Четвертая характеристика — гипертекст.
Кроме того, в гипертекст
вписывается еще одна важная характеристика — мультимедийность.
Мультимедийность— гипертекст в самом широком его понимании, где в текст
вписаны: и изображение, и звук, и динамика движения, то есть самые
различные информационные среды.
Пятая характеристика — архивность. Это означает, возможность сохранения
информации на серверах, доступной продолжительное время и при этом
ретроспективно в режиме оперативного поиска.
Шестая характеристика — автоматическая обработка текста. Это означает не
только возможность передачи и сохранения нужного текста, но и его первичное
структурирование и компьютерное оперирование с этими структурами.
Седьмая характеристика — иной принцип коммерциализации (рекламы, промоушн).и практического применения.
Подводя итог, отметим, что в социологии целесообразно рассмотрение интернета именно с точки зрения его
- институционализации,
- как сложной саморазвивающейся и самоорганизующейся
- децентрализованной системы,
- не имеющей иерархии,
- с доминирующими горизонтальными отношениями и
- способной к спонтанному образованию и развитию сложных упорядоченных структур.
7.«Понимающая» социология М. Вебера
Социологическая доктрина, развиваемая Максом Вебером (1864-1920), наполнена скептицизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку.
Важнейшая категория веберовской социологии - социальное действие обладает тремя отличительными признаками:
1) наличие действующего индивида;
2) осмысленность предпринимаемого действия;
3) социальная ориентированность действия на других людей.
С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмысленности вся совокупность социальных действий может быть подразделена на четыре основных типа:
1) целерационапьное,
2) ценностнорациональное,
3) традиционное,
4) аффективное действие.
Высшим уровнем рациональности, разумной осмысленности обладают целерациональные действия, в которых поведение ориентировано на цель, рационально соотнесены средства к целям и побочным результатам и четко выделено отношение различных возможных целей друг к другу. Рационально осмысленным является и второй тип - ценностнорационалъные действия на основе личных убеждений индивида о долге, достоинстве, красоте.
Третий тип - традиционные действия находятся на границе осмысленности, а нередко и за ее пределами и основаны на длительной привычке, навеянной индивидам традициями, обычаями.
Четвертый тип - аффективные действия чаще всего находятся за пределами осмысленности и совершаются индивидами в состоянии аффекта - страха, гнева и т.п.
С социальными действиями, в понимании М. Вебера, органически связаны социальные отношения, под которыми понимается поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это.
В веберовской социологической концепции очень важное значение придается категории «организация», отличительный признак которой заключается в наличии административного персонала, постоянно ответственного за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов. Для обозначения этих административных аспектов организации применяется термин «бюрократия», который обозначает усилия, необходимые для поддержания и функционирования организации, эффективности выполняемых ею функций и усилий, направленных на достижение ее целей.
Теория рационализации, модифицированная в учении об организациях и институтах, подводит М. Вебера к осмыслению явлений господства, подчинения и власти, занимающих главенствующее положение в политике. Концентрированным воплощением господства и власти является государство, которое, по его словам, «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство».
М. Вебер выделяет 3 основных типа легитимного, т.е. законного господства:
1) «традиционное» господство, базирующееся на авторитете «вечно вчерашнего», т.е. власти, передаваемой по наследству - от князя или короля его наследнику;
2) господство в силу веры большинства общества в обязанность легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выборов в демократическом обществе;
3) авторитет необычного личного дара, которым обладает носитель харизмы, т.е. необычной способности человека оказывать магическое воздействие на других людей и властвовать над ними.