Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

Лекция шестая СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА

Содержание

1. Жизненный путь ученого

2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

3. «Социологизм» как философское обоснование социологии

4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения тру­да к теории религии

5. Итоги и выводы

Ключевые слова и выражения

Сегментарный и организованный типы общества; разделение обще­ственного труда; механическая солидарность и органическая солидар­ность; коллективное сознание; коллективные представления; социальные факты; аномия; эгоистическое, альтруистическое и аномическое само­убийство; священное и светское; «Социологический ежегодник»; шко­ла Дюркгейма (Французская социологическая школа).

Жизненный путь ученого

Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврей­скому языку, Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отка­зался продолжить семейную тра­дицию. Биографы Дюркгейма от­мечают, что определенное влияние на это решение оказала его школь­ная учительница-католичка. Ко­роткое время он испытывал склонность к католицизму мис­тического толка. Можно предпо­ложить, что здесь сказалось воз­действие и более общих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) еврейской общины и развития ассимиляци­онных процессов; это, в свою очередь, было связано с ослабле­нием религиозной нетерпимости и процессами секуляризации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предме­том своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нор­мальную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частно­сти, знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социа­листического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали вид­ные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бугру. Сре­ди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спо­рам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение несколь­ких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885— 1886гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познако­мился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, осно­вателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной на­уки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского универ­ситета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социоло­гический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники жур­нала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа». Деятель­ность этого научного коллектива занимала ведущее место во французс­кой социологии вплоть до конца 30-х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «на­уки о воспитании и социологии». Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, яс­ным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно уча­ствовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонни­ком социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вме­сте с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, счи­тая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в ре­зультате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремил­ся соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюблен­ных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженцев «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сфор­мировалась Третья республика.

Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социо­логической школе, поставив под вопрос общий оптимистический на­строй социологии Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах войны. Погиб и сын основателя школы Андре, бле­стящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжа­теля своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой по­ложил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Прави­ла социологического метода» (в рус. пер. - «Метод социологии»), удиви­тельным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склон­ностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесен­ное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; имен­но этим «правилам» посвящена вторая часть «Рассуждения о методе».

Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюрк­гейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтес­кье он обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существо­вания социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание опи­сания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его поня­тиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.

Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последо­вателя О. Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформулировал идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в бо­лее или менее систематической форме [1, 115 и след.]. И хотя, по Дюрк-гейму, в определенном смысле все основные идеи контовской социоло­гии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее, именно Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки.

Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул «отца» социо­логии и подчеркивал преемственную связь своих и контовских идей. От­вергая обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впро­чем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Кон-том он рассматривал естественные науки как образец для построения со­циологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимо­связанных частей.

Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Он опирался на «объективную» со­циологию Конта и в то же время решительно отвергал его «субъектив­ную» социологию. В противовес своему предшественнику, провозгла­сившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно искал глубинные причины соци­альных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретичес­кий анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии, и он отвер­гал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло раз­личными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверж­дающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базирует­ся на заведомо ошибочном постулате» [там же, 119].

Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на Дюркгейма, прежде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизы­вающую всю теорию основателя Французской социологической школы1.

1 Отсюда каламбур ученика и последователя Дюркгейма С. Бутле: «Дюркгеймизм -это еще и кантизм, пересмотренный и дополненный контизмом» [2,283].

Особое значение в формировании социологических идей Дюркгейма имели взгляды французского неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье, в частности, его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости по отношению к другим индивидам.

Ренувье отстаивал необходимость развития ассоциаций, независимых от государства, производственных кооперативов, усиление роли госу­дарства в установлении социальной справедливости, введение светско­го воспитания в государственных школах. В целом его идеи оказали значительное влияние на интеллектуальный климат и идеологию Тре­тьей республики.

Не меньшее влияние на французское общество конца XIX — начала XX в. оказали идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и историков Э. Ренана и И. Тэна, энергично и красноречиво доказывав­ших роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опи­раться все социальные институты, включая искусство, мораль и рели­гию. Все научное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в стороне от этого влияния.

Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической школы. Влияние Спенсера было нео­днозначным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полеми­ке с концепциями английского мыслителя. Однако в исследованиях Дюр­кгейма сказалось и «позитивное» влияние идей Спенсера2. Это отно­сится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каж­дый институт играет определенную функциональную роль), и к эво­люционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации про­стых. Вообще склонность использовать «элементарные формы» как мо­дель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обраще­ние Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социоло­гию на большом этнографическом материале.

2 По словам Дюркгейма, «при умелом применении теория Спенсера очень плодотворна» [3,93].

Идеи К. Маркса не могли пройти мимо внимания французского учено­го. Ведь на рубеже XIX—XX вв. популярность этих идей была столь вели­ка, что все социальные мыслители так или иначе обращались к марксизму, становясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Мар­кса, но отрицал его влияние на свои исследования [4, 250], что, по-види­мому, соответствовало действительности. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальную жизнь необходимо объяснять не пред­ставлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социология как наука. Однако, согласно Дюрк-гейму, эта идея, составляющая логическое завершение эволюции соци­альной мысли, никак не связана с социалистическим движением и «гру­стным зрелищем конфликта между классами» [там же, 250—251]. В свою очередь социализм не связан неразрывно с классовой борьбой. По Дюрк-гейму, он может быть объектом научного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социа­лизм» и «коммунизм». С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на раз­делении труда и «стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой» [5, 234-235].

Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма, он считал, что для его понимания нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: «Социализм — это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил» [там же, 233].

Хотя социология Дюркгейма в целом была направлена против био­логических интерпретаций социальной жизни, он испытал несомнен­ное влияние биоорганической школы, в частности, таких ее представи­телей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно его из­вестный труд «Строение и жизнь социальных тел»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эс-пинаса «Общества животных» [6] Дюркгейм считал «первой главой со­циологии» [3, 97]. У этих же авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие «коллективное сознание». Дюркгейм не пре­небрегал излюбленным методом органицистов - биологическими ана­логиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но ос­новное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимо­связанных органов и функций.

Наконец, следует указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Э. Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал свое­му ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуе­мый сочетанием элементов, не может объясняться последними; слож­ное нельзя выводить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных прин­ципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социоло­гии как самостоятельной науки.

Важное значение для формирования воззрений Дюркгейма имели раз­личение Фюстелем де Куланжем истории событий и истории институ­тов, а также созданные им блестящие образцы исследований развития социальных институтов, по существу, исследований в области истори­ческой социологии. Учитель прививал своим ученикам внимание к тща­тельному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интел­лектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям, какими бы благородными они ни были. «Патриотизм - доброде­тель, а история — наука; их нельзя смешивать»; «Для одного дня синтеза нужны годы анализа» - эти афоризмы Фюстеля де Куланжа оставили глубокий след в душе молодого ученого.

Несмотря на то что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим соб­ственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуще­ствить эту задачу.

Наши рекомендации