Социальная структура и социальная морфология
Социальная антропология подразделяется Рэдклифф-Брауном на три основных раздела: (1) социальную морфологию, (2) социальную физиологию и (3) изучение изменения и развития, в том числе эволюции. Наибольшее внимание он уделял социальной морфологии, на которую возлагалась одна из главных задач социальной антропологии: «открыть общие свойства тех социальных структур, составными элементами которых являются человеческие существа»1. В задачи морфологического исследования обществ включались определение, сравнение и классификация различных структурных систем. В качестве идеала предполагалось получение «реальной сравнительной морфологии обществ» как своего рода систематического каталога социальных структур, в соотнесении с которым можно было бы изучать культурные формы и социальные институты, находящиеся в ведении «социальной физиологии»2.
Исследование социальных структур имело, в представлении Рэдклифф-Брауна, настолько важно*е значение, что все разделы социальной антропологии переопределялись в соотнесении с этой задачей. Так, социальная морфология должна была ответить на вопросы: какие социальные структуры существуют, каковы их сходства и различия, как их можно классифицировать? Социальная физиология должна была ответить на вопрос: как функционируют социальные структуры? Исследование эволюции должно было дать ответ на вопрос: как возникают новые типы социальных структур?3 Ввиду огромной значимости этой темы для исследований ученого можно определить его подход как структурализм4.
Социальную структуру Рэдклифф-Браун понимает натуралистически. С его точки зрения, это нечто реально существующее и, более того, наблюдаемое. Социальная структура может непосредственно наблюдаться как упорядоченное взаимное поведение лиц, связанных между собой социальными отношениями.
1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 187.
2 В качестве образца того, как мог бы выглядеть такой каталог, можно рас
сматривать классификацию систем родства австралийских аборигенов, представ
ленную во второй части книги «Социальная организация австралийских племен»
iRadcliffe-Brown A.R. The Social Organisation of Australian Tribes. Melbourne, 1931].
3 Рэдклифф-Браун А.Р. О понятии функции... С. 207.
4 Он считал, что изучение социальной структуры «в некотором чрезвы
чайно важном смысле является самой основополагающей частью этой науки»
Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 187).
226 История социологии
Момент наблюдаемости Рэдклифф-Браун не устает подчеркивать: «Конкретной реальностью, которая интересует нас при исследовании социальной структуры, является система актуально существующих в данный момент времени отношений, связывающих воедино определенную совокупность людей. Именно ее мы можем непосредственно наблюдать»1.
Реальность социальной структуры определяется Рэдклифф-Брауном, в духе предельного социологизма, не просто как осязаемая реальность, но еще и как реальность особая, sui generis: «Социальные явления образуют особый класс природных явлений. Все они так или иначе связаны с существованием социальных структур, будучи либо их конкретными проявлениями, либо их результатами. Социальные структуры так же реальны, как и индивидуальные организмы... Социальные явления, наблюдаемые нами в любом обществе, являются не непосредственным результатом природы индивидуальных человеческих существ, а результатом той социальной структуры, посредством которой они соединены»2.
Между тем описанию подлежат не частные подробности социальных отношений, а только то, что является в них общим и повторяющимся, иначе говоря, «структурная форма» социальных отношений, абстрагированная от их частных проявлений. Поскольку социальные отношения наблюдаются только через взаимное поведение связанных ими лиц, предметом описания становятся «паттерны поведения, которых придерживаются в обращении друг с другом индивиды и группы»3. Эти паттерны закреплены в правилах, которые могут находить выражение в их реальном соблюдении и вербальном признании. Соответственно исследователь может собирать данные о правилах и нормах исследуемого общества, пользуясь обоими каналами: внешним наблюдением за поведением и опросом.
Структура как конкретная реальность отличается от структурной формы как того, что описывается. Актуальная структура день ото дня потихоньку меняется, тогда как форма структуры остается в течение какого-то промежутка времени относительно неизменной (структурная форма тоже меняется, но не так быстро).
Рэдклифф-Браун использует понятие социальной структуры в широком значении: «Социальную структуру необходимо опреде-
1 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 188. Именно в этом воп
росе Рэдклифф-Браун радикально разошелся с К. Леви-Стросом.
2 Рэдклифф-Браун А.Р. О понятии функции... С. 187.
3 Там же. С. 196.
СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 227
лять как преемственную во времени упорядоченную расстановку лии в отношениях, определяемых или контролируемых институтами, т.е. социально установленными нормами или образцами поведения»1. В это понятие включаются географическое распределение индивидов и групп, разделение индивидов на группы, упорядоченная расстановка индивидов внутри групп, распределение индивидов по социальным классам и категориям, а также упорядоченная расстановка лиц в диадических отношениях. Сам Рэдклифф-Браун обращал наибольшее внимание на последний аспект социальной структуры, посвятив много сил описанию и анализу диадических отношений (работы о брате матери2, шутливых отношениях3 и т.д.). Подобное расширение понятия социальной структуры приветствовалось далеко не всеми; даже ученики Рэдклифф-Брауна по большей части от него отказались.
Сосредоточение на изучении социальной структуры позволило решить одну серьезную проблему, связанную с невозможностью определения границ обществ как «дискретных сущностей». Понятие социальной структуры просто заменило понятие общества и избавило от необходимости им пользоваться. Что касается границ, то в случае сети социальных отношений исследователь мог установить их по своему усмотрению, в зависимости от стоящих научных задач: «Взяв любой удобный для изучения район подходящего размера, мы можем изучить структурную систему, какой она оказывается в пределах данного региона и видится изнутри него, т. е. ту сеть отношений, которая связывает его обитателей друг с другом и с людьми, живущими в других регионах»4.
По замыслу Рэдклифф-Брауна исследование социальной структуры было ценно не только само по себе, но и как необходимая основа для теоретического объяснения явлений, относящихся к сфере ведения социальной физиологии, т. е. морали, права, этикета, религии, политических институтов, воспитания и т.д. Он писал: «Принимая структурную точку зрения, мы изучаем эти вещи не в абстракции и обособлении от всего остального, а в их непосредственных и косвенных связях с социальной структурой, т. е- соотнося их с тем, каким образом они зависят от социальных отношений между персонами и группами персон и оказывают на них
1 Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. С. 275.
2 См.: Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и фунция в примитивном обществе.
с- 23-39.
3 См. там же. С. 107-136.
4 Рэдклифф-Браун А.Р. О социальной структуре. С. 190.
228 История социологии
влияние»1. Здесь Рэдклифф-Браун идет от позиции Дюркгейма искавшего морфологические причины социальных фактов, однако существенно ее модифицирует, незаметно переходя от дюркгеймов-ского понимания морфологии как области фактов, относящихся к укорененности общества в физическом пространстве (в ранних работах), к пониманию ее как области фактов, относящихся к социальной структуре в указанном выше смысле (в поздних работах). Таким образом, Рэдклифф-Брауна можно по праву назвать одним из пионеров структурной социологии.