Контрольная работа по интегрированному модулю «Экономика», ее характеристика
Самостоятельная работа студентов заочной и дистанционной форм обучения по интегрированному модулю «Экономика» включает в себя выполнение контрольной работы. Её цель – показать уровень знаний и навыков студента. Студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу по интегрированному модулю «Экономика», состоящую из двух частей: по учебной дисциплине «Экономическая теория» и учебной дисциплине «Социология». Вариант контрольной работы определяет преподаватель по порядковому номеру в списке группы.
Задание по учебной дисциплине «Социология» заключается в подготовке письменной работы по одной из 30 тем, указанных в таблице. При выполнении задания должны быть соблюдены следующие требования:
· объём – 12 000 -15 000 знаков при компьютерном наборе (14 кегль, полуторный интервал, текст отформатирован);
· в начале работы указывается номер и название темы, приводится её план;
· материал необходимо излагать строго в соответствие с установленным планом;
· обязательными составляющими являются введение, заключение (или выводы) и список литературы, которая изучалась и использовалась в процессе написания работы;
· в приложении приводится список определений (7–10) основных понятий темы (глоссарий).
Таблица Б – Варианты задания по учебной дисциплине «Социология»
Наименование и номер контрольной работы | Содержание |
1. Предпосылки возникновения и развития социологии как самостоятельной общественной науки | 1. Социальная мысль античности, Средних веков и эпохи Возрождения. 2. Мыслители Нового времени о развитии общества. 3. Огюст Конт – родоначальник социологии. |
2. Становление и развитие классической социологии | 1. Основные социологические идеи О. Конта. 2. Социологические воззрения основных представителей классической социологии: а) Г. Спенсер; б) Э. Дюркгейм; в) В. Парето; г) М. Вебер; д) П. Сорокин. |
3. Основные направления классической социологии в ХIХ – начале ХХ в. | 1. Социал-дарвинистские концепции. 2. Психологические концепции и психоаналитическая концепция З. Фрейда. 3. Социологическая концепция марксизма. |
4. Основные направления развития российской социологии в конце ХIХ – начале ХХ в. | 1. Становление и особенности развития социологии в России в ХIХ веке. 2. Основные течения российской социологии в ХIХ – начале ХХ вв. |
5. Основные направления и особенности отечественной социологии | 1. Социология в СССР. 2. Развитие социологии в Беларуси. |
6. Основные направления и проблемы современной западной социологии | 1. Плюрализм современной западной социологии. 2. Школы и направления современной западной социологии: а) эмпирическая социология; б) структурно-функциональный анализ; в) теория социального конфликта; г) неофрейдистские концепции; д) концепция социального обмена; е) теория символического интеракционизма. |
7. Социология как наука об обществе | 1. Объект и предмет социологии. 2. Структура социологии. 3. Функции социологии. |
8. Методология, методика, техника и процедура в социологии | 1. Научные предпосылки и принципы социологических исследований. 2. Методы сбора социальной информации. 3. Обработка собранного материала. Анализ и использование результатов социологического исследования. |
9. Виды социологических исследований | 1. Разведывательное, описательное и аналитическое исследование. 2. Разовое и повторное исследование. 3. Методы и формы проведения социологических исследований. |
10. Опрос как самый распространённый метод исследования в социологии | 1. Основные разновидности социологического опроса. 2. Анкета и требования к её составлению. 3. Вопросы анкеты, их разновидности и назначение. |
11. Программа социологического исследования | 1. Методологическая и методическая составляющие программы социологического исследования. 2. Определение объекта исследования, генеральная и выборочная совокупность. Методы выборки. 3. Разработка инструментария социологического исследования. |
12. Методы сбора социологической информации | 1. Изучение документов в социологическом исследовании. 2. Сбор эмпирических данных методом опроса. 3. Социологическое наблюдение и эксперимент как методы сбора информации. |
13. Структура и процесс социологического исследования | 1. Программа и этапы социологического исследования. 2. Выборочный метод в социологическом исследовании. 3. Сбор, обработка и анализ данных в социологии. |
14. Сущность, структура и функции общества | 1. Признаки общества. Типология обществ. 2. Основные элементы структуры общества. 3. Социальные нормы и социальные санкции. |
15. Общество как социальная система | 1. Общая теория социальных систем. 2. Важнейшие подсистемы общества. 3. Социальное взаимодействие и социальные отношения |
16. Социальные общности и социальные институты | 1. Социальная общность как центральное понятие социологии. 2. Типы социальных институтов по их социально-функциональной роли. 3. Социальная деятельность и социальные отношения. |
17. Социальные институты и их роль в жизни общества | 1. Понятие социального института. 2. Структура социальных институтов, их типология. 3. Анализ условий, необходимых для эффективного функционирования социальных институтов. |
18. Социальная структура и социальная стратификация | 1. Социальная структура как горизонтальный срез общества. 2. Социальный статус и его разновидности. 3. Неравенство как критерий стратификации. Социологические теории социальной стратификации. |
19. Социальная стратификация | 1. Понятие социальной стратификации. 2. Источники и факторы социальной стратификации. 3. Исторические типы социальной стратификации. Роль и значение среднего класса в современном обществе. |
20. Социальное неравенство и социальная стратификация | 1. Социальная стратификация: её критерии, модели, исторические типы. 2. Социальная мобильность: природа и типология. 3. Социологические теории «среднего класса». |
21. Социология личности | 1. Понятие личности. Особенности социологического подхода к изучению личности. 2. Основные теории личности в современной социологии: бихевиоризм, интеракционизм, экзистенциализм, структурный функционализм. |
22. Структура личности | 1. Общественное, коллективное и индивидуальное в личности. 2. Внутренняя подсистема личности и её структура. 3. Структура деятельности личности. |
23. Социализация индивида как процесс становления личности | 1. Сущность и содержание процесса социализации. 2. Агенты социализации и их влияние на формирование личности. 3. Ведущие механизмы социализации. |
24. Механизм социальной деятельности личности | 1. Ценностные ориентации как связующее звено между личностью и обществом. 2. Социальные роли личности. 3. Система социального контроля. |
25. Общество и личность | 1. Понятие личности в социологии и психологии: сравнительный анализ. 2. Проблема социализации индивида в современном обществе. 3. Социальный контроль и девиантное поведение. |
26. Личность в системе социальных отношений | 1. Личность как объект социологического анализа: понятие, типология, функции. 2. Ролевая и статусная концепции личности. 3. Социальная среда: активность и социализация личности. |
27. Социология культуры | 1. Культура как объект социального познания и предмет социологического исследования. 2. Структура культуры. 3. Социальные функции культуры. |
28. Культура и личность | 1. Определение понятия “культура”. 2. Культура и система социальных норм. 3. Формы проявления культуры в жизни человека. |
29. Культура как социальное явление | 1. Понятие культуры, её основные функции в обществе. 2. Особенности социологического анализа культуры. 3. Структура культуры. |
30. Культура как регулятор социальных отношений | 1. Классификация видов и форм проявления культуры. 2. Культура как система социальных норм. 3. Культура и система социального контроля. |