Для студентов очной формы обучения, имеющих среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 5 лет
№ | Тема | Всего часов | Содержание |
1. | Социальные науки. Основные виды исследований в социальных науках. | 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
2. | Конкретное социологическое исследование. Основные методы исследования. | 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
3. | Методика составления программы исследования. | 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
4. | Методика составления анкеты исследования. | 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
5. | Методика проведения анализа документов. | 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
6. | Методика проведения наблюдения. | 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
7. | Методика проведения интервью. | 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
8. | Методика обработки данных, полученных в ходе исследования. | 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 12 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
9. | Основные требования к оформлению научно-исследовательской работы. | 1.Изучение лекций 1 2.Изучение литературы 9 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
Всего: |
Для студентов заочной формы обучения, имеющих среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 6 лет
№ | Тема | Всего часов | Содержание |
10. | Социальные науки. Основные виды исследований в социальных науках. | 1. Изучение лекций 4 2. Изучение литературы 20 3.Ответы на контрольные вопросы 3 | |
11. | Конкретное социологическое исследование. Основные методы исследования. | 1.Изучение лекций 3 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
12. | Методика составления программы исследования. | 1.Изучение лекций 3 2.Изучение литературы 14 3. Ответы на контрольные вопросы 1 | |
13. | Методика составления анкеты исследования. | 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
14. | Методика проведения анализа документов. | 1.Изучение лекций 4 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
15. | Методика проведения наблюдения. | 1.Изучение лекций 4 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
16. | Методика проведения интервью. | 1.Изучение лекций 4 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
17. | Методика обработки данных, полученных в ходе исследования. | 1.Изучение лекций 2 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
18. | Основные требования к оформлению научно-исследовательской работы. | 1.Изучение лекций 4 2.Изучение литературы 14 3.Ответы на контрольные вопросы 1 | |
Всего: |
VII. ВОПРОСЫ к ЭКЗАМЕНУ
1. Сущность понятия "наука". Естественные, общественные, гуманитарные науки.
2. Сущность понятий "метод", "методика", "методология", "процедура".
3. Классификация видов исследования в зависимости от цели и поставленных задач .
4. Сущность, цели и задачи пилотажного исследования.
5. Монографическое и сравнительное исследование .
6. Точечное и повторное исследование. Разновидности повторного исследования.
7. Конкретное социологическое исследование, его отличия от других видов исследования.
8. Элементы и этапы социологического исследования.
9. Виды опроса, достоинства и недостатки метода опроса.
10. Виды анкетирования .
11. Специфика применения анкетирования в социальной работе.
12. Программа социологического исследования, ее основные части и функции.
13. Проблемная ситуация социологического исследования, процесс перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы.
14. Классификация социальных проблем.
15. Примерная последовательность и структура описания проблемной ситуации.
16. Определение объекта и предмета исследования. Необходимые характеристики при описании объекта.
17. Классификация гипотез. Общепризнанные требования к гипотезам.
18. Сущность понятий "генеральная совокупность", "выборочная совокупность", "репрезентативная выборка".
19. Типы и виды выборок .
20. Шкалы, применяемые в социальных исследованиях.
21. Общий и рабочий план исследования, их назначение и содержание.
22. Анкета социологического исследования, ее основные части и содержание.
23. Классификация вопросов анкеты по форме. Выбор формы вопроса.
24. Классификация вопросов анкеты по конструкции ответов.
25. Классификация вопросов анкеты по целям и содержанию.
26. Правила проверки формулировок вопросов.
27. Правила проверки композиции анкеты.
28. Правила проверки графического оформления готовой анкеты.
29. Достоинства и недостатки метода анализа документов.
30. Классификация документов по способу фиксирования.
31. Классификация документов по форме изложения. Источник статистической документации.
32. Отличие личных и безличных документов от официальных и неофициальных.
33. Классификация документов в зависимости от источника информации.
34. Классификация документов с точки зрения подлинности и истинности.
35. Традиционные (классические) виды анализа документов, их специфика.
36. Формализованный (количественный) анализ документов.
37. Выбор необходимых видов документов, проблемы, с которыми сталкивается исследователь.
38. Этапы проведения контент-анализа.
39. Выбор категорий и единиц контент-анализа. Критерии категорий контент-анализа.
40. Процедура разработки инструментария контент-аналитического исследования.
41. Процесс наблюдения в социальных науках и наблюдение в естественных науках: сходство и отличие. Общие черты, присущие социологическому и естественно-научному наблюдению.
42. Возможные направления в процессе неструктурализованного наблюдения. Направления в процессе структурализованного наблюдения.
43. Контролируемое и неконтролируемое наблюдение.
44. Виды наблюдения в зависимости от степени участия, или "роли", наблюдателя в исследуемой ситуации.
45. Требования, предъявляемые к наблюдателю при проведении включенного наблюдения.
46. Виды наблюдения по условиям организации, по регулярности проведения и частоте проведения.
47. Основные этапы процесса наблюдения. Работа, осуществляемая на каждом этапе.
48. Примерная структура дневника наблюдения.
49. Достоинства и недостатки (субъективные и объективные), присущие методу наблюдения.
50. Знания и умения, необходимые наблюдателю.
51. Примерная структура инструкции наблюдателю.
52. Типичные ошибки, допускаемые при проведении наблюдения.
53. Правила для повышения надежности (обоснованности и устойчивости) данных.
54. Достоинства и недостатки, присущие методу интервью.
55. Классификация интервью.
56. Процедура проведения интервью.
57. Требования, предъявляемые к кандидату в интервьюеры.
58. Контроль за работой интервьюера.
59. Функции интервьюера.
60. Понятие "эффект интервьюера".
61. Регистрация получаемых данных при проведении интервью.
62. Аспекция, композиция и рубрикация научного произведения (дипломной работы).
63. Типичные ошибки, допускаемые при цитировании.
64. Общие требования, предъявляемые к цитированию.
65. Отличие простой группировки собранной информации от перекрестной.
66. Виды графического изображения статистических данных, используемых в ходе интерпретации социологической информации.
67. Особенности количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе исследования.
68. Подготовка документов к обработке на ЭВМ.
69. Подведение результатов исследования и их апробации.
70. Внедрение результатов исследования.
71. Дискуссия о специфике методов социальной работы как научной дисциплины.
72. Ценность исследовательских методов и необходимость их использования в деятельности социальных работников.
73. Параллельность и общность социальной работы и научно-исследовательского процесса.
.