Глава II. Исторические и современные типы правопонимапия

имеется и царствует соответствующее категорическое и строгое ве­ление или запрещение... а те, к которым такие веления и запреще­ния представляются обращенными, находятся в особом состоянии связанности, обязанности».9

Несомненной заслугой психологической теории Л. И. Петра­жицкого является открытие психической составляющей права и как следствие этого — признание неразрывной связи права с субъектом;

выделение сути права как связи правомочия и обязанности, что дает надежный критерий отличия права от морали; наконец, различение нормативно-правового текста как материального явления и нормы права как явления психического.

Психологическая теория права Л. И. Петражицкого, несмотря на ее явные просчеты (прежде всего ограничение бытия права сферой индивидуального сознания), дала серьезнейший толчок развитию правовой мысли не только в России, но и далеко за ее пределами.

Идеи Л. И. Петражицкого удачно развивал в коммуникативном направлении его ученик (впрочем, и ученик М. М. Ковалевского) — профессор юридического факультета Петроградского университета П. А.Сорокин (1889-1968). Ему удалось связать правовую теорию с социологией и после вынужденной эмиграции из России в Америку стать одним из выдающихся социологов современности.

Начиная с XIX в. русское правоведение постепенно приходит к мысли о невозможности ограничить общую теорию права лишь выяв­лением наиболее общих рациональных знаний о праве, понимаемом как система норм, установленных государством. Потребность во все­стороннем научном познании права вынудила обратиться за помощью к другим гуманитарным наукам, и в первую очередь к социологии и психологии. Таким образом, к правовому этатизму добавились социо­логическое и психологическое направления в теории права. Но они опирались лишь наэмпирический материал, не позволяющий делать выводы обидеальной, сверхэмпирической стороне права и егоцен­ностной природе. Решению этой задачи были подчинены формиро­вавшиеся в России в начале века различныенеоидеалистические(в том числе — рационалистические и религиозно-метафизические)

9 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нрав­ственности. СПб., 2000. С. 51.


5-1351



ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

И феноменологические концепции права, стремящиеся в духе неклас­сической науки понять его каксложное многоаспектное явление. Эту тенденцию в российском правоведении, в частности, выражало те­чение «возрожденного естественного права». Его сторонниками в той или иной мере являлись Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. М. Гессен, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, К. А. Кузнецов, И. В. Михайловский, П. И. Новгородцев, Е. В. Спек-торский, Е. Н. Трубецкой, А. С. Ященко10 и др. Исходя подчас из раз­личных методологических предпосылок, ученые были солидарны в критике различныхпозитивистских теорий права и указывали на такие их недостатки, какформализм, догматизм, релятивизм и этатистская направленность.

Огромное значение в деле возрождения интереса российского общества к духовным, религиозно-нравственным вопросам теории права имело творчествоБ. Н. Чичерина (1828-1904) иВ. С. Соло­вьева (1854-1900). Дальнейшее развитие заложенные ими правовые идеи получили в творчествеП. И. Новгородцева (1866-1924)— главы школы «возрожденного естественного права» в России. От­стаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное зна­чение права, не сводимое к категориям силы и расчета, возрожденная естественно-правовая доктрина должна была утвердитьнравственное достоинство человека, наделенногосвободой и ответственностью.Поэтому в центре правовой теории П. И. Новгородцева находилось понятие автономной нравственной личности. Личность, которая не есть средство, а всегда — цель общественного развития, которая соединяется с другими личностями в «свободном универсализме» и тем самым приобретает полную свободу и равенство, — таков политико-правовой идеал П. И. Новгородцева. Исходя из этого нравственного

10 В истории русской правовой мысли А. С. Ященко известен как защитник «синтетической теории права», в которой отразилась основная интенция русской философии права: многоединство. «На право можно смотреть и как на внутреннее коллективно-психическое явление, и как на внешнереализованный факт объектив­ного мира, — писал А. С. Ященко. — Как ни правильна мысль, что право есть преж­де всего факт общественной человеческой психики, для объяснения природы права, во всем его объеме, недостаточно одного психологического анализа. Нужно понять право и как социальное явление, выражающееся в объективных фактах, вошедшее в юридические памятники, существующее и независимо от индивидуальных пережи­ваний.. .» (Ящкнко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализ­ма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999. С. 173).

Наши рекомендации