Проблемы человеческого существования.
«Человек - единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать» ( Э.Фромм).
Человек не может вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе. Возникновение разума породило для человека дихотомии, принуждающие его вечно стремиться к новым решениям.
Ø Дихотомия жизни и смерти - основная экзистенциальная дихотомия. Факт смерти не отменим для человека. Он его осознает, и это осознание глубоко влияет на его жизнь. Смерть остается абсолютной противоположностью жизни, чуждой и несовместимой с переживанием жизни.
Ø Полнота возможностей и невозможность их полной реализации.Короткая протяженность жизни человека ведет к другой дихотомии: каждое человеческое существо является носителем всех человеческих возможностей, но даже при самых благоприятных обстоятельствах, они не могут быть реализованы.
Ø Одиночество и связь с другими. Человек одинок в той мере, в какой он уникальное существо, не тождественное никому и осознающее себя отдельной особью. Он одинок, когда ему предстоит что-то оценить или принять какие-то решения самостоятельно. Но он не может перенести одиночества, обособленности от ближних. Его счастье зависит от чувства солидарности с настоящими, прошлыми и будущими поколениями.
Экзистенциальные потребности
Дисгармония человеческого существования порождает потребности, выходящие далеко за пределы животных потребностей человека.
Экзистенциальные потребности человека является важным источником активности. Человек нуждается: |
в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви) |
в преодолении (в активном творчестве созидании) |
в корнях (в чувстве стабильности и прочности) |
в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других) |
в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональном взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то) |
Свобода и безопасность
Смысл существования человека Э.Фромм видит в различных способах решения основной проблемы жизни, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной не значимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Э. Фромм описал механизмы такого «бегства».
Ø Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости личности, слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним для обретения недостающей силы. Авторитаризм проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.
Ø Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность направляется на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать. Она является реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизни, интересам, преодолением скованности и изолированности.
Ø Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным, не теряя ощущения единения с другими людьми. Одним из главных условий такого существования Э.Фромм считал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.
Понятие личности Личностью- целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал, прежде всего, различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Фундаментальная основа характера состоит не в различного типа либидозной организации (как у З.Фрейда), а в специфического вида отношениях личности с миром. Отношения с миром Можно выделить две формы отношений человека с миром: ассимиляцию и социализацию. Обе формы отношений «открыты», а не инстинктивно заданы, как у животного.Ø Ассимиляция– процесс овладения вещами, из внешних источников, или их производство посредством собственных усилий для удовлетворения потребностейØ Социализация – построение отношений с людьми (и с самим собой). Объединение с другими для защиты, для труда, для сексуального удовлетворения, для игры, для воспитания потомства, для передачи знаний и материальной собственности, а также принадлежность группе. Определение характера Характер - относительно перманентная форма, служащая проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и социализации. Ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера. Такое проведение психической энергии выполняет важную биологическую функцию. Поскольку действия человека не обусловлены врожденными инстинктами, жизнь была бы в опасности, если б человеку приходилось обдумывать каждое действие, каждый шаг. Но многие действия должны совершаться намного быстрее, чем позволяет процесс сознательного обдумывания. Более того, если бы все поведение строилось на обдуманных решениях, в поступках было бы намного больше противоречий, чем допустимо при надлежащем функционировании Систему характера человека можно считать заместителем системы инстинктов у животных. Так как энергия проводится определенным способом, в поступке непосредственно выражается характер. Человек может устроить свою жизнь сообразно своему характеру и достичь определенного уровня соответствия между внутренней и внешней ситуациями. Более того, характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей. Характер также дает основу для приспособления индивида к обществу. Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер. Родители и их методы воспитания зависят от социальной структуры их культуры. Обычная семья - это «психический посредник» общества, и, приспосабливаясь к своей семье, ребенок обретает характер, позднее делающий его приспособленным к задачам, предстоящим ему в социальной жизни. Он обретает такой характер, какой заставляет его хотеть делать то, что он должен делать, и суть этого характера та же, что и у большинства членов данного социального класса или культуры.Социальный характер Понятие «социального характера», отражает суть склада характера, присущего большинству членов данной культуры, оно указывает на степень участия в формировании характера социальных и культурных моделей. От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия обусловлены особенностями личностей родителей, а также психическими и материальными особенностями, свойственными социальны среде, в которой растет ребенок. Они также обусловлены особенностями конституции каждого индивида, в частности, особенностями темперамента. Если же поведение человека коренится в его характере, оно заряжено устойчивой энергией и изменяется только в том случае, если в характере происходят функциональные изменения.Типы ориентаций характера
Рецептивная ориентация
При рецептивной ориентации человеку представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, единственный способ обрести желаемое (материальные ценности, любовь, знание, удовольствие) - это получить его из этого внешнего источника. Проблема любви состоит исключительно в том, чтоб «быть любимым», а не в том, чтоб любить. Такие люди склонны к неразборчивости и «бросаются» за всеми, кто предлагает им любовь или то, что похоже на любовь. Они очень чувствительны ко всякому отдалению или отпору со стороны любимого человека. Такова же их ориентация и в сфере мышления: они ориентированы на восприятие идей и являются хорошими слушателями. Они стремятся найти кого - то, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. Им трудно сказать «нет», они легко попадают в конфликт между верностью и обещанием. Они чувствуют себя потерянными, когда никого нет рядом, поскольку убеждены в собственной несостоятельности. Люди рецептивного типа любят поесть и выпить. Это им помогает преодолеть тревожность. Рот у них очень характерен, зачастую он очень выразителен: губы приоткрыты. В их сновидениях поедание пищи - частый символ любви, а чувство голода - выражение фрустрации и разочарования. Их мироощущение оптимистичное и дружелюбное; у них есть определенное доверие к жизни и ее дарам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, когда им грозит утрата «источника питания». У них часто есть искренняя сердечность и желание помочь другим, но делают они что-то для других также ради того, чтоб добиться их расположения. Стороны рецептивной ориентации характераПоложительная сторона | Отрицательная сторона |
принимающая, берущая | пассивная, безынициативная |
отзывчивая | бездумная, бесхарактерная |
преданная | покорная |
скромная | лишенная чувства собственного достоинства |
обаятельная | паразитическая |
легко приспосабливающаяся | беспринципная |
социально адаптированная | подобострастная, неуверенная в себе |
идеалистичная | нереалистичная |
чувствительная | трусливая |
вежливая | слабохарактерная |
оптимистичная | принимает желаемое за действительное |
доверчивая | легковерная |
нежная | сентиментальная |
В списке черт выделяются положительный и отрицательный полюсы. Э. Фромм включает оба полюса, потому что полагает, что чем больше личность человека соответствует непродуктивному рецептивному типу, тем большее количество негативных черт будет в ее поведении. Но если рецептивная ориентация смягчена более продуктивной ориентацией, более подходящими будут положительные черты.
Эксплуататорская ориентация Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, считает, что источник всех благ находится вовне и ничего нельзя создать самому. Однако эксплуататорский тип не надеется получить что-либо от других в дар, а отнимает у них желаемое силой или хитростью. Такая ориентация распространяется на все сферы действий. В любви для них привлекательны только партнеры, которые уже состоят в отношениях с другими. В области мышления такие люди склонны красть чужие идеи в форме плагиата, или в форме парафраза. Это происходит даже в случае их больших умственных способностей. В материальной сфере, вещи, которые они могут отобрать у других, кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Их установка по отношению к другим окрашена смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по критерию полезности. Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять у других, они склонны переоценивать то, что принадлежит другим, и недооценивать свое собственное. Символом этой ориентации может служить зубастый рот, он часто является заметной особенностью таких людей. Стороны эксплуататорской ориентации характераПоложительная сторона | Отрицательная сторона |
активная | эксплуатирующая |
способная взять инициативу | агрессивная |
способная требовать | эгоцентричная |
гордая | самоуверенная |
импульсивная | опрометчивая |
уверенная в себе | заносчивая |
увлекающая | совращающая |
Положительная сторона | Отрицательная сторона |
практичная | лишена воображения |
экономная | скупая |
аккуратная | подозрительная |
осторожная | равнодушная |
терпеливая | апатичная |
осмотрительная | тревожная |
стойкая, упорная | упрямая |
хладнокровная | ленивая |
способна контролировать себя в стрессе | инертная |
опрятная | педантичная |
систематичная | склонна к навязчивостям |
преданная | собственническая |
Тип характера по З. Фрейду | Тип характера по Э.Фромму |
Орально - пассивный тип характера | Рецептивная ориентация характера |
Орально - агрессивный тип характера | Эксплуатирующая ориентация характера |
Анальный тип характера | Накапливающая ориентация характера |
Однако, хотя Э. Фромм и признает ценность некоторых утверждений Фрейда о типах характера, он объясняет их развитие на основе, не имеющей ничего общего с психосексуальностью.
Рыночная ориентацияРыночная ориентация - восприятие себя как товара, а собственной ценности как меновой. Успех зависит от того, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке. Он заботиться о социальной желательности, и оценивает привлекательность своего имиджа. Оценивает насколько он «бодр», «крепок», «энергичен», «надежен», «честолюбив»; свое семейное положение, свой клуб, знакомство с нужными людьми.. Для него недостаточно обладать умением и знаниями для выполнения поставленной задачи, но нужно быть способным вступить в состязание со многими другими. Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтоб стать «ходовым товаром». Картину моделей успеха создают иллюстрированные журналы, газеты, кинохроника, реклама, кино. Когда человек чувствует, что его ценность определяется не его качествами, а успехом в рыночной конкуренции с ее постоянно меняющимися условиями, его самооценка становится неустойчивой и зависит от подтверждения со стороны других людей. Любая неудача - это угроза его самооценке, и в результате формируется чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности. Основной проблемой этого типа является недостаточное чувство идентичности. Рыночная ориентация относится к группе неплодотворных, но ее следует выделить в особую категорию. Рецептивная, эксплуататорская и стяжательская ориентации имеют одно общее свойство: каждая из них представляет одну из форм человеческих установок, которая, доминируя в человеке, является специфичной для него. Рыночная ориентация не развивает что-то, уже потенциально заложенное в человеке, единственное свойство этой ориентации – изменчивость установок. Доминирует не какая-то одна частная установка, а пустота, которую нужно скорейшим образом наполнить желательным свойством. Но такое свойство перестает быть свойством в истинном значении этого слова; оно только роль, претензия на свойство, готовое тут же замениться другим, более желательным. Рыночная ориентация лежит в основе проблемы отчуждения людей от себя и друг от друга.
Стороны рыночной ориентации характераПоложительная сторона | Отрицательная сторона |
целеустремленная | оппортунист |
способный изменяться | непоследовательная |
моложавая | ребячливая |
ориентированная в будущее | без будущего и прошлого |
широких взглядов | без ценностей и принципов |
общительная | не способная быть в одиночестве |
экспериментирующая | бесцельная |
некатегоричная | релятивистская |
квалифицированная | излишне активная |
любознательная | бестактная |
умная | чрезмерно интеллектуальная |
адаптивная | неразборчивая |
терпимая | безразличная |
остроумная | глупая |
щедрая | расточительная |
Продуктивная ориентация сходна с генитальным характером (З.Фрейд), с полноценно функционирующей, или самоактуализирующейся, личностями (К.Роджерс и А.Маслоу), с активно конструктивным стилем жизни (А.Адлер) и зрелой личностью ( Г.Олпорт). |
«Продуктивная ориентация» личности - это фундаментальная установка, способ отношений во всех сферах бытия. Она включает ментальную, эмоциональную и сенсорную реакции на других людей, на самого себя и на вещи. Продуктивность - это способность использовать свои силы и реализовать свои возможности. Человек в состоянии относиться к миру одновременно репродуктивно и созидательно, воспринимая его данность, и постигая мир, обогащая его собственной энергией. Продуктивные отношения с миром могут осуществляться с помощью деятельности и постижения. Человек производит вещи, а также познает мир, ментально и эмоционально, при помощи любви и разума. Сила разума дает ему возможность проникать вглубь и постигать сущность предмета, вступая в активные отношения с ним. Сила любви предоставляет возможность соединения с другим человеком. Э.Фромм не приводит списка черт продуктивной ориентации. По его мнению, в жизни всегда встречается сочетание продуктивной и непродуктивной ориентации. Положительные стороны черт, непродуктивных ориентаций, могут указывать на продуктивные качества стиля жизни человека. Э.Фромм также подчеркивает возможности продуктивного человека к проявлению креативности, стабильной эффективности и ориентации на созидание, способности к рассудочной деятельности и любви. Во всех формах продуктивной любви присутствуют забота, ответственность, уважение и знание. Типы межличностного взаимодействия (социализации)
Тремя важнейшими типами межличностного взаимодействия являются симбиотическая взаимозависимость, избегание и любовь.
Симбиотическая взаимозависимость – это отношения близости и интимности с другим человеком, ценой личной свободы и целостности. Активная форма симбиоза - садизм - стремление поглотить другого человека. Все формы садистского побуждения определяются стремлением обрести господство над другим человеком, «поглотить» его, сделать беспомощным объектом своей воли, вещью для использования и эксплуатации. Садизм может принимать и более гуманные формы - любви, сверхпокровительства, «оправданного» превосходства или «оправданной» мести.Пассивная форма симбиоза – мазохизм. Бегство от опасности одиночества приводит с стремлению стать частью другого. Стремясь к удовлетворению, человек приучается раскрываться и давать другим себя использовать.
Избегание помогает также преодолетьчувство бессилия посредством дистанцирования от других людей, когда они воспринимаются как угроза.Пассивная форма избегания - отстраненность. Отстраненность может быть частью нормального ритма во всех отношениях человека с миром, она необходима для сосредоточения, для умственной работы, для самоанализа. Но когда она выступает главной формой связи с другими людьми, она становится отрицательной связью. Ее эмоциональный эквивалент - чувство безразличия к другим, оно часто сопровождающееся компенсаторным чувством самомнения. Отстраненность и безразличие не обязательно осознаются. Они могут скрываться за поверхностным интересом и общительностью.
Активная форма избегания – деструктивность. Импульс к разрушению других проистекает из страха самому быть разрушенным. Это извращение жизненного импульса, энергия неизжитой жизни, трансформированная в энергию, направленную на разрушение жизни других. Деструктивность является результатом более интенсивной и более полной блокировки плодотворности, чем отстраненность.
Часто отстраненность и деструктивность в различных пропорциях смешаны.
Любовьпредставляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них.Вопросы для самопроверки
1.«Избежать ощущения изоляции можно посредством продуктивной любви, которая позволяет заботиться и нести ответственность за кого-либо». Какая из экзистенциальных потребностей человека может быть удовлетворена таким образом.
а) Потребность в установлении связей
б) Потребность в преодолении
в) Потребность в корнях
г) Потребность в идентичности
д) Потребность в системе взглядов (преданности)
Ответ: а) - Потребность в установлении связей
2.»Каждому человеку необходимо преодоление своей пассивной природы, чтобы стать активным творцом своей жизни. Активная созидательная позиция позволяет людям достичь свободы и собственной значимости. Неудовлетворение этой потребности приведет к деструктивности личности». О какой из экзистенциальных потребностей идет речь?
а) Потребность в установлении связей
б) Потребность в преодолении
в) Потребность в корнях
г) Потребность в идентичности
д) Потребность в системе взглядов (преданности)
Ответ: б) Потребность в преодолении
3. «Потребность человека ощущать себя часть мира возникает с момента его появления на свет, когда происходит разрыв биологической вязи с матерью. К концу детства ребенок отказывается от безопасности, которую обеспечивают родители. Всю жизнь люди испытывают ( …эту потребность…) Однако, если индивид сохраняет симбиотические связи с родителями, домом и т. д. как способ удовлетворения ( этой потребности )…, то он не способен ощущать свою целостности свободу». О какой из экзистенциальных потребностей идет речь?
а) Потребность в установлении связей
б) Потребность в преодолении
в) Потребность в корнях
г) Потребность в идентичности
д) Потребность в системе взглядов (преданности)
Ответ: в) Потребность в корнях
Дополнительная литература
1.Фромм Э. Искусство быть.- М.; АСТ, 2015, -352 с.
2.Фромм Э. Человек для себя.- М.; АСТ, 2012, цифровая книга
Глоссарий:
Потребность в установлении связей – потребностьо ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то.
Потребность в преодолении –потребностьстать активными и творческими созидателями своей жизни.
Потребность в корнях -потребность ощущать себя частью мира.
Потребность в самотождественности – потребностьтождества с самими собой, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле.
Потребность в системе взглядов и преданности -потребность в опоре дляобъяснения сложности мира, совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность.
Рецептивные типы убеждены, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи
Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других
Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления.
Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять.
Продуктивный характер представляет собой конечную цель в развитии человека. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.
Презентация