Жизненный путь и основные работы
Г. Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в Дерби, на юге Англии, в семье местного школьного учителя. Кроме него у его родителей было еще шестеро детей, из которых пятеро умерли во младенчестве. Детские годы Герберта прошли под влиянием отца, который, учитывая слабое здоровье сына, взял на себя его воспитание и образование. Отец был человеком строгого нрава и превыше всего ценил такие качества, как пунктуальность, стремление во всем к совершенству, строгое следование однажды выбранным принципам, независимость и самостоятельность. Все эти качества в полной мере передались и его сыну. Позднее Спенсер писал: «Я вспоминаю о нем... с восторгом. Глядя вокруг себя, я не нахожу ни одной более возвышенной натуры... Все то, что у меня есть наследственного, я получил от отца»1. В Спенсере рано развилась любовь к чтению; читал он в основном познавательную литературу, которую специально отбирал для него отец. При более чем скромных успехах в освоении школьных предметов он отличался острой наблюдательностью и богатым воображением. В возрасте 13 лет его отдали на воспитание дяде, который должен был подготовить
1 Спенсер Г. Автобиография. Сокращенное изложение А.Д. Коротнева. СПб.,Б.г.С. 16-17.
СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 163
его к поступлению в университет. Однако юноша, питавший органическое отвращение к зубрежке и вообще с крайним недоверием относившийся к академическому образованию, никуда поступать не стал.
В ноябре 1837 г. Спенсер получил место инженера на строящейся железной дороге Лондон—Бирмингем и переехал в Лондон. Проработав там три года, он вернулся домой и попытался заняться изучением математики. Однако вскоре отказался от этой затеи, поскольку не имел склонности к точным и абстрактным предметам. В 1842 г. он вновь поселился у дяди. Здесь он неожиданно обнаружил в себе вкус к политической и социальной проблематике, итогом чего стала публикация 12 статей в радикальной газете «Нонконформист», в которых Спенсер выступил за ограничение полномочий правительства и против государственного вмешательства в экономику.
В ноябре 1843 г. они были опубликованы отдельной книгой под названием «Истинная сфера деятельности правительства»; книга потерпела коммерческий провал. В этих статьях были впервые сформулированы идеи, развитый позднее Спенсером в политическом трактате «Социальная статика» (1851) и положенные в основу его «синтетической философии», а именно идея универсальной причинности и вера в существование всеобщего естественного закона, охватывающего собой все явления.
С весны 1843 и до конца 1848 г. Спенсер, проживая попеременно то в Лондоне, то в Бирмингеме, занимался самой разнообразной деятельностью: пробовал свои силы в литературе, писал стихи, поэмы, пьесы; пытался издавать собственный журнал «Философ», заняться частной инженерной и архитектурной работой; впервые познакомился с философией, прочитав работы Дж.Ст. Милля, Т. Карлейля и «Критику чистого разума» И. Канта. В 1844—1846 гг. он занимал должность «гражданского инженера» в одной компании. Итогом этого периода неопределенности стало решение написать труд «Социальная статика», который вышел в свет в 1851 г. В этой работе были заложены основы теории справедливости, которая получила окончательное выражение в «Основаниях этики» (1879-1893). Сам Спенсер так писал об этой книге: «...главный сюжет книги — это вопрос о том, каким образом агрегат граждан может существовать без каких-либо столкновений и разлада, иначе говоря, каким образом людские отношения могут поддерживаться в состоянии равновесия; я полагал, что, подчиняя социальное устройство законам равной свободы и вытекающей
164 История социологии
отсюда системе справедливости, можно обеспечить поддержание равновесия в государстве»1. «Социальная статика» была хорошо принята читателями, однако Спенсер остался крайне недоволен, считая, что она была воспринята весьма поверхностно.
В конце 1848 г. Спенсер занял место помощника редактора в журнале «Экономист», которое покинул лишь в 1853 г., когда умер его дядя, оставивший ему в наследство «несколько сот фунтов стерлингов». За время работы в журнале Спенсер близко сошелся с такими лидерами интеллектуально-культурной жизни тогдашней Англии, как Томас Гексли, Томас Карлейль, Джон Стюарт Милль, Джон Тиндалл, Джордж Элиот. Благодаря Элиоту Спенсер познакомился с сочинениями Конта, которые произвели на него удручающее впечатление. Спенсер очень болезненно отнесся к внешнему сходству некоторых своих понятий и идей с идеями Конта и впоследствии всячески подчеркивал, что тот не имел на него ровным счетом никакого влияния: «За исключением двух слов, заимствованных мной у него, — «альтруизм» и «социология», единственно чем я ему обязан, так это тем, что противоположность моих с его взглядами заставила меня точнее развить некоторые мои тезисы»2.
В 1851 г. друзья предприняли тщетную попытку женить Спенсера; после знакомства с потенциальной невестой он отверг ее под предлогом того, что она «слишком развита, болезненно развита». В сущности Спенсер так и остался замкнутым и одиноким человеком. Все последующие пятьдесят лет его жизни — это титаническая работа над созданием задуманного им огромного труда
1 Спенсер Г. Автобиография. С. 62.
2 Там же. С. 75. Впрочем, несколько раз Спенсер специально выступил в
печати с критикой взглядов Конта, в частности по вопросу классификации наук
(в очерках «Генезис наук» и «Классификация наук»). По Спенсеру, науки не могут
быть расположены в рядовом порядке, в каком их расположил Конт, так как в
силу нелинейности исторического развития порядок последовательности, по его
мнению, «не представляет ни логической, ни исторической зависимости». Сам
Спенсер делит науки на две категории: абстрактные (изучающие отношения,
или формы, в которых даны явления) и конкретные (изучающие сами явления).
Среди последних он выделял две подкатегории: абстрактно-конкретные и кон
кретные. Если первые изучают отдельные «силы», или «разные виды бытия как
независимые», то вторые — всю совокупность действующих сил, участвующих
в создании изучаемого ими сложного явления. Конкретные науки представляют
факты «в их сложном состоянии», так, как они существуют в природе; предметом
таких наук являются «агрегаты». К конкретным наукам Спенсер, наряду с астро
номией, геологией, биологией, психологией, относил и социологию.
СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 165
«Система синтетической философии» (на фоне постоянно ухудшающегося здоровья).
В 1855 г. Спенсер издал двухтомный трактат «Основания психологии», в котором нашла отражение его концепция ассоциативной психологии. Работа над книгой всерьез подорвала здоровье Спенсера, так что «незадолго до ее окончания его нервы пришли в такое состояние, что он еле мог работать»1. Книга была встречена крайне холодно. Кроме того, после ее издания от дядиного наследства почти ничего не осталось. В 1857 г., когда он наконец решает приступить к написанию своей «Синтетической философии», перед ним, как никогда, остро встает вопрос о заработке.
Дабы помочь Спенсеру, его друзья организовали предварительную подписку на «Синтетическую философию»; для рекламы издания первыми в лист подписчиков внесли свои имена Гексли, Милль, Бокль, Дарвин и др. Работа шла крайне тяжело; вследствие хронического переутомления мозг Спенсера «не переносил ни малейшего умственного напряжения». Тем не менее в 1862 г. вышли «Основные начала», а в 1864 и 1866 гг. — первый и второй тома «Оснований биологии». Книги были тепло встречены в Америке и России (первым переводом «Основных начал» стал русский перевод) и прошли совершенно незамеченными в Англии. Фактически все они оказались убыточными. Спенсер был готов отказаться от продолжения работы. Ради того, чтобы работа не остановилась на середине пути, друзья провели дополнительную подписку, а американские поклонники организовали сбор средств и выслали Спенсеру чек на 7000 долларов для возмещения убытка и продолжения выпуска серии (вручать чек пришлось почти насильно, поскольку Спенсер категорически отказывался от денежной помощи).
Тем не менее работа была продолжена. В 1870 и 1872 гг. были изданы 2 тома полностью переработанных «Оснований психологии». Параллельно шел сбор материала для очередного тома, посвященного социологии. В это время здоровье Спенсера стало настолько плохим, что «не только не позволяло ему читать самому, но даже и слушать чтение вслух»2. Для компилятивного сбора материала был приглашен секретарь. Ради систематизации материала Спенсер изобрел сложные таблицы, в которые заносились эмпирические данные об обычаях и социальных институтах разных народов. По ходу работы Спенсер счел, что этот материал обладает
i-------------
1 Спенсер Г. Автобиография. С. 87.
2 Там же. С. 116.
История социологии
собственной ценностью, и решил отдельно опубликовать его в виде книги. Так появился труд «Описательная социология». Первый том вышел в 1871 г., а всего вышло 8 томов (публикация продолжалась до 1880 г.). Кроме того, Спенсер, учитывая новизну стоящей перед ним задачи, решил предварить «Основания социологии» книгой, в которой читатель смог бы найти своего рода введение в новую науку; такой книгой стало «Изучение социологии» (1873) — первая книга Спенсера, имевшая коммерческий успех и не принесшая убытков. В 1877-1896 гг. наконец вышли в свет «Основания социологии», главный социологический труд Спенсера. Параллельно, в 1879—1893 гг., были опубликованы «Основания этики», завершившие его «Систему синтетической философии».
В последние годы жизни Спенсер был фактически прикован к постели. Он умер в 1903 г. Уже посмертно была издана его «Автобиография», которая почти мгновенно была переведена на основные европейские языки. По отзыву современника, «об этой автобиографии, еще задолго до ее появления на свет, много говорили и писали; к издателям заблаговременно... поступали заказы на нее;... и вот теперь, в первый же день выхода в свет, ее раскупали... прямо нарасхват, несмотря на ее сравнительно высокую цену»1.
Синтетическая философия