Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Рабочая программа дисциплины (модуля)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Основы социологии»
Направление подготовки
040100 – «социология»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр социологии
Форма обучения
(заочная)
Ростов-на-Дону
Цели освоения дисциплины
Основной целью освоения дисциплины (модуля) «Основы социологии»является изучение социальных явлений и процессов в контексте целостного представления об обществе и соотнесение их с широкой картиной исторического развития, рассмотрение особенностей объекта и предметного поля, структуры современного теоретического социологического знания, содержательного наполнения социологической теории и определение возможных перспектив дальнейшего развития социологического знания.. Реализация поставленной цели достигается благодаря решению следующих задач:
· объективно проанализировать основные этапы развития социологической науки, показать принципиальные теоретические и методологические различия отдельных социологических школ и концепций;
· показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур, явлений и процессов.
· рассмотреть особенности объекта, предмета, методологии современной социологии, структурировать основные разделы социологии, дать современные представления об их содержательном наполнении;
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина (модуль) «Основы социологии» является базовым компонентом Профессионального цикла ООП бакалавриата (направление обучения 040100- социология).
Изучение данной дисциплины в ООП логически предваряет дальнейшее изучение специальных и отраслевых социологических теорий, обеспечивая понятийно-логическую и методологическую подготовку студентов, формируя у них базовые представления о современном состоянии социума, а также проблемном поле современного социологического знания в целом. Логически и содержательно-методически дисциплина «Основы социологии» взаимосвязана с курсом «История социологии», «История», «Философия».
В ходе изучения дисциплины «Основы социологии» студенты, наряду с прочим, приобретают способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы современности, использовать в дальнейшем полученные знания и применять навыки методологии исследования в период прохождения учебной и производственной практик.
Приступая к изучению дисциплины «Основы социологии» студенты должны владеть знаниями в области европейской истории и философии, иметь представление о закономерностях формирования и особенностях социально-философской проблематики Нового времени, уметь анализировать, сопоставлять, экстраполировать полученные знания применительно к вновь изучаемому курсу. Вместе с тем студенты должны быть готовы к саморазвитию, осознанию значимости своей будущей профессии, требующей применения в будущем полученных профессионально-профильных знаний в практической деятельности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
- способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);
- умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);
- способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК-12).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Владеть знаниями в области:
· истории развития социологии, основных функций социологии и сферы применения социологического знания;
· отличий предмета социологии от предмета смежных дисциплин;
· основных элементов структуры личности, содержания понятий социального статуса и социальной роли, социальной организации и социального института;
· основных теорий социального действия, специфики социальных действий и социального контроля, в том числе посредством общественных институтов;
· основных видов социальных общностей, основ их формирования и характера функционирования, в том числе квазигрупп (аудиторий, масс и толп);
· особенностей групповых взаимодействий, способов изучения групповой динамики, групповой организации;
· основных типов социальных процессов: сотрудничества, приспособления, конфликтов, мобильности и стратификации;
· закономерностей процесса социализации, форм регуляции социального поведения, природы возникновения социальных общностей и групп, развития социальных процессов;
уметь:
· применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профильные знания и навыки по основам социологической теории;
· использовать простейшие методы социологического исследования и анализа микросоциальных процессов;
· получать достаточно полную социологическую информацию об избранном объекте;
· логично и обоснованно интерпретировать результаты своих социальных наблюдений;
· разрабатывать и практически моделировать индивидуальные социальные стратегии.
Владеть:
· навыками разработки основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей
· эффективной социальной коммуникацией в микросоциальной сфере;
· методами распознания и характеристики элементов актуальных социальных отношений;
· методиками и техниками выявления типичных целей и поведенческих стратегий контрагентов;
4. Структура и содержание дисциплины «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ»