Постпозитивизм (постэмпиризм) в социологии
Coup, зарубежные соииол. концепции. М., 2000: Постмодернизм: Энциклопедия. Минск. 2001: Contemporary Sociological Theory / Ed. bv С. Calhoun, et al. Oxford, 2002. *
B.fl. Култыгип
ПОСТПОЗИТИВИЗМ (ПОСТЭМПИРИЗМ) В СОЦИОЛОГИИ- направление, возникшее под влиянием постпозитивистской философии науки, включающей в себя весьма разнородные концепции: критический рационализм (К. Поппер. И. Лакатос, П. Фейерабенл). истор. направление (Т. Кун, Дж. Холтоп). науч. реализм (Р. Арре) и др. В работах, посвященных проблематике соц. познания и претендующих па создание постпозитивистской методологии, можно выделить нсск. течений. Первое из них не имеет четко очерченных границ, общим дай его представителей выступает антино-зтпивистская направленность, стремление пересмотреть основополагающие принципы позитивистской соц. науки путем соединения отд. положений критического рационализма, филос. герменевтики, экзистенциализма и др. (Р. Кохеп, М. Вар-тофски). Второе направление, получившее распространение гл. обр. в Англии, основывается на положениях реалистической философии науки. Его представители (Р. Кит, Р. Бхеипер, Т. Бептоп и др.), заимствуя отд. идеи истор. материализма, стремятся выработать концепцию «соц. реализма», продолжающую традиции натуралистической методологии и стремящуюся наряду с этим преодолеть крайности позитивизма в социологии и социологии понимающей. Представители третьей т.з.. отождествляя П. в с. с любой формой критики логического позитивизма, подчеркивают преемственность между ними. Они ставят своей целью расширить методол. платформу классического позитивизма и выработать более гибкую стратегию формирования теор. знания (Д. Томас).
Из чиста постпозитивистских концепций зап. философии науки, оказавших прямое воздействие на соц-ю. заслуживает упоминания теория Куна.
Сформулированное им понятие парадигмы породило бурные дискуссии по фундаментальным проблемам сон. познания. Многообразие и разобщенность разл. концепций постпозитивистской философии и соц. науки не позволяют говорить о существовании единой методол. основы, но тем не менее можно выделить две наиб, общие. Во-первых, это реабилитация «метафизики», признание важной роди филос. допущений в соц. иссл-и, против чего решительно протестует традиционный позитивизм. С признанием роли филос. и мировоззренческих идей связано и стремление сторонников П. в с. включить ценностные суждения в кач-ве специфического для соц. иссл-я компонента познавательного процесса. Во-вторых, новая методол. ориентация целиком воспринимает постпозитивистский тезис о качественном своеобразии тсор. уровня знания и его определяющей роли в познании. Этому положению отводится ключевая роль в методологии П. в е., поскольк> оно дает возможность признать науч. статус традиционного типа соииол. анализа, к к-рому классический позитивизм относится π ре небрежителы ю.
Интерес к П. в с. может быть объяснен тем обстоятельством, что его методология позволяет учесть ряд специфических сторон сои. познания, игнорировавшихся традипиоиным соииол. позитивизмом. Вместе с тем следует иметь ъ виду присущие постпозитивистской философии пауки слабости и недостатка к-рыс присутствуют также и в базирующихся на ней концепциях соц. познания. К их числу можно отнести релятивистскую трактовку науч. знания, отрицание объективной истины, субьективи-зацию процесса познания, отсутствие общепринятой модели исследовательского процесса и единых требований к формированию теории. Методология Π в с. получает опред. признание прелог всего в сфере теор. соц-и, где она используется в русле «стабилизационных» тенденций, имеющих своей целью преодоление теор. плюрализма и создание единой логики науч. знания, способ;- -
ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (IP)
стать основой интеграции разл. исследовательских ориентации.
Лит.: История теор. соц-и: В 4 т. Т. 3. М, 1998; Т. 4. СПб., 2000. Keat R., Urry J. Social Theory as Science. L., 1975; Thomas D, Naturalism and Social Science. Cambridge, 1979; Alexander J. Theoretical Logic in Sociology. N.Y., 1982; Episte-mology. Methodology and the Social Science / Ed. by R.S, Cohen, M.W. Wartofsky. Dordrecht, 1983.
M.C. Комаров
ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
(IP) (от лат. potentia — сила, мощь) — понятие, в последние гг. весьма широко вошедшее в науч. оборот. Этому способствовали по крайней мере два обстоятельства. Во-первых, ускорение обществ, развития нуждается в интегральном термине, показателе, выражающем в обобщенном виде совокупность возможностей роста чел. и об-ва. Во-вторых, глобализация и возрастание конкуренции на мир. рынках, соперничество между странами в полит, и военной сферах, рост материальных и духовных диспропорций и диспаритетов в мире требуют введения показателей, индексов, позволяющих выразить в количественной форме соотношение возможностей развития.
Понятием «интеллект» (лат. intellec-tus — ум, рассудок, разум) обычно принято характеризовать мыслительные способности чел. Наивысшим проявлением этих способностей в наст, время принято считать производство науч. знания. Поэтому под П.и. об-ва зачастую понимают только потенциал науч. мысли, сосредоточенный в головах сравнительно узкой гр. ученых. Сведение П.и. к науч. было уместно дли предшествующих периодов развития об-ва. В 20 в. наука из занятия одиночек превратилась в одну из осн. сфер обществ, жизни. В развитых странах в ней заняты сотни тыс. ученых и специалистов высокого кл., она требует колоссальных вложений в материальную базу и подготовку кадров. В то же время превращение науки в
производительную силу об-ва находит воплощение во всех отраслях производства, особенно наукоемких, во всех сферах жизнедеятельности об-ва, что невозможно без усвоения рядовым работником основ науч. знаний и подготовки млн специалистов в технике, агрономии, медицине, управлении, образовании и т.д. Происходит массовая интеллектуализация об-ва, что находит конкр. воплощение в компьютеризации, широком использовании сети Интернет и т.д. Поэтому об-во не может не включать в себя также образовательный потенциал, находящий конкр. выражение в образованности всего об-ва. В изложенной ниже методике измерения П.и. находит отражение уровень развития двух тесно связанных между собой областей интеллектуальной жизни об-ва, а именно: науки и образования.
Измерение образовательного потенциала возможно осуществлять с помощью трех индексов. Первый (ei) отражает уровень общего образования, измеряемый кол-вом лет обучения взрослого нас. (20—50 лет), т.е. в основном уже завершившего получение образования. Второй индекс (ei) — это удельный вес в нас. студенчества, т.е. той ч, молодежи, к-рая явл. резервом пополнения специалистов умственного труда во всех сферах жизни об-ва. В этих целях в кач-ве индекса берется численность (в пересчете на 10 тыс. нас.) студентов вузов. Третий индекс (е?) — доля расходов на образование в ВВП. Для измерения роли науки в создании и росте П.и. используется два индекса. Первый (s\) — удельный вес персонала, занятого в сфере науки и науч. обслуживания, в общей численности экон. активного нас. Второй (й) — удельный вес затрат на науку в % к ВВП. Для подсчета индексов можно принять способ исчисления взвешенных индексов, используемый при определении ИРЧП, напр.:
_ факт. знач. лет обучения — мин. макс. знач. лет обучения — мин.
ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
+ 4 |
IP |
2. |
Тогда общая формула исчисления индекса IP с помощью средних величин выглядит след. образом:
+ -J-
Эти формулы имеют обший характер и пригодны для междунар. сравнений, что потребует введения доп. условий для раза, стран. Ограничимся задачей выяснения динамики П.и. в России 20 в. За исходные значения приняты показатели России в 1913, а за макс, — те значения, к-рых достигли наиб, развитые страны мира в кон. 20 в. Для СССР после преодоления разрухи (1917—1921) было характерно ускоренное развитие пауки и образования. Осп. причины известны. Политика мобилизационной модернизации с упором на развитие тяжелой промышленности в целях укрепления обороноспособности страны требовала создания науч. школ и учреждений, способных выдержать соревнование в военно-технической сфере сначала с Германией, затем с США и НАТО. Средств на эти цели гос-во не жалело, даже и ущерб росту материального благосостояния народа. Подъем образовательного уровня большинства нас. с решения задачи преодоления неграмотности 3/4 нас. до получения полного среднего образования молодым поколением, а также подготовка ежегодно млн специалистов в вузах и тех ни кумах стати возможны благодаря целенаправленной политике и расходованию на эти цели шачигелыюй ч. ВВП.
Падение обеих составляющих IP в 1990-е гг. в РФ объясняется прежте всего прогрессирующим сокращением гос. расходов па образование и науку. Науч. потенциал сокращается более быстрыми темпами. Поскольку научно-исследовательские учреждения слабо финансируются, мп. коллективы распадаются, науч. персонал частично эмигрирует, частично переходит в др. сферы деятельности. Индекс образовательного потенциал сокращается медленнее, поскольку в IP учитывается образовательный уровень экон. активного нас, а оно приобрело
подготовку ранее. Вынужденный уход из школы 2 млн детей и подростков и переход от обязательною полного среднего к 9-летнсму образованию уже дачи о себе знать в итогах микроиереписи 1994 г. В полной мере тенденция к снижению образовательного потенциала скажется в ближайшие гг. по мере вхождения в активную жизнь нынешних детей и подростков. Снижение кач-ва массового образования (в гимназиях, лицеях и т.д. высокий уровень сохраняется) вследствие сокращения затрат на материальное обеспечение школы, выбывания квалифицированных педагогов из-за низкой и несвоевременной оплаты их труда, к сожалению, в показателях IP не учитываются. В то же время действует фактор роста IP. Численность студентов на 10 тыс. чел. нас. с сер. 1990-х гг. стата возрастать вследствие высоких требований рынка к уровню профессиональной подготовки специалистов и доступности платного образования.
Лит.: Левашов В.К., Руткевич М.Н. О" интеллектуальном потенциале российского об-ва // Россия: преодоление нац. катастрофы. М.. 1999; Они же. Интеллектуальный потенциал страны: проблемы измерения и прогнозирования Российская Федерация сегодня. 2000 № 1; Они же. О понятии интеллектуального нотепциаш и способах его измерения // Науковедение. 2001. № I; Чел. потенциал России: интеллектуальное, соц., культ, измерения. М.. 2002.
М.Н. Руткевич, В. К. Левиик*
ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ— сои. категория и концепция, выражающие (в количественных и качественных показателях) состояние здоровья и уровень жизни, степень образованности и культуры нас. той или иной страны или соц. гр., т.е. совокупность соц. значимых кач-в, способностей. ний. умений и навыков, сформированных па основе природных задатков людей и в рез-те их соц. взаимодействии
Рождению этих категорий и концепции предшествовал длительный истор путь изменения теор. мысли и сои.