Распределение ответов школьников на вопрос анкеты «Как часто бывают у Вас конфликты с родителями?» в зависимости от пола респондентов (в процентном отношении к числу опрошенных).

Таблица 3.

Варианты ответов   Всего ответили   В том числе:
мальчики девочки
Очень часто Часто Редко Очень редко Не бывают

Приведенные в таблице 3 данные можно дифференцировать по возрасту, успеваемости учащихся, социальному положению родителей и другим признакам, важным для решения задач исследования и проверки ранее сформулированных гипотез.

Средние арифметическиезначения (средние величины) вычисляются как част­ное от деления суммы всех значений признака на число чле­нов ряда. Например: один школьник взял в библиотеке в течение года 25 книг, другой - 10, третий - 1. В среднем на одного учащегося получается: (25 + 10 + 1)/3 = 12 книг.

Средние взвешенныевычисляются с учетом весов каждой из групп призна­ков. Например, обследовали трех человек: первый выписывает 2 газеты, второй - 3, третий - 5. Однако у первого в семье проживает один человек, умеющий читать, а во второй - 3, в третьей - 2. Средняя взвешенная в этом случае будет:

Х=((2x1) + (3x3) + (5x2))/3=21/3=7

Здесь среднее арифметическое ((2+3+5):3) равно 3,3, а среднее взвешенное – 7. То есть во втором случае выяснен (измерен) тот факт, что газеты читают не только те, кто их выписывает, но и другие члены семьи.

Средние значения искажают информацию, если наблюда­ется сильный разброс признаков. Например, из 999 нищих и 1 миллиардера в среднем вычисляется 1000 миллионеров. Что­бы наглядно изобразить реальную ситуацию, удобно вычислить дисперсию(среднее квадратическое отклонение). Она определяется как среднее значение квадрата отклонений отдель­ных признаков от средней арифметической.

Если в измерении применялись порядковые шкалы, сред­нее арифметическое вычислить невозможно. Здесь можно оп­ределить медиану–значение, которое делит вариационный ряд пополам. Место медианы вычисляется по формуле:

М=(N+1)/2,

где: М - место медианы; N - число членов ряда.

Например, в ряду с нечетным числом значений: 11, 7, 5, 3, 1, медиана равна 5. Если в ряду четное число значений, то медиана лежит посредине между двумя центральными значе­ниями.

При использовании номинальных шкал вычисляют моду–значение ряда, которое встречается наиболее часто. Иначе говоря, это тот вариант, частота которой максимальна. Например, в вариационном ряду 2, 2, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 5, 5, 5, 6, 6, 7, 7, 7, 7 модами будут 3 и 7.

Нередко в социологическом исследовании применяют ран­жирование – расположение характеристик (объектов) в за­данной последовательности путем присвоения каждому пока­зателю (объекту) порядкового номера – ранга. Ранжирование бывает возрастающим (когда с каждым последующим рангом значения увеличиваются) и убывающим (когда значения умень­шаются).

Ранжирование помогает определить взаимосвязь признаков, которую принято называть корреляцией. Уровень корреляции можно вычислить с помощью коэффициентов корреляции.

Любое исследование считается успешно завершенным, если качественно выполнен анализ социологических данных, сделаны правильные выводы и сформулированы полезные практические рекомендации.

В проведении анализа собранных и обработанных данных важнейшим является сопоставление их с ранее сформулированными гипотезами.

В небольшом по объему исследовании гипотезы проверяются путем сопоставления утверждения с полученными количествен­ными характеристиками объекта. Например, утверждение, что большинство подростков стремится к досугу, не контролируемому взрослыми, можно считать доказанным, если к таким вы­водам присоединится более 50 респондентов.

В зависимости от объема и состояния собранных социоло­гических данных, их анализ может проводиться на различных аналитических уровнях: описательном, объяснительном и эксперименатальном. В практике анализа студентами эмпирического материала, собранного в соответствии с разработанной экспериментальной программой, рекомендуется использовать описательный и объяснительный варианты.

1. Описание – выделение призна­ков исследуемого явления, существенных (необходимых) для подтверждения ранее сформулированных описательных гипотез или для выдвижения новых гипотез.

Например, опрос старшеклассников городских школ позволил выявить существенные факторы, способствующие профилактике вредных привычек школьников. Учащимся был задан вопрос: «Чем лучше занять подростка, чтобы уберечь его от вредных привычек?» В числе важнейших средств на первом месте были названы спортивные мероприятия (72% от числа опрошенных). На втором месте среди способов предупреждения вредных привычек школьники назвали – «общение с родителями». К такому мнению присоединился почти каждый третий опрошенный (30%).Подчеркивалась также важность контроля со стороны старших (16%), бесед с врачами (7%), бесед с учителями (2%). Средние данные, а также мнения респондентов в зависимости от пола приводятся в таблице 4.

Наши рекомендации