Значение феноменологии Э. Гуссерля и экзистенциализма М. Хайдеггера для герменевтики XX века
• Концепция «жизненного мира» («Lebenswelt») - существующей
системы представлений о языке и смыслах поведения. Право на обы
денное знание (неизбежное ограничение, но и условие возможности
исследования) и рекомендации по его разработке: рационалистическое
прояснение и «эпохэ».
• Экзистенциализм о первичности «человеческих» контекстов лю
бого знания; «исследование для исследователя» и связь этого тезиса
с герменевтикой.
• «Язык - дом бытия» (М. Хайдеггер); оправдание герменевтики
как искусства переводить одни языковые акты в другие.
Герменевтика Х.-Г. Гадамера
• Существуют не тексты и действия, но единая история, единая для
щаяся традиция текстов.
• Отказ от иллюзий В. Дильтея о возможности преодоления инди
видуальности познания. Заданность горизонта исследования временем
и историей.
• «Герменевтический круг» - циклическая поэтапная интерпрета
ция целого и частей.
• Предрассудки и традицию знания можно критиковать только
из исторической перспективы. Нецелесообразность задачи воссоздать
авторское понимание произведения - как в силу различия исторических
горизонтов, так и в силу возможности более конструктивной интерпрета
ции, чем та, на которую был способен сам автор.
• Два типа европейской рациональности: инструментально-
позитивистский (аристотелевский) и риторико-антропологический
(ориентированный не на доказательство, а на убеждение и на поддер
жание исторической и социальной идентичности личности и общества).
• Обусловленность гадамеровских соображений неспособностью
создать программу достоверного исследования.
Приложение 1. Планы лекционных занятий____________________ 247
Лекция 14. «Эра подозрения»
Основные этапы истории критической установки в методологии гуманитарного знания до начала XX века
• Критика и сомнение как лейтмотив отношения исследователя
к своему материалу: от критического источниковедения Ж. Мабийона
к представлению Просвещения о лучшем понимании истории, чем у со
временников, и к кристаллизации у позитивистов методической процеду
ры «внешней» и «внутренней» критики.
• Философская критика возможности (гуманитарного) познания
в XVIII в.: от скептицизма Юма к представлению Канта об априорных
формах восприятия, феноменах и антиномиях. В. фон Гумбольдт — кон
цепция языка, который не просто передает мысль или содержание,
но и предопределяет их.
• Осознание роли субъективной составляющей исследования:
от Вико до Дильтея, неокантианцев и Вебера.
Радикальная новизна «эры подозрения»: сомнение должно вызывать не то, что кажется в данных особенно противоречивым и необъяснимым, но, наоборот - то, что никаких трудностей объяснения не вызывает. За ухищрениями высокой культуры вообще и исследовательской логики в частности что-то прячется — скорее всего, что-то очень влиятельное, мало привлекательное и трудно доступное для исследования. «Эра подозрения» - термин Н. Саррот, характеризующий теории К. Маркса, Ф. Ницше и 3. Фрейда.
Марксизм
• «Немецкая идеология», 1846. Искажение не обязательно явля
ется злонамеренным (и даже осознанным как искажение); порочным
является не отдельное высказывание или рассуждение, но сразу весь
корпус знания, направление выбора вопросов и тем более — выбора
ответов.
• Если любое знание является идеологически ангажированным,
предпочтение следует отдать тому, которое исторически восторжеству
ет (чему и стоит посвятить собственные усилия; «практика — критерий
истины»). После того, как марксистская практика (сталинского нера
венства и советской бедности) себя скомпрометировала, - попытка мо-
Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 248
дернизации марксизма теоретиками Франкфуртской школы, гипотеза об инструментальном разуме и рассуждения о возможностях деидеоло-гизации интеллекта.