Наука как специфический тип знания, познавательная деятельность и социальный институт.
МОДУЛЬ. НАУКА
Наука: феномен, основные теоретические подходы и концепции, формы.
Наука как социальное явление, роль науки в развитии общества.
Наука – это особая профессионально организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания. Наука – это рационально-предметная деятельность сознания, цель которой: построение мыслительных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Наукой не м.б. чувственный опыт, экзистенциальные переживания, художественное воображение.
Основание науки – мышление.
Роль науки:
1. Наука как система научных знаний
2. Как специфический вид творческой деятельности, направленной на создание новых идей и знаний, которые отражают окружающий мир и применимы в практике
3. Совокупность общественных отношений, кот. связывают сообщество исследователей с обществом
Социальные функции науки:
· Производство научного знания (получение нового знания, преемственность знаний, оценочная, восприятие и поддержка новых идей)
· Истолковательная (объяснительная)
· Функция верификации
· Прогностическая
· Распространения знания
· Реализация полученных знаний в практике – в технике и технологии
· Компонент духовной культуры человечества, двигатель прогресса человечества
Наука как специфический тип знания, познавательная деятельность и социальный институт.
Типы знания: обыденное; искусство; религия; философия; экзистенциальные переживания; научное.
Знание – это дискурсная информация => наука – только часть этого дискурсного знания.
Критерии научного знания:
· предметность;
· однозначность;
· системность;
· проверяемость;
· логическая доказательность;
· теоретическая или эмпирическая обоснованность;
· инструментальная полезность.
Наука как познавательная деятельность (деятельность – целенаправленная процессуальная структурированная активность). Структура деятельности: *цель; *предмет; *средства
Для науки – цель: получение нового научного знания; предмет: имеющаяся теоретическая и эмпирическая информация; средства: методы анализа и коммуникации, способствующие достижению решения научной проблемы (это решение должно быть приемлемым для научного сообщества).
Отличие науки от других видов человеческой деятельности:
· цель деятельности производство знаний,
· своеобразие продукта производимого научной деятельностью
· специфика применяемых инструментов и средств производства (мышление, анализ, синтез, мыслительные процессы, дедукция, индукция, типологизация и т.п.)
· в науке живого труда выше
· в меньшей мере формируются трудовые стереотипы
Модели научного познания:
*теоретизм (исходный пункт: идея, возникшая в недрах научного мышления; эмпирический опыт – вспомогательный элемент, одно из средств реализации исходной теоретической идеи. (теория – опыт – теория);
*эмпиризм: научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете -> выдвижение эмпирических гипотез -> отбор наиболее доказанной гипотезы (индуктивный путь познания).
*проблематизм: наука – способ решения когнитивных задач. Научная проблема – это теоретический или эмпирический вопрос, формулированный на языке науки, ответ на который требует получения новой неочевидной теоретической или эмпирической информации. Схема решения научной проблемы: *исходная научная проблема -> возможные способы ее решения -> проверка, устранение ошибочных гипотез -> новая научная проблема. => вечное неудовлетворенное любопытство – движущая сила науки.
Наука как социальный институт:
*формирование научного сообщества, эффективное регулирование его членов;
*регулирование взаимодействия между обществом, наукой и государством;
*система ценностей специфическая внутри науки;
*система законадательных норм, которые регулируют отношения в этой сфере.