Группы глаголов, обычно употребляемые при реферировании
1) Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает что; останавливается на чем; говорит о чем.
Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих…, далее, затем, после этого, кроме того. Наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.
2) Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:
Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает … что. Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства…
3) Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:
(Кроме того) автор касается чего; затрагивает, замечает что; упоминает о чем.
4) Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами событий, положения и т.п.:
Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картину жизни чего, изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
5) Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):
Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается… на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает… что, чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит … что с чем; противопоставляет что чему.
6) Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:
Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает … на что, (специально) останавливается… на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается … к чему.
Автор обращает внимание… на что; уделяет внимание чему; сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует… внимание… на чем.
7) Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов: Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует … что.
8) Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:
- передающие позитивное отношение автора:
Одобрять, защищать, отстаивать … что, кого; соглашаться… с чем, с кем; стоять на стороне… чего, кого; разделять (чье) мнение; доказывать … что, кому; убеждать… в чем, кого.
- передающие негативное отношение автора:
полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу), отвергать, опровергать; не соглашаться … с кем, с чем; подвергать… что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять… кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.
Требования к оформлению:
• текст с одной стороны листа;
• шрифт Times New Roman;
• кегль шрифта 14;
• межстрочное расстояние 1,5;
• поля: сверху 2 см, снизу – 2 см, слева - 3 см, справа 1 см;
• реферат должен быть представлен в сброшюрованном виде;
• титульный лист оформляется в соответствии с образцом.
• библиографические ссылки, включенные в текст реферата, и библиографический список в конце работы должны быть составлены в соответствии с государственными требованиями к библиографическому описанию документа (см.: Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. М.: ИПК Издательство стандартов. 2001).
Критерии оценки реферата
1) соответствие содержания теме:
- содержание реферата должно логически раскрывать основной вопрос, сформулированный в заглавии темы реферата
2) глубина проработки материала:
- если в реферате затрагивается какая-либо проблема, необходимо показать, как она решалась, какие доводы были высказаны «за» и «против», пришли ли разные авторы к согласию.
3) правильность и полнота использования источников:
- не обязательно писать реферат строго по тем работам, которые рекомендованы преподавателем. Но в реферате обязательно должны быть проанализированы основные источники и наиболее известные критические работы (которые обычно и рекомендует преподаватель). Это принцип полноты использования источников. Принцип правильности использования источников предполагает, что Вы указываете в списке литературы именно те источники, которые Вы использовали. Если Вы использовали материалы Интернет – необходимо указать в соответствии с правилами оформления библиографического списка наименования сайтов и их адрес.
4) корректность выводов:
выводы по сути повторяют основные мысли, сформулированные в основной части реферата. Выводов не должно быть много (2-5), и они должны быть лаконичными.
5) соответствие оформления реферата требованиям.
Титульный лист реферата – образец оформления
Министерство спорта, туризма и молодежной политикИ российской федерации