели выполняют, как правило, след. функции: измерительную (измерение соц. характеристик) и описательную (фиксация рез-тов эмпирических иссл-й и выражение их в понятиях науки); а на теор. — объяснительную (раскрытие сущности исследуемых объектов), критериальную (проверка истинности нек-рых положений теории или системы гипотез), предсказательную (оценка будущего состояния рассматриваемой системы). Отд. функции (напр., объяснительная или предсказательная) могут выполняться моделями как на эмпирическом, так и на теор. уровнях знания. Что же касается конкр. моделей, то они могут конструироваться специально для выполнения одной из названных функций (напр., целью моделей семантического дифференциала явл. измерение установок респондента) или для одновременной реализации неск. функций (напр., имитационные модели выполняют одновременно описательную и объяснительную функции или описательную и критериальную).
При рассмотрении М. в с. необходимо учитывать внутреннюю его логику, к-рая, как правило, находит отражение в послед, и при необходимости интерактивном проведении след. этапов; формулировка проблемы иссл-я, определение целей и постановка задач моделирования, обоснование необходимости обращения к методу моделирования; теор. подготовка процесса моделирования (системный анализ объекта иссл-я, представление предмета иссл-я в виде системы); построение концептуальной модели (представление механизмов действия и взаимодействия структурообразующих модельных единиц, формулировка показателей); конструирование в той или иной форме формализованной модели (формирование пространства переменных и