Материалы для подготовки к тестированию
В процессе освоения курса вам предстоит пройти три теста: в середине 5-го и 6-го семестров (промежуточные) и в конце 6-го семестра (итоговый).
Тестовые задания
А1. Методологическая схема исследования – это:
1) комплекс основных элементов методологии;
2) последовательность этапов исследования;
3) комбинация различных операций;
4) вариант объяснения при недостаточной информации.
А2. Социометрический критерий, которой лежит в основе вопроса «С кем из членов группы Вы хотели бы работать над исследовательским проектом?»:
1) воображаемый;
2) локальный;
3) производственный;
4) непроизводственный.
А3. Ключевым свойством эффективного управленческого решения является:
1) наличие альтернатив, обеспечивающих целесообразность и осознанность их свободного выбора;
2) множество систем поддержки принятия решений;
3) структурированность проблем и целенаправленность логически последовательных действий;
4) наличие акта, направленного на разрешение проблемной ситуации.
В1. Закончите предложение: «При изучении проблем молодежной занятости, одним из условий которой выступало выделение в качестве объекта исследования подростков 1988 года рождения, когда программой предусматривалось двухкратное обследование их трудового поведение в 2004 и 2005 гг. был использован ______________________ тип исследовательской стратегии».
С1. Заполните пустые строки таблицы
Тема | Образ молодого поколения в современной коммерческой TV-рекламе |
Объект | |
Предмет | |
Цель | |
Метод сбора данных |
С2. Заполните пустые строки таблицы
Уровень исследования | Цель | Востребованность в организациях | Методы |
Теоретико-фундаментальный | Исследовательские институты, академические структуры Органы власти (национальные, региональные) | институциональный системный, структурно-функциональный, бихевиоральный, компаративный, Социокультурный Ювенологический | |
Исследование проблемной ситуации в ситуации дефицита информации | |||
Практический (прикладной) | Ситуационный анализ, Метод сценариев, Матричные методы; Теория игр SWOT-анализ Методы оценивания |
Задания тестов основаны на четырех источниках: материалах лекционного курса; трех основных учебных пособиях (А. Готлиб, П. Романова и В. Ядова).
Рекомендуемые источники
Основные
Бут У., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование. Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2007.
Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. СПб., 2002.
Готлиб А.С. Введение с социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология, исследовательские практики. М., 2005.
Ребрик С. Презентация: 10 уроков. – М., 2005.
Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Методы прикладных социальных исследований. М., 2008.
Самаркина И.В. Исследование социально-экономических и политических процессов. Рабочая тетрадь. Краснодар, 2009.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение. Понимание социальной реальности. М., 1999.
Дополнительные
Агабекян Р.Л., Кириченко М.М., Усатиков С.В. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании. Ростов н/Д, 2005.
Айзенкоп Б.М. Молодежная политика в РФ: поиск оптимальных решений. М., 2003.
Аутвейт У. Законы и объяснения в социологии/ Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
Бабосов Е. М. Прикладная социология. Мн., 2000.
Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью: учебно-методическое пособие. М., 1993.
Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М., 1997.
Васильев С.В., Жуковский А.И. Эффективность работы организаций государственного и муниципального управления и их служащих. Великий Новгород, 2003.
Вертакова Ю.В., Согачева О.В. Исследование социально-экономических и политических процессов. М., 2009.
Гидденс Э. Социология. М., 1999.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. М., 2003.
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. М., 2003.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2004
Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение»/Всемирный банк. М., 2007.
Истон Д. Категории системного анализа политики// Антология мировой политической мысли/ Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997.
Капитонов Э. А. Социология ХХ века: История и технологии. Ростов н/Д, 1996.
Каплан А. Принцип методологической автономии исследования: от реконструированной логики к реально используемой логике/ Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
Лапаник Т. Молодёжь, как социальная группа и особенности влияния на неё внешнего мира. URL:http://lib.socio.msu.ru/l/
Луков В. А. Социальное проектирование. М., 2003.
Макинтайр А. «Факт», объяснение и компетенция/ Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования.М, 1996.
Масионис Дж. Социология. СПб., 2004.
Молодежь в Организации объединенных Наций. Библиотека документов ООН. URL:http://un.org/youth.html
Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?. Аналитический доклад по заказу Московского представительства Фонда им. Ф.Эберта. М., 1998. URL:// http://znaj.ru/referats/sochiologiya/id658/
Прикладная социология: Учебное пособие /Под ред. Ю. С. Колесникова. Ростов н/Д, 2001.
Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 года N 1760-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики».
Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.
Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. СПб., 2004.
Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
Сикевич. З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб., 2005.
Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М., 2001.
Темницкий А.Л. Учебное исследование по эмпирической социологии. М., 2003.
Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения. М., 2005.
Туронок С.Г. Политический анализ. Курс лекций. М., 2005.
Хеллевик О. Социологический метод. М., 2002.
Щебетовская Г. Молодежь как объект и субъект смены поколений. URL: http://lib.socio.msu.ru/l/
Экспертные оценки в социологических исследованиях //С.Б. Крымский, Б.Б. Жилин, В.И. Паниотто и др./ Отв. ред. С.Б.Крымский. Киев, 1990.
Электронные ресурсы
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL:http://www.wcoim.ru
Институт региональной политики «Регионалистика.ру». URL:http://www.regionalistica.ru
Информационный сайт политических комментариев «Политком.ру». URL:http://www.politcom.ru
Исследовательская группа ЦИРКОН. URL:http://www.zircon.ru
Исследовательская компания РОМИР. URL:http://www.romir.ru
Межрегиональный Фонд информационных технологий. URL:http://www.mfit.ru
Московский Фонд Карнеги. URL:http://www.carnegie.ru
Независимый фонд «Центр политических технологий». URL:http://www.cpt.ru
ПИР: Центр политических исследований России. URL:http://www.pircenter.org/
Политическая экспертная сеть «Кремль-org». URL:http://www.kreml.org/
Фонд ИНДЭМ. URL:http://www.indem.ru
Фонд МакАртуров. URL:http://www.macfound.ru
Фонд «Общественное мнение». URL:http://www.fom.ru
Фонд СТРАТЕГИЯ. URL:http://www.strategy.org/
Фонд эффективной политики. URL:http://www.tep.ru
Центр политической конъюнктуры России. URL:http://www.ancentr.ru
Экспертный информационный портал «Урал.Полит.ру». URL:http://www.uralpolit.ru
Электронный ресурс федерального проекта «Новое поколение».// URL:http://fomgeneration.wordpress.com/tag/
Оглавление
Введение. 3
1. Методологические основы комплексных исследований и оценки положения молодежи в обществе. 5
1.1. Молодежь как объект комплексных исследований в современном социально-гуманитарном знании. 5
2.2. Методология комплексных исследований и оценки положения молодежи в обществе. 12
2. Методы социологического исследования в ювенологии. 16
2.1. Социологические исследования молодежи. 16
2.2. Программа прикладного социологического исследования молодежи 19
2.3. Организация социологических исследований в сфере государственной молодежной политики. 22
2.4. Социологическое измерение характеристик молодежи. 24
2.5. Выборочный метод в ювенологических исследованиях. 26
2.6. Методы сбора социологической информации в ювенологических исследованиях. 28
2.6. Социально-психологические методы исследования и оценки положения молодежи в обществе. 38
2.7. Обработка и анализ социологических данных в ювенологических исследованиях. 42
3. Методы диагностики и оценки управленческих решений в сфере государственной молодежной политики. 49
3.1. Экспертные методы в ювенологических исследованиях и практике принятия управленческих решений в сфере государственной молодежной политики. 49
3.2. Эвристические и игровые методы в изучении и оценке положения молодежи в обществе. 54
3.2. Аналитические методы в исследовании эффективности решения проблем в сфере государственной молодежной
политики. 64
3.4. Методы оценивания программ, реализуемых в сфере государственной молодежной политики. 72
Рекомендации для студентов. 80
Рекомендуемые источники. 88
Учебное издание
Мирошниченко Инна Валерьевна
МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ
Публикуется в авторской редакции
Подписано в печать. Формат 60х84 1/16
Уч.изд. л. 4,2. Тираж 100 экз. Заказ №.
Кубанский государственный университет
350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149
Издательско-полиграфический центр КубГУ
350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149