Социальная структура организации – это совокупность социальных групп и отношения между ними, возникающие в процессе взаимодействия по реализации цели организации.
Социальная структура организации и социальная структура общества тесно взаимосвязаны. Хотя в полной мере они никогда не совпадают, между ними много общего.
Отношения между социальными группами в организации основываются главным образом на социально-классовых отношениях, господствующих в обществе в целом; в то же время отношения между социальными группами в организации имеют свои специфические особенности. Социально-классовые отношения, существующие в обществе, не составляют простую сумму отношений, функционирующих в организации, хотя социальные группы в организации и отношения между ними одновременно находятся и в обществе.
Отношения между социальными группами в организации проявляются в разных формах:
а) в форме восприятия служебной иерархии в процессе реализации своих рабочих функций в организации;
б) в форме реакции на систему распределения обязанностей и средств, на возможность «участия в прибылях», на систему обеспечения соответствия «подвига» «награде»;
в) в форме межличностных отношений, проявляемых на самых разных уровнях и т. д.
В-четвертых, организация имеет свою должностную структуру, которая создается сознательно, с целью обеспечения эффективности ее функционирования. Рассматривая социальный организм промышленного предприятия, А. Файоль говорит, что «… между социальным организмом простейшего предприятия, где все функции выполняются одним человеком, и социальным организмом национального предприятия, где заняты миллионы индивидов, располагается ряд всевозможных промежуточных форм» [8].
Структура и цель – это два составляющих корневой системы древа жизни организации, от которых напрямую зависит качество и количество плодов, на получение которых с ее помощью рассчитывают люди.
В-пятых, организация формируется и функционирует в обществе, в социальной системе.
Общество как социальная система для организации вовсе не выступает абстракцией. Организация всегда находится в рамках какой-либо социально-территориальной общности, имеющей свои специфические особенности, что не может не отразиться на качественном составе работников организации, во всех проявлениях жизнедеятельности организации. Прежде всего, это тип поселения. В данном случае речь идет о городских и сельских поселениях разного типа: крупный город, средний город, малый город; рабочий поселок, поселок городского типа; большие и малые деревни; городские агломерации; пригородные поселения; поселения в зонах отдыха; поселения в аграрных или индустриальных районах и т. д. Понятно, что особенности каждого типа поселения оказывают существенное влияние на функционирующие здесь организации.
Кроме природных и климатических условий, социально-территориальная общность и система расселения населения, в том числе и тип конкретного поселения, оказывает влияние на организацию:
· по уровню своего социально-экономического развития,
· по качеству и количеству рабочей силы,
· по половозрастной структуре населения,
· по социально-профессиональному составу и уровню образования населения,
· по уровню развития культуры,
· по национальным и религиозным традициям.
С другой стороны, сама организация оказывает на развитие поселения, на его структуру существенное влияние. Формирование промышленной организации «КамАЗ» на территории Татарстана, например, привело к полному исчезновению нескольких сельских поселений и образованию крупного городского поселения. Одно из проявлений влияния организации на развитие территориальных образований – это проблемы полифункциональных и монофункциональных поселений: появление крупной металлургической организации в небольшом городском поселении Магнитогорск, например, привело к глубокой деформации городской инфраструктуры, к изменению структуры населения по полу и т. д. со всеми вытекающими отсюда проблемами.
В-шестых, организация живет и функционирует в социальном пространстве. Любая организация – это социальное пространство в социальном пространстве более высокого порядка.
Чтобы представить себе социальное пространство, создаваемое организацией, нужно изобразить социальный мир в форме многомерного пространства, построенного, как пишет французский ученый П. Бурдье, по принципам дифференциации и распределения, сформированным совокупностью действующих свойств в рассматриваемом социальном универсуме [9].
Взаимодействие людей в рамках пространства, занимаемого организацией, созданной для достижения целей по удовлетворению их потребностей, отношения между ними по поводу их положения в структуре организации, по поводу соответствия доли получаемых индивидом благ его вкладу в общее дело организации и т. д. приводит к возникновению пространства особой природы – пространства социальных отношений. У П. Бурдье позиция человека в этом пространстве складывается из его позиций в различных полях капиталов, благ, доходов и т. д. и в поле власти над ними.
В свою очередь, множество взаимодействующих организаций, находящихся в разных полях капиталов, благ и т. д. и в поле власти над ними, в отношениях между собой по поводу своего положения в этих полях, формируют социальное пространство социума, в котором они находятся. Это социальное пространство имеет уже иную качественную определенность по сравнению с тем, каковы характерные особенности пространства, создаваемого конкретной организацией.
В-седьмых, всякая организация в свою очередь является определенной системой духовных ценностей, определенной системой символов, определенной социокультурной целостностью.
Существенным фактором, способствующим формированию социокультурных особенностей организации, выступает ее социально-демографическая структура. Ясно, что каждая группа работников, отличающаяся по возрасту и полу, имеет свои особые потребности, интересы, запросы, которые отражаются на их представлениях о своей роли, месте в социально-профессиональной и социально-квалификационной структуре организации, в жизнеобеспечении организации в целом. На этих представлениях строится их видение и понимание своего места в системе вклада в дело организации, о степени соответствия получаемых благ этому вкладу, что во многом формирует отношение к своим обязанностям и к организации в целом.
Говоря о базовых признаках феномена организации, А.И. Пригожин приводит в известной своей работе [10]следующую концептуальную схему организации:
Свойства Признаки | Социальный инструмент | Человеческая общность | Безличная структура |
Цели | Цели задания | Цели–ориентации | Цели системы |
Иерархия | Централизация | Личная зависимость | Власть |
Управление | Целевое управляющее воздействие | Самоорганизация | Организационный порядок |
Одно из заметных достоинств схемы в рамках нашей темы заключается в том, что автор сумел показать взаимосвязь признаков и свойств организации.
Организация, как показано в таблице, строится на системе целей. Крайне важно создать такую систему взаимодействия различных элементов, чтобы достижение одной цели выступало в качестве средства достижения другой [11].
Достижение целей возможно только путем построения иерархии. Но успешная работа иерархии в достижении целей организации в свою очередь предполагает эффективную систему управления и самоуправления.
Как видим, все признаки и свойства организации органически связаны с единым для всех организаций качеством – управления и самоуправления, что и делает организацию в конечном счете организацией.
Таким образом, социальную организацию можно рассматривать как систему способов (образцов) деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств социального контроля, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную жизнь членов общности, гармонизируют их стремления и действия, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты, возникающие в ходе совместной жизни.
Примечания
1. Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учеб. пособие. – Мн., 2003. – С. 146.
2. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 1999.
3. Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал. – 1916. - № 2-3. – С. 167.
4. Гвишиани Д.М. Социология бизнеса. – М., 1962; Его же: Организация и управление. – М., 1972.
5. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М., 2001. – С. 21.
6. Франчук В.И. Общая теория социальных организаций. – М., 2001. – С. 214.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 23. – С. 338.
8. См.: Управление – это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М., 1992. – С. 9-84.
9. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. – М., 1993. – С. 55-58.
10. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.. 2003. – С. 39.
11. Пригожин А.И. Указ. соч. – С. 40.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5.
1.Социальные организации (структура, системообразующие качества).
2.Социальные институты: структура, функции, типология.
3.Семья как социальный институт.
4.Общественное мнение как институт гражданского общества.
Основной категориальный аппарат,