Общность {община, сообщество) и общество
тивоположные «чистые* формы чел. социальности и давшие название его гл. труду. Согласно Теннису, социальность, в основе к-рой лежит воля, существует через соц. связь или связанность. Она возникает, когда люди находятся в состоянии волевого взаимоутверждения и когда образуется общая воля. Простейший случай соц. связанности — обмен предметами или деятельностью. Общая воля двух индивидов (личностей) обменяться тем, что вызывает у них взаимный интерес, простейший случай проявления их «соц.» воли. Последняя развивается в «совокупную» волю. По Теннису, само чел. «воление» может быть качественно разл. Он выделяет два идеальных типа воли: «сущностную» и «избирательную» и соотв. два типа соц. связанности: общностную и обществ. Все виды связанности, в к-рых преобладает сущностная воля, он называет общностью, а все те, к-рые формируются посредством избирательной воли или существенно ей обусловлены — об-вом.
Сущностная воля проявляется в том, что воля чел., его образ мыслей, душа, совесть, дух формируются не только на основе его личного опыта, но и под воздействием способа мышления и ощущения, унаследованных им от ушедших, но продолжающих оказывать на него влияние предков и предшественников. Избирательная воля проявляется, когда чел. ориентируется только на собственный опыт, стремится удовлетворить только собственные потребности и интересы, что ведет к рационализации средств для зостижения их макс, целесообразности. В общности эмоционально-волевые элементы преобладают над рациональным мышлением, в об-ве — рациональное мышление над эмоционально-волевыми элементами. Для общностной связи характерны бессознательность, инстинктивность, чувственность, традиционность, созидателъность; для обществ. — сознательность, рациональность, расчет, неофитство, делячество. Теннис подчеркивает, что они противостоят друг другу как разумная воля — рациональной, поскольку общностная соц. связанность
опирается на коллективный опыт, обществ, же — только на индивидуальный.
Соц. связи между людьми в общности осн. на симпатии и бессознательном доверии, на взаимном знакомстве и знании друг друга; для них характерны близость, открытость, искренность и глубина чувств, взаимопомощь, взаимовыручка и т.п. Обществ, соц. связь осн. на взаимном недоверии и в этом смысле противоположна общностной. Об-во — это соц. связь между чужими, незнакомыми людьми, не знающими друг друга и часто не желающими друг друга знать. Теннис, как и Т. Гоббс, полагает, что обществ, связь осн. на договоре (контракте) — «простейшей форме избирательной воли» — и смысл его в одном: «do, ut des» — «даю, чтобы и ты мне дал».
Т.о., общность, или обшностные соц. связи следует понимать в первую очередь как тесную сплоченность, солидарность, спаянность в единство на естеств. эмоционально-волевой основе, к-рая отсутствует в об-ве, где рациональный договор искусственно кладет кон. состоянию «войны всех против всех». Общность явл. носителем кач-в, к-рые высоко оценивались во все времена как обыденным сознанием, так и мн. мор. системами: к ним относятся прежде всего чел. близость, доверие, глубина чувств, бескорыстие, верность, готовность прийти на помощь и т.п. Общностная совместная жизнь, примером к-рой явл. общность матери и ребенка, не может быть сознательно организована, преднамеренно сконструирована. Общность — единство, складывающееся естеств.-истор. Из нее вырастают все иные формы чел. социальности. Общностным соц. связям чужд эгоистический расчет пользы или выгоды; члены общности чувствуют себя в безопасности, защищенными, но в то же время нравственно обязанными и ответственными перед отд. членами общности и всей общностью в целом, а также за них. Конфликты и временные разногласия, как правило, не в состоянии разрушить эмоционально-волевого единства и солидарности между членами общности.
ОБЦЦЮСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ)
Как идеальные типы О. и о. представляют собой сквозные надысториче-ские — и в этом смысле «чистые» — формы чел. социальности: это «сущностные формы, проходящие через все виды связанпостсй». Их нельзя смешивать с эмпирическими социумами на разных стадиях истор. развития (что отчасти провоцирует перевод Qemeinschaft как «общины» или «сооб-иа»). К эмпирическим формам общности Теннис относит семейное родство, соседство и дружбу: общпостные связи типичны также для первобытных обшин, обшин первых христиан, крестьянских товариществ, рабочих артелей и т.п. Разного рода эмпирические общности: семьи, роды, кланы, деревенские, соседские, рея иг. общи ны и т.д. — образуют базис любого конкр.-истор. об-ва, в т.ч. совр. Об-во надстраивается над общностями, подобно тому, как сооб-во (напр., европ.) надстраивается над отд. об-вами. К эмпирическим формам обществ, связей Теннис относит науч.. культ., церковные, экон., полит., гос. и др. Как неверно отождествлять общность с общиной в ее разнообразных соц.-истор. формах, так же ошибочно отождествлять «об-во» в понимании Тенниса с конкр.-истор. состоянием социума (напр., совр.). как если бы в нем заведомо невозможна общность.
Разного рода общности существуют в об-ве всегда; они не только образуют его фундамент — в самом об-ве также постоянно происходят процессы в направлении от об-ва к общности. Так, с одной стороны, в общиостных соц. отношениях проявляются тенденции к обобществлению, напр. когда в семейные отношения вторгаются обществ., и первые строятся по типу вторых, как это происходит, в части., при заключении брачных контрактов; с др. стороны, и обществ, отношениях проявляются тенденции к объединению в общности. Это бывает, напр., в случае солидаризации, сои. сплочения людей перед внешней угрозой, или когда не профессиональная компетентность, но семейные, клановые, земляческие, этнич. или просто дружеские связи становятся гл. крите-
риями отбора при формировании команд, группировок и политике, экономике, культуре и др. сферах.
Понятия «О. и о.» оказались в центре теор. построений основоположников нем. сои-и кон. 19 — нач. 20 в. Несмотря на разнос отношение современников Тенниса к его концепциям, вся послед, германская соц-я взяла па вооружение саму противоположность О. и о. как универсальную мыслительную схем>. открывающую путь к критике современное™ на базе противоположностей деревни и г.. традиции и современности, естественно-органического и искусственно-механического (техн.). культуры и цивилизации. В той или иной мерс концепция Тенниса, полемизирующая с концепцией механической и органической солидарности Э. Дюркгейма. оказала влияние па большинство социол доктрин Германии 1920-х п. Впоследствии она получила распространение и за пределами Германии — в США и др. странах.
Лит.: Вебер М. О нек-рых категориях понимающей соц-и // Избр. произв. М.. 1990: Зиммель Г. Как возможно об-во? Зишшь Г. Избр. Т. 2. М., 1996; Теннис Ф. Общность и об-во // Социол. журнал 1998. № 3—4; Он же. Общность и об-во. М., 2002; Tonnies F. Gcmeinschaft und Gesellschatl. Abhundlungen des Communis-mus und des Socialismus als Empirische Kuluirfbrmen. I. Auf]. Leipzig 188" (Gcmeinschaft und Gesellschali. Grund-begrifte der reinen Soziologie. 2. Aufl., В.. 1912; 3. Aufl. Berlin 1920); Idem. Einfiihmng in die Soziologie. Stuttgart. 1965: Idem A New Evaluation. Essays and Documents Ed. and wilh introduction by W.J. Cahnman. Leiden, 1973; Kommunitarismus. Eine Debatte iiber die moralischen Grundlagen modemer Gesellschaften / Honneth (Hrsg.). Frankftirt; N.Y., 1993.
A.M. Малинкам
ОБЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ)— разновидность соц. гр.. отличительными особенностями (признаками) к-рой явл. общность яз., культуры, истор. прошлого.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
По данным признакам составляющие ■юшность индивиды идентифицируют себя с пси. противопоставляя свою гр. |-мы») др. нац. гр. («они»). Между ними существуют многообразные связи (соц., iKOH., культ.).
Нац. ф. явл. осн. субъектами меж-нлц. взаимодействия. Характер последнего зависит прежде всего от реального лоступа нац. гр. к жизненным ресурсам и вознаграждениям. На этой основе возникает сои. неравенство, детерминирующее разд. рола межгрупповые противоречия.
Различие в статусах (их дифференциация) заключается и соц. иерархии. В условиях радикальных соц. трансформаций или кризиса статусная динамика нац. гр., как правило, возрастает, так же \.1К и соц. изменения внутри данных гр.
Лит.: Бергер П., Лукмаи Т. Соц. конструирование реальности. М., 1995; Лапин И.И. Пути России. М.. 2000; Соц. неравенство этнич. гр.: представления и реальность. М., 2002.
В.Н. Иванов
ОБЫЧАЙ — способ сохранения традиции, перманентно проявляющийся в об-
..-принятом коллективном действии. О.
служит средством передачи и освоения
пленного в культ, фонде соц. опыта
трлжаюшего коллективные нредстав-
.ния и включающего культ, ценности и 1Ы поведения), социализации и поддержания внутритрупповой сплоченности и установленных обществ, отношений, соц. контроля за ними и регламентации поведения членов об-ва или соц.
р. О. пронизывают все сферы жизнедеятельности об-ва. В роли О. может вы-ступатъ любое традиционное соц. действие: технол. процесс (или его ч.)т религ. чзрял. празднество, норма обращения .• т.д. Каждый обычай истор. обусловлен преходящ. Он носит стадиальный чоц.-кл., социокульт.) характер и может санкционироваться гос-вом и охраняться правовыми нормами.
Корни О. в произвольном групповом подражании, свойственном высокоразвитым животным. В истор. об-вах О.
служил важным регулятором обществ, отношений, особенно в быту, мор., религии, гражд. обрядности и др. конвенциональных сферах. В первобытном об-ве О. явл. важным средством социализации индивида в обшине, роде, фратрии, племени, а в аграрном об-ве — консолидации кл., этноса, конфессионального сооб-ва. профессиональной гр. Эту же роль он отчасти сохраняет и В индустриальном об-ве. но по мере развития обществ, прогресса, постепенно теряет нормативный характер, вытесня-ясь из сферы полит, и идсол., но сохраняясь в сфере быта. Причина — усиление творческих тенденций в культуре, увеличивающее число инноваций, вступающих в конфликт' с консерватизмом обычая. Этому способствует НТП. развивающий информационные системы, и образование, к-рос несет науч. знания. Однако, если реакционные и устаревшие обычаи исчезают, им на смену могут прийти др., способствующие утверждению новых прогрессивных отношений.
Лит.: Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Закович Н.М. Советская духовная культура. Киев, 1980; Рычков Н.А. Традиция, обычай, обряд // Российская археология. 1997. № 2; Ольховский B.C. Обычай и обряд как формы традиции // Там же.
И.Т. Кре.шёв
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - объект соииол. иссл-я — онред. соц. реальность, не зависящая от исследователя: предмет — свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. в рамках данного объекта), выделяемые Исследователем для целенаправленного изучения. В одном и том же объекте (напр., сон. структура) может быть выделено множество предметов иссл-я, что диктуется научно-познавательными и практическими целями (напр., соотнесение социально-профессиональной структуры с еоц.-кл., изменения в соц. структуре, ее развитие, соц. перемещения и т.д.).
.107
ОДНОМЕРНОГОЧЕЛОВЕКА КОНЦЕПЦИЯ
Определение к.-то фрагмента соц. реальности в кач-ве объекта и выделение в нем предмета социол. иссл-я диктуется проблемной ситуацией, т.е. необходимостью минимизировать или преодолеть нек-рое сон. противоречие. Для этого требуется уяснение его природы, порождающих условий, если они неизвестны или известны недостаточно для успешных практических действий. Именно проблемная ситуация «создаст» предмет иссл-я, а локализация проблемной ситуация в тех или иных явлениях сон. реальности — онтологическое основание для выделения объекта изучения.
Предмет теоретико-ориентированного социол. иссл-я, цель к-рого — установление объективных закономерностей развития и функционирования сои. объектов (и об-ва в целом — предмет обшей социол. теории), представляет собой идеализацию в форме теор. определений и понятий, отражающих существенные свойства и отношения эмпирической реальности, а предмет прикладного социол. иссл-я, цель к-рого практическое управление сон. системами и процессами, есть рез-т «обратного движения» от идеал изирован-ных объектов к реальным, подлежащим собственно эмпирическому иссл-ю.
Определение объекта и предмета иссл-я, исходя из его целей (теоретико-познавательных, теоретико-практических, практически-управленческих), и уточнение проблемной ситуации — непременная составляющая теор.-мслодол. разд. программы социол. иссл-я. При этом н программе преимущественно теор. ориентированного иссл-я сначала уточняется его предмет (что именно следует изучать), а затеи опред. границы объекта (иди объектов) изучения, т.е. те конкр. соц. ин-ты. отношения, процессы и т.д., и к-рых лучше всего выражено соц. противоречие, составляющее предмет социол. иссл-я (где и на каких объектах следует изучать то, что нас интересует). В преимущественно прикладном социол. иссл-и, напротив, реальный объект, к-рым надлежит управлять, задан целью иссл-я, а предмет иссл-я (то. что создает сои. проблемы) подлежит
уточнению применительно именно к данному коикр. объекту. Напр., социолог на предприятии имеет заданным свой объект (предприятие), выделяя предметом иссл-я те или иные его стороны, процессы, состояния в зависимости от практической потребности управления и сон. планирования. Соииолог-георстик уточняет проблему и предмет иссл-я (напр., стимулирование трудовой активности) и затем границу обл^екта иссл-я (сферы трудовой деятельности, ее виды, конкр. коллективы и т.д.). в к-рых локализуется предмет, с тем чтобы выявить типические связи и отношения в данной предметной области (в нашем случае — стимулирование трудовой активности).
В эмпирическом социол. иссл-и границы объекта должны быть строго опред. в пространстве и времени в соответствии с целями социол. иссл-я, а его предметная область не должна выходить за границы очерченною объекта.
Лит.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социол. иссл-й. М., 1969: Михайлов С. Эмпирическое социол. иссл-е. М-, 1975; Рабочая кн. социолога. М., 1983; Ядов В.А. Стратегия социол иссл-я. М., 2007.
В.А. Ядов
ОДНОМЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА КОНЦЕПЦИЯ— получила название по одноименной кн. Г. Маркузе. По существу, возникла значительно раньше и связана с иссл-ми конформизма и соц.-психол. типов и характеров, деформируемых совр. обществ, системами. Существенную роль в становлении О.ч.к. сыграли идеи 3. Фрейда, В. Райха, К. Хорни. М. Хоркхаймера. Т. Адорно, Э. Фромм.: Д. Рисмсна и др. исследователей, изучавших разл. варианты, механизмы и следствия отчуждения и стсреотипизаиии чел. «Массовый чел.», «чел. орг-нин-. «извне-ориентированная личность», «авторитарная личность», «автоматически конформная личность» — пек-рые из исследовавшихся психол. типов, в большей или меньшей степени близкие типу одномерного чел. Всем им в той или иной
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ
степени свойственны: некритическое отношение к существующей действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, конформизм и т.д.
Согласно концепции Маркузе, сопи окульт. одномерность, одномерность мышления — необходимые производные об-ва индустриального, осн. на спиенти-стско-техницистских императивах, принципе «производительности», извращающих естеств. влечения и потребности чел. Потребительская ориентация, все убыстряющаяся гонка за материальными благами лишает чел. социально-критического измерения. Одномерному чел. присуще искаженное видение мира; отчуждение, «сублимированное рабство» он воспринимает как естеств., желанный, единственно возможный, а иногда и как высший из всех возможных способ существования. Отвечающие интересам правящей элиты принципы и нормы индустриального об-ва кажутся ему выражением свободы и соц. справедливости. Одномерный чел. лишен способности к радикальной оппозиции существующему режиму, полностью интегрирован в -систему». Прорыв универсальной одномерности совр. об-ва возможен, согласно Маркузе, посредством формирования новых влечений и потребностей, «новой чувственности». Носителями рев. потенциала он считал соц. аутсайдеров и маргиналов. В силу такой соц. ориентации ;иеи Маркузе в скрытом виде содержат в :ебе возможность экстремистской интерпретации.
Лит.: Баталов Э.Я. Философия бунта. М.. 1973; Давыдов Ю.Н. Критика соц.-;>илос. воззрений Франкфуртской школы. М.. 1977; История теор. соц-и: В 4 т. 7.1 М., 1998; Marcuse G. One-Dimen-i.onal Man. Boston, 1964.
C.A. Эфиров
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ-
_-;цифическая науч. процедура установления связи концептуального аппарата
,;л-я с его метод, инструментарием.
-.1 объединяет в единое целое пробле-
мы формирования понятий, техники измерения и поиска индикаторов.
О.п. не тождественна операциональному определению. Последнее — логич. процедура, указание эмпирических значений теор. смыслов, одно из правил эмпирической интерпретации, предпосылка эмпирического иссл-я, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением или опровержением. О.п. включает экспериментальную ситуацию и не явл. логической процедурой определения. Это разработка новых средств фиксации данных — индексов, шкал, анкет и т.д., т.е. то, что можно назвать «метод, экспериментом». Это действительно поиск индикаторов, а не их использование. Процедура О.п. состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента иссл-я.
О.п. явл. обязательным условием построения системы показателей социальных и требует разработки и введения промежуточной концептуальной модели. Последняя состоит из понятий, образующих опред. иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования концептуальной модели в операциональную, состоящую из индикаторов. Индикаторы в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования (понятия-индикаторы), замещающие реальные объекты оперирования (явления-индикаторы), — фрагменты действительности, наделенные экспериментальными функциями приборов-измерителей и «представляющие» изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в матем., состоящую из переменных. Манипулируя в процессе иссл-я операциональной и матем. моделью, социолог получает данные, позволяющие расширить концептуальные представления об изучаемом объекте и тем самым осуществить обратную связь с исходными понятиями.
О том, что понятие операционализи-ровано (а не просто определено, хотя бы
ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ
и операционально, интерпретировано или эксплицировано и т.п.), можно говорить лишь в том случае, если разработан специальный метод, инструментарий для изучения обозначаемого и отображаемого им (понятием) соц. объекта. В процессе О.п. осуществляется совмещение концептуальной модели объекта с его инструментальной моделью, т.е. той моделью, к-рая априори присутствует в любом методе, уже имеющемся и привлекаемом для иссл-я или вновь создаваемом. В противном случае формируемый инструментарий (совокупность методов, процедур, методик и техник) не будет пригодным для изучения именно того объекта, понятие к-рого подвергалось операционализации.
При иссл-и О.п. возможны разл. подходы, что в значительной степени обусловлено сложной природой понятия как специфической формы отображения действительности.
Лит.: Цыба ВТ. Концептуальное обоснование операционализации и измерение // Социол. иссл-я. 1984. № 2; Батыгин Г. С. Обоснование науч. вывода в прикладной соц-и. М., 1986; Ка6ыщаА.В. Нек-рые методол. вопр. операционализации понятий в соц-и // Вопр. философии. 1987. № 2; Lazarsfeld PR Concept Formation and Measurement in Behavioral Science: Some Historical Observatiom // Consepts, Theory and Esplanation in Behavioral Sciences. N.Y., 1966.
A.B, Кабыща
ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ- в
соц-и взаимосвязанные функции соц. познания, осуществляемые на разл, его уровнях (эмпирическом и теор.).
Описание представляет собой фиксацию эмпирического иссл-я в соотв. терминах. В процессе описания данные наблюдения, эксперимента, измерения подвергаются опред. уплотнению, сжатию, упорядочению, в рез-те чего они подготавливаются к послед, объяснению. Описание не претендует на раскрытие сущности, установление закономерных связей объектов, оно ограничивается перечислением нек-рых свойств объектов,
группировкой по их внешним признакам, установлением наблюдаемых зависимостей. Формы описания соц. объектов многообразны: разл. группировки, табл., графики вариационных рядов, средние величины и характеристики рассеяния значений признаков, коэффициенты корреляции или регрессии, социограммы и т.д. В описании соц. объектов все чаще используются средства статистики математической. Вместе с тем сохраняют опред. ценность и «традиционные» описания разл. соц. действий, состояний сознания, явлений культуры и т.д., в к-рых наряду с науч. понятиями широко используются средства обыденного яз. (преимущество таких описаний заключается в том, что они воспроизводят многокрасочную картину соотв. объектов).
Внутренняя логика развития познания в целом предполагает переход от описания к объяснению, хотя в соц. познании это происходит не во всех случаях. Наиб, ценным явл. то описание, к-рое с самого нач. испытало существенное влияние опред. теор. основании и стимулирует постановку вопр. для послед, объяснения объектов.
Объяснение — это процесс раскрытия сущности объектов, охватывающий их структурные, функциональные, генетические, причинно-следственные связи и отношения, тенденции развития, к-рые отображаются в гипотезах, законах, теориях. Как правило, удовлетворительное объяснение сопровождается формулировкой новых законов и положений, способствует приращению теор, знания.
В соц. познании объяснение, имея принципиальное сходство с естественнонаучным объяснением, обладает и нек-ροίί спецификой. В части., в раскрытии сущности соц. объектов труднее устанавливать строгие логические связи между составными ч. объяснения. Встречаются объяснения с использованием имплицитных законов при опоре на к.-то факторы или даже факты. Во мн. объяснениях сущности соц. объектов приходит: опираться на неск. законов или объя.-
ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ
нительных факторов, детализировать положения о конкр. условиях. На логическую форму, содержательные характеристики, яз. и методы объяснения в соц. познании существенное влияние оказывают практический здравый смысл и ценностные, идеол. позиции исследователей.
Развернутое объяснение в соц. познании оказывается многоуровневым, что связано с наличием опред. уровней в детерминации объясняемых явлений, а так-ж в структуре соц. знания. Поведение и развитие соц. явлений детерминируются факторами, относящимися к обществ, отношениям, ик-там, коллективам и индивидам, к разл. сферам обществ, жизни, причем эти факторы находятся в субординации, составляют иерархию. Разл. уровни детерминации включают факторы, непосредственно обусловливающие юъясняемые явления, и факторы, действующие лишь через ряд опосредствовании, промежуточных звеньев. Кроме того, можно различать макросоциальные факторы, выступающие в кач-ве относительно устойчивых детерминант, и факторы-детерминанты, относящиеся к конкр. соц. ситуациям. Своеобразный уровень объяснения образует исполъзо-зание соц.-психол. фактора, что позволяет: учитывать свойства индивидов — участников соц. деятельности, на основе :<-рой функционируют и развиваются соц. системы, ин-ты и т.д.; раскрывать механизм воздействия обществ, отношений, ценностей и норм на соц. поведение. В связи с широким распространением конкр. соц. иссл-й, имеющих дело прежде ъсего с наблюдаемыми или измеряемыми факторами детерминации, возрастает значение методол. требования включать каждый объясняемый объект в широкий ;ои. контекст, раскрывать его обусловленность также и макросоциальными условиями (обществ, отношениями, ин-тами у. т.д.) с охватом промежуточных уровней детерминации. При этом необходимо использовать посылки разных уровней соц. знания (напр., общих и специальных теорий, соц.-психол. теории).
Важнейшие критерии удовлетворительного объяснения в соц. науке — это выявление в конечном счете соц.-экон. обусловленности объясняемых явлений; раскрытие сложных механизмов многоуровневой детерминации в единстве ее видов комбинированием разл. методов или типов объяснения (структурного, функционального, генетического, каузального и др.); преодоление уровня здравого смысла и критика ошибочных обыденных объяснений; раскрытие сущности объекта и в то же время осознание характера влияния собственных ценностных, идеол. позиций на разл. стороны объяснительной деятельности.
Кач-во объяснения в опред. мере зависит от того, насколько объективным, полным, содержательным явл, описание соц. фактов. Важное значение имеет для послед, объяснения, в свете каких практических проблем дано описание. Вместе с тем такое описание контролируется и направляется целями и концептуальными средствами будущего объяснения. Система объяснений, конструируя и развивая теорию, участвует в обосновании программы, методики и техники эмпирического иссл-я, форм описания его рез-тов. Совершенствование объяснительной процедуры благотворно сказывается не только на описании, но и на предсказании в соц. науке.
От кач-ва объяснения в соц. познании во мн. зависит эффективность разрабатываемых в нем практических рекомендаций. Именно на основе удовлетворительного объяснения можно разрабатывать реалистичные практические рекомендации, учитывающие зависимость их осуществления от широкой системы факторов и принимающие во внимание вероятные последствия реализации того или иного нововведения, возникающие на разл. уровнях соц. реальности.
Лит.: Рузавин Т.Н. Науч. теория: Логико-методологический анализ. М., 1978; Швырев B.C. Теор. и эмпирическое в науч. познании. М., 197S; Ядов В.А. Социол. иссл-е: методология, программы, методы. Самара, 1995; Стат. методы
ОПРОС СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
анализа информации в социол. иссл-ях. М., 1979; Магомедов И.Г., Качабекое А.Г. Критерии научности соц. знания. Махачкала, 2003.
КГ. Магомедов, B.C. Швырев
ОПРОС СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ-
1. Метод сбора первичной социол. информации, предусматривающий обращение исследователя к опред. совокупности людей с вопр., содержание к-рых представляет изучаемую проблему на уровне обыденного сознания; регистрацию и обработку полученных ответов, а также их послед, интерпретацию в целях описания, анализа, объяснения, прогнозирования развития изучаемых процессов или явлений соц. жизни.
2. О.с. — вид социол. иссл-я, осн. на использовании метода опроса, включая весь комплекс исследовательских процедур от постановки задачи до интерпретации рез-тов и отчета. Это, как правило, массовые О.с. обществ, мнения, телефонные, уличные и др, разновидности, выделяемые по разл. основаниям.
Понятие «опроса» употребляется в разл. обществ, науках и сферах соц. практики для обозначения многообразных приемов получения необходимой информации, носителем и источником к-рой явл. чел. Напр., контрольный опрос учащихся на уроке, опрос свидетелей в судопроизводстве, информантов в этнографии и т.д. В каждой из этих сфер метод опроса имеет свои особенности, обусловленные предметом иссл-я, теор. основаниями и эмпирическим опытом каждой отд. науки. В совр. соц-и метод О.с. используется во множестве организационно-методических разновидностей, к-рые классифицируются по разл. основаниям.
По числу опрашиваемых различают массовые, групповые и индивидуальные О.с. По условиям и формам общения социолога и респондента выделяют письменные и устные О.с, по месту проведения — дома, на работе, по месту учебы, в целевых аудиториях (зрители в кинотеатре, пациенты в клинике, пассажиры в метро и т.д.), опросы на улице; по способу контакта с респондентом — очные
(личные, непосредственные) и заочные (опосредованные), напр.,по телефону, по почте, интернет-опросы, публикация вопросника в газете, на радио или телевидении. По степени формализации процедуры общения и применяемого вопросника различают три типа О.с: формализованные (направленные, директивные, жесткие), полуформализованные (с путеводителем, фокусированные), неформализованные (свободные, недирективные, мягкие, углубленные).
В эмпирических социол. иссл-ях наиб, популярными явл. формализованные варианты О.с, используемые в выборочных массовых опросах. Они позволяют оперативно получать информацию по самым злободневным проблемам обществ, жизни, они сравнительно экономичны, т.к. дают возможность по ответам небольшой ч. нас.судить о состоянии поведения или сознания больших совокупностей людей (см. Выборка), они обеспечивают получение данных о разл. сферах жизнедеятельности об-ва как на уровне региона, так и страны в целом.
По предметному содержанию наиб, популярны опросы о состоянии обществ, мнения, о предпочтениях и поведении избирателей, потребителей товаров и услуг, об отношении к власти и отд. управленческим решениям разл. уровня.
Лит.: Ноэль Э, Массовые опросы. М.. 1978; Методы сбора информации в социол. иссл-ях. Кн. 1—2. М., 1990; Баты-гин ГС. Лекции по методологии соииол. иссл-й. М., 1995; Бутенко И.А. Орг-ция прикладного социол. иссл-я. Μ., 1998; Девятко И.Ф. Методы социол. иссл-я. Екатеринбург, 1998; Кессельман Л. Уличный опрос в социол. иссл-и. Самара; СПб., 2000; Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я. М., 2007.
О.М. Маслова
ОРГАНИЗАЦИЯ(лат. organisatio — формирую, создаю) — 1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отд. элементов или ч. системы в соответствии со структурой целого: 2. Совокупность процессов или дейст-
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕФОРМАЛЬНАЯ
вий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между ч, целого; сведение ч.-л. в систему; 3. Объединение людей, совместно реализующих интересы, программы или цели на основе опред. норм и правил.
А. И, Пригожий
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕФОРМАЛЬНАЯ -
спонтанно развиваемая членами данной орг-ции система неофициальных отношений, направленная на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных. Можно выделить три осн. черты этого явления: 1) спонтанность, т.е. незапла-нированность возникновения; 2) существование и функционирование наряду, параллельно с организацией формальной; 3) служебное, «деловое» содержание при совпадении или расхождении направления деятельности с целями формальной орг-ции. О.в. возникает как реакция соц. орг-ции на ограниченность формальной орг-ции. В этих условиях орг-ция, взятая как целое, формирует др., помимо формальной, систему организованности, обеспечивающую ей выживание, совершенствование и т.д. Там, где «неисправность» формальной орг-ции вызывает нарушение функций, важных для жизнедеятельности всего соц. организма, она компенсируется за счет функционально направленной самоорганизации. Эта компенсация не абсолютна, по отношению к нек-рым «неисправностям» она не наступает вовсе, но явл. неотъемлемым и необходимым атрибутом всякой организации трудовой. В основе механизма такой компенсации лежит опред. общность интересов орг-ции и ее членов. Вследствие этого цели формальной орг-ции постепенно усваиваются ее соц. средой. И при возникновении нарушения в ее функциях члены орг-ции стремятся найти др., более адекватные и эффективные средства, лути достижения этих целей взамен ошибочных или неэффективных, предписанных формальной орг-цией. Уровень внеформальной самоорганизации,
как правило, характеризует и степень сплоченности коллектива.
Функция в орг-ции не тождественна своему носителю. Личность сохраняет опред. автономию по отношению к функции. Эта автономия явл. важнейшим условием удовлетворения более широких индивидуальных и соц. потребностей члена орг-ции, к-рые нельзя или не всегда возможно удовлетворить в рамках формальной орг-ции. Благодаря этой автономии работник получает опред. диапазон свободы в выборе конкр. форм служебного поведения.
Выделяют три источника О.в. Прежде всего, это функциональная недостаточность самой формальной орг-ции, как органически ей присущая (природная дисфункция), так и ее спорадическая, «техн.» деформация. Далее, это соц. интеграция в рамках орг-ции, выражающаяся высокой степенью усвоения организационных целей членами данной орг-ции, временным и осн. условием чего явл. опред. совпадение формальных задач орг-ции, с одной стороны, и интересов ее членов — с др. Наконец, это автономия личности, благодаря к-рой индивид может варьировать средства и пути выполнения своей роли в орг-ции. За счет этих трех факторов происходит компенсация «погрешностей» организационной программы и достигается исправность функционирования орг-ции. В нек-рых случаях внеформальная активность противодействует эффективному функционированию трудовой орг-ции, дисфункциональна для нее. О.в. проявляется в виде внеформальных связей, групповых ценностей, норм служебного поведения. В зависимости от конкр. ситуаций отд. элементы О.в. могут быть формализованы, т.е. включены в формальную орг-цию предприятия, учреждения. Бывают случаи, когда их необходимо вытеснить из организационных отношений, ликвидировав причины возникновения. Наконец, они могут быть учтены и использованы управлением без изменения их места и функции.
Лит.: Пригожий. А.И. Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Он же. Методы раз-
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ
вития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причины,виды, преодоления. М., 2007; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. И. Мо-сквичев. 2-е изд. М., 2008.
А.И. Пригожий
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ-
один из типов организованности соц. систем, возникающий и существующий наряду с организацией формальной этих же систем. О.н. представляет собой спонтанно сложившуюся систему соц. связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения. Причины возникновения О.н. кроются, во-первых, в неизбежной ограниченности, недостаточности формальной орг-ции, к-рая в принципе не может охватывать и регулировать все процессы функционирования организации социальной, и, во-вторых, в специфике деятельности индивидов в орг-ции, выражающейся в нетождественности индивида и его организационной функции (личностной автономии), а значит, возможности его организационной самодеятельности, привнесении им в орг-цию элементов более широкой соц. среды (интересов, влияний, планов и т.д.), стремлении к «доп.» (помимо функционального) взаимодействию с др. людьми и удовлетворению своих разнообразных соц. потребностей.
О.н. проявляется в двух разновидностях: как организация внеформальная, к-рая включает неформализованные служебные отношения, решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных; и как организация анализа социально-психологическая, выступающая в виде межличных связей, возникающих на основе взаимного интереса друг к другу личностей как таковых и не опосредованных функциональными нуждами. Иными словами, это непосредственная спонтанная общность людей, осн. на их личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, любительские гр., отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.). По
отношению к соц. орг-ции. О.н. выполняет гл. обр. компенсаторную функцию (преодолевает недостатки формальной орг-ции, прокладывает путь к ее совершенствованию и др.). По отношению к индивиду она выступает как механизм защиты его от ограничивающего воздействия формальной орг-ции, как сфера удовлетворения его разл. соц. потребностей (самореализации, уверенности, признания и т.д.). Вместе с тем О.н. может играть в орг-ции и дисфункциональную роль: противодействие общим целям, «рассеивание» авторитета и проч. Иссл-я О.н. начались с известного Хо-торнского эксперимента под рук. Э. Мэйо. В дальнейшем эта проблема приобрела ведущее значение в рамках «теории чел. отношений», элементы к-рой использовались в разл. концепциях мн. направлений зап. соц-и. В отечественной социологии организаций О.н. рассматривается как форма соц. самоорганизации, свойственная трудовым коллективам и являющаяся одним из источников развития орг-ций.
Лит.: Пригожий А.И. Совр. соц-я орг-ций. М., 1995; Романов ИВ. Социол. интерпретации менеджмента: иссл-я управления контроля и орг-ции в совр. об-ве. Саратов, 2000; Пригожий А.И. Дезорганизация. Причины, виды, преодоления. М., 2007.
■•'••'• ■ А.И. Пригожий
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ— разделение терр. гос-ва на ч., в соответствии с к-рыми строится система органов власти разных уровней: от центральных до местных. Специфические свойства терр. обшностей детерминированы: экон. условиями, в первую очередь истор. сложившимся разделением труда: соц.-кл., профессиональной и нац. структурой нас; экол. условиями, оказывающими сущностное влияние на характер трудовой деятельности, орг-цию и мн. др. черты образа жизни людей.
В принципе, каждая терр. общность несет на себе нек-рые общие черты, характерные для соц. организма в целом.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
В общей совокупности терр. образований исходной явл. первичная терр. общность, к-рая обладает свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а ее составные ч, не могут самостоятельно выполнять специфические функции, присущие данной соц.-терр. общности. Такой исходной терр. общностью явл. регион. В многонац. гос-вах, как правило, адм.-терр. деление имеет форму федерации, составные ч. к-рой наделены правами ее субъектов и обладают в опред. мере самостоятельностью, оговоренной конституцией и федеральным законодательством. Создаваемые в субъектах федерации органы гос. власти функционируют как на основе федеральных законов, так и своего собственного законодательства. При этом примат принадлежит федеральному законодательству.
Субъекты федерации могут иметь свое внутреннее деление, на основе к-рого формируется местное самоуправление. В России федеративное устройство представлено республиками, краями, автономными округами, автономной областью и городами федерального значения ι Москва и Санкт-Петербург). Все российские субъекты федерации равноправны в соответствии с Конституцией РФ.
Лит.: Конституция РФ; Полит, соц-я. Т. 1. М., 1999; Филиппов В.Р., Груш-■:ин Д. В. Федерализм как он есть. М., 2001; Россия федеративная: проблемы и перспективы. М., 2001; Социол. энцик-"о- педия: В 2 т. / Гл. ред. В.Н. Иванов. М., 2003.
В.Н. Иванов
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ-
■рименительно к соц. объектам термин орг-ция» употребляется в трех смыслах. Зо-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее опред. место ξ об-ве и предназначенное для выполнены более или менее ясно очерченной ;ункции. В этом смысле О.с. выступает -л к соц. ин-т с известным статусом и гассматривается как автономный объект. В таком значении слово «орг-ция»
относится, напр., к предприятию, органу власти, добровольному союзу и т.д. Во-вторых, этот термин может означать опред. деятельность по орг-ции, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь орг-ция выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «орг-ция» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его. В-третьих, имеется в виду характеристика степени упорядоченности к.-то объекта. Тогда под О.с. понимается опред. структура, строение и тип связей как способ соединения ч. в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле орг-ция объекта выступает как его свойство, атрибут. Такое содержание термина употребляется, напр., когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, полит, орг-ции об-ва, эффективной и неэффективной орг-ции и т.д. Именно это значение подразумевается в понятиях формальной и неформальной орг-ций.
О.с. как объект чаще всего возникает тогда, когда достижение к.-л. общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые орг-ции (предприятия и учреждения), во втором — возникают т.н. обществ, (союзные) орг-ции. Т.о. определяющим признаком О.с. явл. цель. О.с выступает как целевая общность. Именно коллективное достижение цели вызывает необходимость вводить иерархию и управление.
Соц. свойства О.с. след.: во-первых, орг-ция создается как инструмент решения обществ, задач, средство достижения целей. С этой т.з., на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность рез-тов, мотивация и стимулирование персонала и т.д.;