Тема 2 Общество и социальная стратификация
План:
1. Понятие «общество». Виды обществ
2. Социальная структура общества и социальная стратификация
3. Понятие «социальный институт». Основные институты общества
4. Социальная мобильность: понятие и разновидности
Содержание
Существует 3 научных подхода к определению общества – культурно-нормативный, конфликтологический и системный. Представителем культурно-нормативного подхода является П.Сорокин. конфликтологический подход к пониманию общества представлен в трудах К.Маркса, а ее современный вариант рассмотрен в теории конфликта Р.Дарендорфа. к системному подходу к пониманию общества относится большинство теорий социологии, которых объединяет рассмотрение общества как совокупности взаимосвязанных элементов.
В социологии существует множество типологий общества – простые, сложные; традиционные и современные; открытые и закрытые; аграрные, индустриальные и постиндустриальные и т.д.
Социальная структура – совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
Стратификация – термин, обозначающий социальное расслоение в обществе. Его, как и термин «социальная мобильность», ввел в науку П. Сорокин. Социальная страта – социальный слой людей, с одинаковым достатком и показателями жизни. стратификационные системы могут быть открытыми и закрытыми, а так же – классовые, кастовые, сословные и т.д.
Социальные институты являются важнейшим элементом социальной жизни и имеют свои признаки и функции. Социальные институты – это совокупность правил и норм, регулирующих социальные отношения в отдельных сферах жизнедеятельности людей. Существуют 5 основных социальных института – семьи и брака, экономики, политики, культуры и образования, религии. Каждый социальный институт состоит из совокупности институтов меньшего уровня. Например, в институт экономики входят институты финансов, банков, товаропроизводства и т.д.
социальная мобильность – это социальные перемещения людей. Существуют вертикальная и горизонтальная, внутрипоколенная и межпоколенная виды мобильности.
Литература:
1. Скворцов Н. Г. Социология. Учебник для вузов. Москва : Проспект, 2009
2. немировский В.Г. Социология. Учебник. Москва : проспект, 2010 г.
3. Самыгин С. И. социология для студентов вузов. Ростов на Дону : Феникс, 2010
4. исаев Б. а. Социология : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2010
5. Мухаев Р.Т. Социология : конспект лекций. Москва : проспект, 2009
6. Габдулина К., Раисов Е. Р. Социология : учебник для вузов. Алматы : Нур-Пресс, 2008
Тема 3 Экономическая элита и ее роль в обществе.
Предпринимательство как социальный институт: организация и функция
План:
1. Понятие элиты. Теория элит.
2. Роль элиты в обществе.
3. Критерии выделения класса предпринимателей в социальной структуре общества.
Содержание
Категория «элита» (от фр. elite – лучший, отборный) вошло в науку на рубеже XIX-ХХ вв. Современное понятие «элита» как самостоятельный описательный элемент стал выделяться из различных значений селекции людей, образцов и стандартов их поведения в Европе в Новое время. В сложившихся условиях традиционные способы сохранения и поддержания положения привилегированного слоя, господствующего меньшинства, связанного с предписанными или закрепленными качествами происхождения, занятий, богатства и знаний стали меняться на принципиально иные, предполагающие отбор по квалификационным признакам.
В политологии существует несколько теорий относительно природы элит. Основные из них были выдвинуты и сформулированы в начале XX в. Одним из родоначальников теории элит является итальянский экономист-социолог, профессор экономических наук Вильфредо Парето (1848 – 1923), сформулировавший ее в работе 'Трактат о всеобщей социологии" (1915 – 1919). Другой итальянский ученый, юрист и социолог Гаэтано Моска (1858–1914)изложил свою теорию элит в работах "Правящий класс" (1896) и "Основы политической науки" (1896, 1923). Иную теорию элит предложил немецкий историк, экономист, социолог Роберт Михельс (1876 – 1936).
Мировая практика различает две системы отбора элит - систему гильдий и антрепренерскую систему. Выбор той или иной системы фильтрации обусловлен рядом факторов: ролью партийной системы в обществе, политическими традициями, степенью однородности культуры, уровнем социального неравенства и др.
Термин «элита» в значительной степени используется в качестве самоназвания той части социума, которая обладает реальной властью и влиянием. Важными задачами любого социума являются достижение высокого качества имеющейся у него элиты, а также обеспечение постоянного воспроизводства качественной элиты.
Отличия предпринимателей от других социальных групп: менеджеров, рабочих-совладельцев, классической буржуазии. Место предпринимателей в социальной структуре общества ( по произведениям О. Райта, Э. Гидденса, П. Бурдье, А., А.Турена, Т. Заславской, В. Радаева, О. Шкаратана).
Предпринимательство формирует в обществе особый слой людей, которые в состоянии самостоятельно, на свой страх и риск решать сложные задачи по управлению хозяйством. По сути своей предпринимательская деятельность является своеобразной кузницей естественных лидеров, за которыми идут другие люди. Расширение слоя предпринимателей гарантирует обществу самоуправляемость, при которой большинство насущных экономических вопросов решается без непосредственного участия государства.
Предпринимательская организация с позиций структурного взгляда на нее представляет собой перевернутую пирамиду, в основании которой находится руководство этой организации. При этом руководство не только меняет свое место, но и меняет свои основные функции. Второй блок - это подразделения, определяющие рынки для бизнеса и передающие их развитие тем, кто делает бизнес. Третий блок состоит из консультантов, а точнее бизнес-тренеров, помогающих своим опытом и интуицией делать бизнес. На вершине перевернутой пирамиды расположены делающие бизнес предпринимательские ячейки, сфокусированные на определенный рынок, на котором они занимаются поиском и реализацией возможностей. Эти ячейки на деле являются небольшими автономными группами работников, объединенных по критерию бизнеса, который они делают. По статусу они могут быть центрами прибыли или даже самостоятельными фирмами или компаниями. Такое структурное построение предпринимательской организации "поворачивает ее лицом" к потребителю, приближает к нему и позволяет своевременно и гибко реагировать на изменение его требований. При этом осуществляется максимально возможное делегирование прав и ответственности тем, кто непосредственно делает бизнес. Резко повышается мотивированность людей и эффективность их работы.
Литература:
1.Левда Ю.А. Еще раз о проблеме социальной элиты // От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993-2000. М.МШПИ.,2000
2. Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. № 10. С. 187—198
3. Лапина Н.А. Российские экономические элиты и модели национального развития. М.: ИНИОН РАН, 1997.
4.Анискин, Юрий Петрович. Организация и управление малым бизнесом: учеб.
пособие по спец. "Менеджмент орг." / Ю.П. Анискин; Рос. междунар. акад. туризма.
Москва: Финансы и статистика, 2005. 151с.
5.Волгин, Владислав Васильевич. Индивидуальный предприниматель: Практ. пособие
/ В.В.Волгин. 4-е изд., перераб. и доп.. М.: Издат.-книготорг. центр "Маркетинг", 2002.
467с.
6.Волков, Вадим. Силовое предпринимательство / Вадим Волков. СПб.; М.: Европ.
ун-т в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2002. 282с.
7.В. М. Попов, С. И. Ляпунов, И. Ю. Криночкин, Т. А.Воронова. Бизнес-план инвестиционного проекта предпринимателя: учеб.-практическое пособие для студентов вузов / Москва: КНОРУС, 2005. 479с.
8.Пелих А. С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес: [анализ,
методика, практикум] / А.С. Пелих. [3-е изд., перераб. и доп.]. [Москва]: Ось-89, [2005].
110с.
9.Хамидуллин Фарид Фильзович. Малый бизнес в трансформируемой экономике:
тенденции и перспективы развития / Ф. Ф. Хамидуллин. Казань: Изд-во Казан. ун-та,
2006. 180 с
10.Бизнес в 2006 году: создание рабочих мест: [перевод с английского] / [науч. ред. В.
Т. Рысин]. Москва: Весь Мир, 2006. 202 с
11.Данилина, Ирина Евгеньевна. Индивидуальный предприниматель. 2007:
практическое пособие: [с учетом нового законодательства и практики его применения] /
И.Е. Данилина. Москва: Проспект: ТК Велби, 2007. 550 с.;.
12.Лапуста, Михаил Григорьевич. Малое предпринимательство: учебник по
специальности "Менеджмент организации" / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. 2-е изд., перераб. и доп.. Москва: ИНФРА-М, 2005. 553с.