Требования к организационной структуре
При разработке орг. структур необходимо ориентироваться на следующие основные требования:
1. Направленность на достижение целей. Т.к. цели являются главной характеристикой любой организации, структура управления должна способствовать их достижению. Это обеспечивается с помощью установления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач, сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня, рационального разделения и кооперации труда между звеньями и уровнями управления и их взаимодействия.
2. Перспективность. Выражается в том, что в управляющей системе не должны решаться только вопросы оперативного характера, необходима работа на определением стратегии, связанной с будущим развитием производства и управления.
Этой целью в орг. структуре необходимо предусмотреть блок перспектив, стратегического управления, отделив его от блока текущего, оперативного управления.
3. Способность к развитию. Необходимость развития орг. структуры объясняется тенденцией постоянного совершенствования производства, изменением внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе управления. В этих условиях орг. структура должна быть достаточно гибкой, способной к восприятию корректных воздействий. На практике это может достигаться с помощью создания временных целевых групп (подразделений), службы развития и т.п.
4. Согласование интересов. В силу глубокого разделения труда, приведшего к обособлению подразделений, появляется множественность и противоречивость интересов участников процесса управления. Например, интересы работников механического цеха не совпадает с интересами работников сборочного цеха. Первые, стремясь к повышению эффективности работы своего цеха, заинтересованы в сокращении номенклатуры и увеличении размеров партий изделий, сокращении количества переналадок оборудования и т.п., что приводит к увеличению объемов независимого производства, его некомплектности. Рабочие сборочного производства заинтересованы в своевременном обеспечении сборки всем необходим. Причем поступление деталей сборочных единиц комплектующих изделий должны осуществляться в требуемых объемах по мере необходимости и без неоправданных запасов, что требует значительных складских помещений, площадей и дополнительных расходов. Противоречия могут быть не только между цехами, но и внутри одного коллектива, между поставщиком и потребителем продукции и т.п.
Таким образом, в организационной структуре должен присутствовать механизм, позволяющий примирить противоречия, установить разумные компромиссы. Этого можно достичь введением в структуру юридической и социологической служб соответствующего специалиста, организацией советов трудового коллектива и пр.
5. Индивидуализация. Каждое предприятие уникально в том смысле, что имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, оборудования, формальными и неформальными управленческими связями и многими другими чертами. Поэтому разработка и осуществление мер по совершенствованию орг. структуры должны вытекать из ее особенностей. В связи с этим всякого рода типовые рекомендации могут быть использованы лишь как ориентировочные данные.
6. Экономичность. Орг. структура должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению Пт управленческих работников при выполнении им необходимых функций. Экономичность может достигаться с помощью различных мероприятий, в т.ч. созданием подразделений, в функции которого входило бы проведение анализа действующей орг. структуры, функционального и иерархичного разделения труда, организации процессов управления и т.п.