Когнитивный и социологический подходы к истории знания 2 страница
1 См., например, как излагает философию Юма Рассел: Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1994. Т. 2. С. 159 - 172.
3. Гуманитарная гносеология в XVIII веке______________________ 56
ция науки и образования, распространяющееся согласие с тем, что предмет и средства аргументации различных дисциплин должны быть независимы от содержания конфессиональной догмы. Здесь для нас будет не столь существенно, в какой мере и каким количеством европейских мыслителей XVIII в. поддерживались определенные гносеологические позиции. Я ограничусь только упоминанием о тех удобных и распространившихся ходах мысли и метафорах, которые появляются в гуманитарной гносеологии с этого времени.
Начиналось все достаточно просто: - с доверия разуму, прежде всего в (более близкой к естественнонаучным дисциплинам) области конкретных исследований. Впрочем, как известно, многие философы Просвещения ставили знак равенства между понятия «Бог» и «Разум», одновременно и оспаривая сверхъестественное, и обожествляя то, что казалось им правильным. Философии - и эмпиризму Локка, и логическому методу Лейбница - доверяли как вполне надежному основанию для любых частных исследований. Разуму верили и в практическом плане — как средству улучшения и исправления человеческой жизни, индивидуальной и общественной. Распространена была и более сдержанная формулировка: большинство просветителей видели свою задачу в прояснении того, что было «темным», в «очищении» корпуса существующего знания от ошибок. Причиной этих ошибок объявлялись порочные метафизические предрассудки, и церковные, и нецерковные, - например, политические. На место этих заблуждений надлежало водрузить современные, доказательные, системы разума и опыта. Такое восприятие разума очень существенно: в частности, стоит обратить внимание на то, что интеллектуальная деятельность приобретает по преимуществу критический характер. Важным становится не только достижение конечного результата (например, в виде оформленной логико-метафизической концепции), но и продолжительный процесс прояснения знания о каком-то конкретном предмете. Разумеется, в эпоху Просвещения создавались грандиозные метафизические системы: прежде всего, это историческая концепция Ж.А.Н. Кондорсе, который ввел в научный оборот понятие «прогресс», или, допустим, энциклопедия знания X. Вольфа. Последний считается не слишком оригинальным учеником Лейбница, однако в то же время -
3. Гуманитарная гносеология в XVIII веке______________________ 57
создателем немецкого философского языка1. Тем самым он в значительной мере заложил основы не только немецкой, но и всей европейской (по крайней мере, континентальной) философии. Примечательно, однако, что его труды принято рассматривать скорее как учебник по прояснению правильного употребления терминов, чем по устройству мироздания.
Наверное, основной пафос Просвещения был все-таки критическим - но по отношению не к возможностям человеческого разума, а к тому, что является для гуманитария-исследователя непосредственным источником: к античным, средневековым, да и современным текстам. К готовности социальной физики увидеть в этих текстах иную, более правильную организацию материала, чем полагали сами авторы исторических свидетельств, добавился очень существенный компонент: категорическое и уверенное эмоциональное неприятие правильности текстов-источников и представляемой ими жизни. Это раздражение оказывается чрезвычайно полезным: усиливается состояние систематического недоверия к материалу, что, собственно говоря, и лежит в основе научного подхода. С точки зрения теоретиков Просвещения, исследователь противостоит хаосу анализируемого материала. В этом хаосе все не только непонятно, но еще и плохо, глупо и зловредно (если речь идет, например, об истории феодальной и церковной средневековой Европы). Чтобы справиться со своей задачей, просветитель обязан быть во всеоружии рациональных средств и по возможности должен освободиться от любых личных предубеждений вроде религиозности или патриотизма. Хороший пример — это страстно защищавший беспартийность и терпимость Вольтер. Современные исследователи нередко критикуют просветителей за высокомерие по отношению к исследуемому материалу, однако стоит признать, что в XVIII веке оно могло быть очень полезным: для того чтобы начать серьезно исследовать иное сознание, надо все-таки понять, что оно иное, и просветители решению этой задачи немало поспособствовали.
1 См. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Спб., 1996. С. 595.
3. Гуманитарная гносеология вXVIII веке_________________________ 58
Концепции Иоганна Готфрида Гердера и Вильгельма фон Гумбольдта: между Просвещением и романтизмом
Вторая половина XVIII века хронологически еще относится к Просвещению. Однако именно тогда возникают уже подтачивавшие наивный просвещенческий рационализм концепции И.Г. Гердера (1744 — 1803) и В. фон Гумбольдта (1767 - 1835). Иногда их теории квалифицируют как романтизм, поскольку, например, человеческая история выглядит в них совершенно иначе, чем у французских просветителей. Кроме того, и Гердер, и Гумбольдт находились под сильным влиянием Канта, концепция которого значительно глубже просвещенческой гносеологии. Однако в методологическом плане более важно, что о проблемах познания Гердер и Гумбольдт еще не очень задумывались; их представления на эту тему оставались вполне рационалистическими в отличие от взглядов, например, Руссо или Шопенгауэра. Можно считать, что Гердер и Гумбольдт преодолевали лишь элементарные детские болезни просветительской идеологии; с этой точки зрения их концепции, соответственно, всемирной истории или языкознания еще не выходят за границы Просвещения.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты, впоследствии нашедшие свое место в модели гуманитарного знания эпохи романтизма. Гердер резонно предположил (а может быть, вычитал у Вико или у Монтескье), что человеческая природа не так уж и универсальна. Поэтому исследователь не должен подходить с одинаковой меркой к государственному устройству (к моральной сознательности или чему-либо еще) у всех народов и во все времена. При этом если Монтескье в середине XVIII века писал о физико-географической предопределенности истории специфических групп, то Гердер оказался первым автором, который заговорил об определяющем влиянии расовой принадлежности. Сам Гердер был вполне миролюбив и считал, что Богом устроено так, что любая низшая форма предназначена для того, чтобы породить высшую, а следовательно, и ее существование вполне оправдано. Однако Гердер начал говорить о «духе» отдельных народов, не только подчеркивая тем самым врожденную психологическую специфику или создавая платформу для спекуляций об историческом неравенстве рас и наций, но и двигаясь в сторону предположения об
3. Гуманитарная гносеология в XVIII веке______________________ 59
относительной замкнутости, непроницаемости духа (частичной, но неустранимой) одного народа для исследователя, принадлежащего к другому народу. В этой логике Гердер оказался одним из провозвестников установок, очень важных для романтизма.
В другой приоритетной среде гуманитарного исследования — сфере языка — прославился младший современник Гер дера, В. фон Гумбольдт. Последний развернул мысль о том, что язык играет большую роль, чем просто система обозначений, механически служащая выражению мысли. Язык создает специфику человеческого рода, возможности и ограничения языка во многом предопределяют содержание любых представлений и познания вообще. Языки национальны и сильно отличаются друг от друга, поэтому уместно говорить о неповторимой специфике национальных характеров, выражающихся в истории и продуктах духовной жизни.
Теории Гердера и Гумбольдта демонстрируют уже довольно высокую степень уважения к иному сознанию, представленному в истории других стран и опыте других народов. Имеется в виду готовность исследователя столкнуться с теми трудностями в интерпретации, которые возникнут, когда речь зайдет об изучении чужого опыта, чужих литературы или истории. Если мы не можем надеяться на то, что язык выражает мысль «нейтрально», не привнося искажений и дополнительных смыслов, сложность интерпретации возрастает чрезвычайно. Это специфическая для гуманитарного знания проблема и осознание ее гуманитариями является важной вехой. Однако для Гердера и Гумбольдта эта проблема еще не приобретает характер фундаментальной: об этом свидетельствует и предложенная Гердером схема, по которой знание низших стадий развития сохраняется на более высоком этапе, и конкретные, вполне успешные, попытки Гумбольдта установить законы языковых различий и соответствий. В обоих случаях корректность и сама возможность рационального исследования не ставятся под сомнение, поэтому, как кажется, эти концепции еще вполне уместно относить к Просвещению.
3. Гуманитарная гносеология в XVIII веке_________________________ 60
Иммануил Кант о возможности объективного познания
В этом курсе упоминаются лишь некоторые, наиболее принципиальные для гуманитарного знания, сюжеты философии Канта. Во-первых, это проблема возможности мышления; во-вторых, кантовское противопоставление морального (=человеческого) и феноменального.
Как известно, отправным пунктом рассуждений Канта был вопрос о возможности познания, иными словами - о возможности получать знание, не содержащееся в скрытой форме в уже имеющемся, т.е. новое. На философском языке середины XVIII века, восходящем к Лейбницу, эта проблема называлась проблемой синтетических суждений. Вариант, согласно которому эмпирическое знание без особых проблем может стать частью индивидуального сознания, был, как мы помним, раскритикован английскими эмпириками: Юм не видел механизмов, способных гарантировать субъекту то, что он будет корректно дополнять свой внутренний опыт внешними впечатлениями. Неудовлетворительной считалась и строго рационалистическая схема познания путем дедукции из так называемых врожденных идей: в этом случае невозможно объяснить, каким образом становится допустимым приписывание объекту признака, ранее неизвестного. Кантовское решение этой проблемы очень элегантно и эффективно; что еще более существенно, оно сыграло важнейшую роль в развитии европейской мысли.
Кант предположил, что синтетическое знание возможно благодаря тому, что человеческий интеллект априорно, еще до всякого опыта, снабжен средствами для упорядочивания эмпирического материала. Формальная логика является только частным примером таких средств. Есть системы и еще более универсальные, например, способность видеть вещи в их пространственно-временной форме и пользоваться при их описании универсальными содержательными характеристиками, так называемыми категориями (причина, действие и т.п.). Для того чтобы понять, что такое «априорные формы восприятия», можно представить себе разговор с современным физиком: в ответ на ваше указание на то, что априорным является представление о трехмерности пространства, этот физик ответит, что пространство, как выяснила наука, - не трехмерно. Однако предста-
3. Гуманитарная гносеология в XVIII веке______________________ 61
вить себе многомерность пространства и удостовериться в ней наука смогла только потому, что возможность изучать пространство при помощи трех измерений уже находилась в распоряжении ученых. Этот пример подсказывает, что имел в виду Кант: наличие у нас определенного уровня знания (явно не только рационального, но и связанного с органами чувств и способностями восприятия), который воспринимается как настолько естественный, что он предшествует и опыту, и тому знанию, к которому мы готовы относиться критически.
Гипотеза об априорной структуре сознания означала ограничение претензии на возможность познания вещей истинными, такими, как они есть (по кантовской терминологии - «вещи в себе», «ноумены»). Однако априорность - и в этом смысле субъективность - познания совершенно не делает исследование и его результаты личным делом каждого индивида; мы можем думать о чем-либо неправильно, по-человечески ограниченно, но одинаково, «как все люди».
У кантовской гипотезы есть несколько важных методологических следствий. Во-первых, познание снова стало в принципе корректным. Во-вторых, кантовская теория антиномий (грубо говоря, противоречий, неизбежно возникающих при приложении рациональности к эмпирическому/феноменальному миру) наметила возможность индульгенции на случай неувязок в конкретных теориях; позднее идея антиномий разбудила диалектическое мышление Гегеля. В-третьих, Кант согласился с невозможностью познать «вещи в себе» и тем не менее предоставил шанс эффективному и интересному познавательному процессу: в этом можно видеть продолжение декартовской склонности трактовать размышление как происходящее в первую очередь в сознании субъекта и только во вторую - по отношению к каким-то реалиям внешнего мира. Соответственно, методология все увереннее воспринимается как регулятивный образец, а не как прямой рецепт достижения истины.
Все эти достоинства чрезвычайно важны для мышления вообще и для гуманитарного в частности, но существуют еще несколько не менее важных. Впервые ограниченность мышления его человеческим, пространственно-временным и категориальным устройством была рассмотрена не как «искажающий истину» или «унизительный для исследователя» фактор. Эта неспособность увидеть предмет единственно
3. Гуманитарная гносеология в XVIII веке______________________ 62
правильным образом была понята как позитивное основание познавательного процесса — чрезвычайно важный принцип, особенно в гуманитарных науках, более зависимых от индивидуальных предпосылок исследователя.
Далее необходимо упомянуть, что Кант очень плодотворно провел границу между мирами природы и морали. Природа, мир явлений, феноменов, может рассматриваться лишь извне; исследователь воспринимает связь этих явлений между собой только сквозь априорные формы законов. Ноуменальный мир морали состоит из актов свободного человеческого целеполагания и непосредственно доступен для интерпретирующего свое поведение действующего лица, а значит - для исследования в принципе. В этом разграничении кроются разные весьма противоречивые возможности1.
Сам Кант развивал мысль, что в качестве доступного наблюдению зрелища процесс человеческой истории должен исследоваться как физическое явление, т.е. извне. Намечая проект такой истории, Кант сделал несколько достаточно успешных предположений, впоследствии развитых Гегелем. В частности, Кант допустил, что смыслом исторического процесса является разворачивание разумности человеческого рода в устройстве общества и в истории. Реализуя свой план (которого нет, но который мы вправе предположить в целях создания осмысленной конструкции), человеческая природа в качестве эффективного инструмента использует индивидуальные страсти и недостатки людей. Однако кантовское противопоставление природы (как сферы необходимости) и морали (как сферы свободы) подталкивало к рассмотрению человековедческих сюжетов не только как разыгрывающегося перед нашими глазами спектакля, о котором мы знаем, что интерпретации являются лишь нашими домыслами. Слишком соблазнительной оказалась мысль о том, что человеческое сознание дано нам с предельной истинностью — из всех «вещей в себе» именно о нем мы имеем наиболее адекватное представление, и поэтому внутри него возможно наиболее полное исследование. Нам могут быть достоверно известны лишь собственные намерения и представления, и по аналогии с ними мы можем при помощи логических и этических
1 См. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 23 - 24.
3. Гуманитарная гносеология в XVIII веке______________________ 63
универсалий реконструировать факты уже не только своей внутренней жизни, но и исследуемых индивидов — исторических деятелей или авторов текстов. Эти интуиции кантовской мысли нашли свое развитие в гуманитарных исследовательских программах XIX века.
Лекция 4
ФИЛОСОФСКИ-СПЕКУЛЯТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Очередная лекция посвящена т.н. немецкой классической философии и более конкретно — Гегелю, о котором я буду говорить коротко, но не обходя вниманием даже самые «темные» стороны его теории. Кажется более целесообразным рассматривать построения Гегеля несколько утрированно, усматривая в них самое яркое выражение определенных интеллектуальных стратегий и способов рассуждения. Его философия — пример плюсов и минусов гипертрофирования рациональной непогрешимости в гуманитарном исследовании. В конце лекции предполагается коротко остановиться на некоторых существенных для гуманитарного знания сторонах марксизма.
Сегодняшнюю тему можно также и переформулировать следующим образом «Развитие логики немецкой классической философии» - действительно, классической как минимум в двух смыслах. Во-первых, она оказалась вершиной мысли, претендовавшей на позитивность результатов и рационалистичность средств познания; во-вторых, классическая философия определила язык и обозначила неразрешимые противоречия философии второй половины XIX — XX веков. Но вначале стоит вернуться к материалу прошлой лекции и в особенности к тому, как понимал проблему возможности познания Кант, к которому восходит и вся немецкая классическая гносеология.
Кант о необходимости учитывать субъективную сторону познания
Осмысляя проблему универсальных правил мьппления и условий его возможности, Кант продолжает инициированную Декартом радикальную «гносеологизацию» философии. Он осуществляет в ней перемену,
4. Умозрительная стратегия. Гегель__________________________ 65
сопоставимую с «коперниковской революцией» в астрономии1 — так звучит формулировка самого Канта. Фокус размышлений переносится с изучения и описания самого предмета на анализ проблем его восприятия и понятийного отражения / конструирования. В этом свете проблема нового (или, как говорили во времена Канта, синтетического) знания о предмете, приобретает следующую логическую форму:
А = Б
(как предмету может быть приписано обладание признаком?)
Кант выдвинул гипотезу о том, что интеграцию эмпирического материала делает возможной априорная структура сознания. Из этого объяснения следует несколько чрезвычайно интересных выводов. Во-первых, намечается перспектива объяснения формально-логических правил как части более истинных и широких, содержательных закономерностей мышления (собственно, поэтому Гегель изобретает «диалектику» как целое, частью которого может быть логика). Во-вторых, обнаружив, что мышление в значительной мере предопределено «ограниченностью» человека, Кант должен был существенно сместить философский интерес в сторону антропологических штудий. Этому соответствовало введенное Кантом разграничение не до конца постижимого мира «вещей в себе» и мира морали, человеческого сознания. Наиболее комфортно исследователь чувствует себя именно в мире морали, поскольку смысл его собственных поступков и представлений дан ему не сквозь призму априорных форм восприятия, а непосредственно. Наконец, Кант впервые показал, как исследовательская ограниченность может быть использована в качестве конструктивного методологического фактора. В то же время Кант нарисовал такую картину познания, которая сильно раздражала многих мыслителей: неприятно осознавать, что ты не можешь изучать вещи, как они есть, да еще и, согласно теории антиномий, не можешь надеяться на верность и единственность своего объяснения, даже если оно логически непротиворечиво.
Кант заявляет, что не понятия «сообразуются» с предметами (или опытом), но предметы «сообразуются» с понятиями, и сопоставляет это с изменением точки зрения наблюдателя в гео- и гелиоцентрической моделях. См: Кант И. Указ. соч. С. 18.
4. Умозрительная стратегия. Гегель__________________________ 66
И с Кантом начали спорить — при этом, очень во многом признавая его правоту и безусловно включив его в обязательный канон философского образования. Если угодно, произошла переформулировка основного гносеологического вопроса: стали спорить не о сочетании рационалистического и эмпирического в познании, а о том, как понятие какого-либо предмета дополняется в пространстве сознания ранее неизвестными значениями.
Вариант ответа на кантианские сомнения - логическая гипотеза Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Гегель, вокруг которого будет строиться наше рассуждение, примечателен предельной систематичностью и наглядностью своей мысли: из него легко сделать как знамя, так и пугало. Гегелю пришлось иметь дело с той же проблемой, что и всей немецкой классической идеалистической философии: как можно утверждать, что предмет (понятие предмета) приобретает первоначально не свойственный ему признак? Эта проблема тождественна проблеме познания в целом, и Гегель решает ее самым радикальным образом: если познание мира возможно и если оно должно быть точным, то нужно придумать такое устройство мира, которое позволяло бы это максимально (желательно даже — абсолютно) правильное познание осуществлять. Мне кажется, Гегель создал модель как раз той, единственно возможной, схемы представлений о мире, которая отвечает условию осуществимости точного (т.е. единственно возможного) познания мира. Гипотеза Гегеля производит впечатление достаточно сомнительной. Однако она очень хороша и чисто логически, и в плане экзистенциального самоощущения сообщества профессиональных ученых, склонных к пребыванию в герметически закупоренном мире своей правоты. Гегель предполагает, что субъект и предикат любого высказывания суть одно и то же.
Логическое основание для этого достаточно убедительно излагает Рассел: по Гегелю, знание о предмете невозможно без знания обо всех его отношениях (с другими предметами); знание возможно; следовательно, знание обо всех отношениях предмета существует, пусть даже в скрытом виде, и, в принципе, может быть выведено
4. Умозрительная стратегия. Гегель__________________________ 67
из любого истинного высказывания о данном предмете1. Больше того, отсюда следует, что все предметы связаны между собой истинной (т.е. преодолевающей разноголосицу мнений, единственно возможной) системой отношений. Это может быть достаточным основанием, для того чтобы дать имя этой взаимосвязи всех предметов («Единое») и строить дальнейшее исследование как поиск признаков этого подлинного «Единого». Не будем забывать о том, что сама гипотеза появилась из единственной предпосылки - из предположения о том, что познание возможно. Соответственно, атрибуты Единого нужно подыскивать так, чтобы они не вступали в противоречие с этой фундаментальной аксиомой о возможности знания.
В первую очередь, необходимо решить вопрос кажущейся несо-гласовки между двумя положениями: с одной стороны, предмет любого познания, по большому счету, всегда один и тот же; с другой стороны, материал интеллектуальной деятельности все-таки дан нам в порциях, относительно изолированных и независимых друг от друга. Гегель объясняет это тем, что Единое способно принимать логически различные формы. Эти формы оно принимает не произвольно, а руководствуясь логическими законами; более того, Единое само является этими логическими законами. Для Единого, как для Бога в традиционной теологии, внешнего принуждения быть не может; Единое также не может быть произвольным, иначе оно было бы непостигаемым. Согласно своим собственным законам, Единое нуждается в том, чтобы осуществляться в отличающихся друг от друга модусах - здесь появляется принципиальная категория различия. Поскольку у Единого есть (или даже: Единое есть) законы, речь должна идти не о случайном различии, а о предсказуемом и направленном изменении, которое уместно назвать развитием. Итак, два разных модуса проявления одного и того же Единого отделены друг от друга тем, что они суть разные стадии логического развертывания единых логических законов. Самым базовым логическим отношением, которое возможно между разными формами одного и того же, является отношение противоречия - любое правильное высказывание может или констатировать самотождественность предмета, или определять его новые качества через прямые нарушения
1 Рассел Б. Указ. соч. С. 218 - 219, 231 - 232.
4. Умозрительная стратегия. Гегель__________________________ 68
этой самотождественности. Если рассматривать подобные рассуждения в контексте послекантовского интереса к понятию противоречия, то станет ясно и внимание Гегеля к этой категории, и преимущества, которые она ему дает: хаос материала оказывается сводим к вполне интерпретируемой форме — форме противоречия уже известному. Таким образом, задача понять и обосновать принципы, по которым в знание интегрируется внешний опыт, интеллектуальный или эмпирический, подменяется ответом на другую задачу. Оказывается, что достаточно провозгласить возможным и даже наиболее правильным специфический ход мысли: диалектический — такой, о котором заранее известно, что он будет содержать противоречия и именно потому наиболее точно соответствовать подлинному устройству реальности.
Такой способ логического выяснения характеристик своего предмета позволяет Гегелю обнаружить и содержательные признаки «Единого». Поскольку Единое в самых существенных аспектах совпадает с законами развития логических категорий, его вполне оправданно можно считать разумным. Так как следствием этого процесса развития становится увеличение разнообразия проявлений, а законы собственного многообразия он определяет в себе сам, его вполне можно признать свободным. Коль скоро главными качествами этого процесса оказываются его разумность и свобода, естественно предположить, что его «природа» скорее духовна, чем материальна. Теперь можно перестать писать с большой буквы Единое и начать писать с двух больших букв Абсолютный Дух: именно так Гегель предпочитает именовать разумную и свободную субстанцию универсального развития.
Характеристики теории Гегеля как модели «умозрительной стратегии» гуманитарного исследования
Осталось привлечь внимание еще к нескольким позициям, весьма существенным для понимания места гегелевской системы в истории методологии гуманитарного знания. Во-первых, каковы основные удобства: в Абсолютном Духе Гегеля совпадают предмет и субъект интеллектуального процесса; познание, в том числе и гуманитарное,
4. Умозрительная стратегия. Гегель__________________________ 69
получает полное право на существование, становится абсолютно легитимным, не говоря уже о том, что — в рамках гегелевской этики — и морально необходимым. Таким образом, решается проблема преодоления методологической дистанции - обосновывается консубстанционалъ-ностъ1, соприродность предмета и исследователя. Решение этой проблемы постоянно оказывается составной частью методологических гуманитарных концепций.
1,2- разные явления;
исследователь
и явления;
разные стадии
разворачивания
Абсолютного Духа
3 - не определяемые ничем
внешним (следовательно,
тождественные свободе)
и разумные законы развития Единого = Абсолютного Духа
4 - диалектическое отношение
между 1 и 2; сочетание
тождеств и противоречий
Модель логически непротиворечивого (точнее — противоречивого в соответствии с детально разработанной диалектической процедурой) развертывания текста из подходящего высказывания чрезвычайно удобна еще в одном отношении. Она малоуязвима со стороны внешней критики, основанной на альтернативных данных или концепциях. Можно даже сказать, что умозрительная стратегия не нуждается в источниках вообще. Если мы пишем, например, историю права в ранне-
1 В данном контексте этот термин используется в том же смысле, в котором его употребляет Н.Е. Копосов: Копосов Н.Е. Как думают историки. М., 2000. С. 218. В то же время в ряде случаев сохранено более распространенное в русском языке слово «конгениальность». Хотя между словами «консуб-станциальность» и «конгениальность» есть некоторое этимологическое различие, указывающее, соответственно, на актуальную или генетическую «соприродность», в рамках данного курса лекций данное различие не принципиально, и эти слова употребляются как синонимы.
4. Умозрительная стратегия. Гегель__________________________ 70
средневековой Японии, то сперва мы дедуцируем, какой должна была быть история Японии в Средние века, потом дедуцируем, что такое право, а затем перемножаем эти смыслы друг на друга и фиксируем общую зону. Если полученный таким образом результат не совпадает с находящимися в нашем распоряжении эмпирическими данными, тем хуже для данных: значит, мы или не видим в них «правильного», соответствующего большой теории, объяснения, или мы еще не нашли «правильных» - подтверждающих наши логически абсолютно безупречные предположения — данных. Пока мы отдаем предпочтение умозрительному способу мыслить, нас можно винить в предсказуемости, неинтересности и даже научной некорректности результатов. Кроме того, нас можно упрекать в схоластике, в софистике, а также в порочности используемого умозрительного метода. Однако этот метод, если он проработан так хорошо, как у Гегеля, не может быть отвергнут по частям. Система, подобная гегелевской, изнутри почти неопровержима. Такие удачные амортизаторы, как допущение противоречий и лишь относительная рациональность каждого конкретного проявления Абсолютного Разума, делают ее еще менее уязвимой.