Логическая структура категорий и понятий в социологии
Категории Понятия
Категории всеобщности По объему
(вселенная, ноосфера, мир, общество) Универсальные (тождественны категориям) Неуниверсальные (стимул, установка)
Категории качества По природе
(цивилизация, формация, культура, устойчивое Безотносительные (крестьянин) развитие) Относительные (квалифицированный рабочий)
Категории объективности По содержанию
(социальные отношения, социальное развитие, Абстрактные (социальная среда) социальные процессы, социальные институты) Конкретные (родитель)
Категории субъективности По объему и содержанию
(сознание, личность, классы, страты) Сложные (город, организация) Простые (проступок, протест)
Категории изменений По структуре элементов объема
(социализация, управление, модернизация, конфликт) Собирательные (диаспора, партия) Несобирательные (человек, родившийся в 1950 г.)
По предназначению
Обобщающие (социальный институт) Констатирующие (забастовка)
1) Категории всеобщности(вселенная, ноосфера, общество, мир), без которых не может обойтись ни один представитель социальных наук (в том числе и социологии), когда он задается вопросом - а какие универсальные ифундаментальные представления о мире могут быть использованы при осмыслении социального бытия. Подобная направленность (и необходимость) изысканий породила целый букет различных социальных теорий, которые претендуют на предельно широкие обобщения явлений окружающего мира. Такая тенденция не обошла стороной исоциологию. Наиболее наглядно оно проявилось в мир-системных моделях И. Валлерстайна, в творчестве и в трудах глобалистов, транзитологов, геополитиков, теоретиков безопасного мира.
2) Категории качества(цивилизация, формация, культура, устойчивое развитие), которые показывают степень и уровень освоения мира, эффективность их функционирования и обеспечения рациональной организации общественной, групповой и индивидуальной жизни. Без их использования невозможно осуществить сравнение в рамках "прошлое - настоящее", сопоставлений типа "у них - у нас", понять, что икаким образом характеризует степень оптимальности развития тех или иных социальных групп, институтов, организаций.
3) Категории объективности(социальные отношения, социальное развитие, социальные процессы, социальные явления и институты), которые конкретизируют сущность и содержание той исторической эпохи, в которых живет и творит человек. В них находят отражение основные особенности и специфика, которые характерны для всего мира, но в его конкретно историческом обличье. Именно при помощи этих категорий возможно описание, анализ таких процессов как довление тех или иных форм общественной жизни, формы политической власти, исторически сложившиеся типы поселенческих структур и т.п.
4) Категории субъективности(сознание, личность, классы, страты), которые характеризуют активное, творческое (или потенциально творческое), заинтересованное начало в деятельности общества. Они в своей постановке вопроса содержат самые общие ориентиры, требующие при их применении в исследовательской практике операционализации, ибо их использование в самом общем виде дает только (и то в лучшем случае) ориентировочный эффект.
5) Категории изменений(управление, регулирование, социализация, модернизация, конфликт), которые характеризуют механизм, направленность, способы и методы осуществления преобразований. Данные категории претендуют на отражение созидательного участия в преобразовании окружающего мира, что находит выражение в применении таких универсалий как прогноз, предвидение, программирование, социальный эксперимент, социальные организации. Они в известной степени выражают категории модальности, связанные с представлениями о необходимости, возможности и целевых установках.
Значение этих категорий для социологии велико, потому что, во-первых, они позволяют в обобщенном виде, исходя из специфики социологического знания, трактовать универсальные процессы и изменения, происходящие в социуме с позиций социологии науки. Во-вторых, эти категории выполняют интегрирующую роль для самых различных потоков информации, централизуют ее, объединяют их вокруг коренных, принципиальных вопросов социальной жизни. В-третьих, категории выполняют роль коммуникации, без которой невозможно совместное и сопоставимое творчество, дальнейшее развитие научного знания, его дополнение, обогащение, совершенствование, углубление. И наконец, эти категории роднят социологию с другими социальными науками, образуя единое смысловое поле, без которого невозможно представить эволюцию и прогресс в развитии социальной мысли.
Вместе с тем, мы должны видеть и ограничения, которые накладывает использование в социологии этих универсалий - категорий.
Во-первых, эти категории в своем большинстве априорны, декларативны, и могут выражать свою сущность в самом общем, предельно обобщенном виде.
Во-вторых, они многозначны, по-разному трактуются не только среди различных социальных наук, но внутри самой социологии, различными школами и концепциями. Так, по утверждению ряда исследователей, только определений культуры насчитывается свыше 160 наименований, а ЛИЧНОСТИ — более 200. В-третьих, и это особенно важно - они не операционализуемы. В таком случае социология, не отказываясь от использования этих категорий, часто переходит на позиции социальной философии, чтобы иметь возможность обобщения и оперирования некими универсалиями.
Таким образом, категории социологии - это предельно универсальные, фундаментальные понятия, характеризующие уровень осмысления и обобщения основных представлений об общественной жизни, о социальной реальности, которые имеют априорное значение и помогают систематизации и организации опытного знания.
В то же время они претендуют на отражение в обобщенном виде содержания (и специфики) в пределах (в рамках) социологического знания, несмотря на то, что многие из них являются одновременно и категориями других социальных наук.