Социология массовой коммуникации
развитие личной ответственности, самодисциплины, несанкционированного проявления инициативы. В совр. условиях рев, перестройки всей обществ, жизни на началах хозяйственно-производственной самостоятельности и демократизации неразвитость этих личностных черт становится серьезным тормозом развития чел. фактора как соц. субъекта. В то же время происходящие изменения будут стимулировать развитие таких необходимых черт личности, как активность соц. позиции, ответственность, самостоятельность в действиях, самодисциплина, жизненная целеустре мле нность.
Лит.: Кон И.С. Соц-я личности, М., 1967; Смирнов Т.Л. Советский чел.: формирование социалист, типа личности. М., 1980; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Бери Э. Игры, в к-рые играют люди. Психология чел. взаимоотношений. Люди, к-рые играют в игры. Психология чел. судьбы. М., 1988.
....... В.А. Ядов
СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ— область соц-и, изучающая соц. аспекты массовой коммуникации.
Массовая коммуникация — это процесс распространения информации и влияния в об-ве посредством специальных средств: печати, ТВ, радио, кино и т.д., Б рез-те чего сообщение поступает сразу к большим гр. людей. Наиб, значимыми соц. функциями массовой коммуникации явл.: информирование о происходящих событиях; интерпретация событий и обеспечение взаимодействия структур об-ва с целью решения разл. проблем; передача знаний от одного поколения к др.; развлечение. Воздействие массовой коммуникации на об-во может быть одновременно и позитивным, и негативным. Так, информация о стихийном бедствии позволяет не только адекватно отреагировать и сохранить по возможности чел. жизни,но способна вызвать панику и массовую истерию.
См.к. стремится найти ответы на три осн. вопр.: в каком виде предстает об-во в материалах СМИ? Какое воздействие
оказывает массовая коммуникация на индивидуальное, групповое и массовое сознание? Насколько объективно массовая коммуникация отражает происходящие в об-ве события?
Многочисленные иссл-я показали, что в СМИ окружающий мир предстает в искаженном, персонифицированном и упрощенном виде. В рез-те массовая коммуникация воздействует на групповое и массовое сознание самыми разнообразными способами и совершенно неоднозначно. Сообщения СМИ оказывают формирующее и закрепляющее воздействие на соц. (гендерные, этнич. и др.) стереотипы. Получены данные о таких негативных последствиях массовой коммуникации, как инициирование агрессивного поведения; формирование у реципиентов потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний; ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала; провоцирование неадекватных страхов. Вместе с тем специально подобранные и организованные материалы СМИ могут способствовать развитию дружелюбия и кооперации; противодействовать этнич. и тендерным стереотипам; приводить к уменьшению тревоги и страхов; повышать осведомленность и любознательность; улучшать речевые навыки.
В совр. науке наиб, признанием пользуется тезис о достаточно выраженном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. Совр. взгляды по данному вопр. можно охарактеризовать след. образом: соц. ин-ты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности и влечения. Сформировавшись, эти потребности начинают, в свою очередь, влиять на то, в какой области чел. станет искать источники их удовлетворения. Выбрав те или иные источники, чел. может в дальнейшем оказаться в опред. зависимости от них.
Возрастающая роль массовой коммуникации порождает многочисленные дискуссии, касающиеся проблемы объективности — тенденциозности СМИ. Не к-рые специалисты считают, что
СОЦИОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
СМИ объективно отражают происходящие события и не вносят элемента субъективизма, полит, и идеол. пристрастности в оценку событий. Активными оппонентами данной т.з. явл. сторонники т.н. критического подхода к массовой коммуникации. Согласно этой позиции массовая коммуникация явл. средством получения прибыли и соц. контроля. Существует и промежуточная т.з., отвергающая крайности указанных подходов, согласно к-рой массовая коммуникация, являясь в значительной мере полит, и экон. ориентированной, в то же время остается в опред. (достаточно существенной) степени открытой для некоммерческого оппозиционного дискурса.
Лит.: Моль А. Социодинамика культуры. М,, 1984; Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988; Проблемы эффективности речевой коммуникации. М., 1989; Землянова Л.М. Совр. амер. комму ни кативистика. М., 1995; Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999; Соц-я. Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, ЛМ. Москвичей. 2-е изд. М., 2008.
В.В, Латынов
СОЦИОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ-
собирательный термин, употребляемый обычно для обозначения совокупности матем. методов и моделей, используемых при анализе и прогнозе обществ, явлений, изучаемых соц-ей. Использование этого термина для обозначения специфического предмета «социально-математического» свойства (наподобие матем. экономики в экон. науке) не получило широкого распространения в силу большого разнообразия и различия проблем самой социол. науки. Кроме того, в отличие от матем, экономики (в осн. опирающейся на выпуклый анализ и теорию оптимизации) здесь нет к.-л. развитого специального матем. аппарата, к-рый обладал бы достаточной полнотой и глубиной для описания гл. теор. положений социол. теории. В то же время за рубежом выходит неск. науч. журналов, посвященных данной проблематике, напр.
Mathematical Social Sciences или Journal of Mathematical Sociology.
Что касается применения матем. методов, то трудно назвать к.-л. разд. математики, к-рые не используются хотя бы в одном конкр. случае анализа соц. явлений. Наиб, широкое распространение получили стат. процедуры многомерного анализа {анализы регрессионный и дискри-минантный, компонентный и факторный анализ), теория дифференциальных уравнений, цепи Маркова, теория пред-порядков и т.д.
Такие разд. совр. математики, как матем. теория измерений и анализ причинный преимущественно используются именно в соц-и. Последнее время все в большей степени привлекают внимание исследователей соц. процессов методы, идущие из физики: нелинейная динамика, синергетика, теория стохастических дифференциальных уравнений. Надо отметить, что любое использование матем. метода фактически предполагает (явно или неявно) матем. модель изучаемого явления, Матем, модель — это набор матем. соотношений, отражающих в совокупности опред. содержательные представления исследователя о моделируемом объекте с той или иной степенью точности. По этой причине гл. в См. — это матем. моделирование, представляющее собой использование яз. и инструментария математики для описания, анализа, прогнозирования и управления соц. объектами. Четкая формулировка осн. содержательных представлений и гипотез исследователя об объекте — совершенно необходимое условие адекватного моделирования. При этом яз. математики органически входит в предметную область, придавая большую точность ее терминологии и способствуя формированию новых необходимых понятий, а изучение свойств модели становится методом установления свойств соц. реальности.
Построению матем. модели обычно предшествует процедура шкалирования, т.е. приписывание объектам и их свойствам численных значений, допускающих послед, матем. обработку (от доказатель-
СОЦИОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
ства теорем до вычислительных расчетов). Довольно часто эта процедура сама предполагает нек-рую модель поведения объекта (индивида — в процессе опроса), как напр., в методе анаяиза латентно-структурного П. Лазарсфельда или методе парных сравнений Л. Терстоуна.
Наиб, простыми и распространенными моделями в соц-и явл. модели одномерных стат. распределений, по к-рым судят о соотношениях между теми или иными значениями изучаемых признаков в генеральной совокупности. Очень часто эти модели имеют стандартную форму распределений Гаусса, Цип-фа—Парето, логнормального и т.п. Встречаются и «экзотические» распределения типа чисел Фибоначчи, «золотого сечения», первых цифр чисел 2", где а — натуральный ряд чисел, и т.п. Нек-рые исследователи (встречая и специально выискивая подобные распределения) имеют склонность объяснять соц. действительность исключительно игрой цифр, нумерологически. Однако, как правило, наблюдаемые стат. соотношения суть рез-т опред. динамических процессов, механизмов, их порождающих, так что проявившиеся эмпирические соотношения возникают не вследствие самостоятельной игры цифр, а естеств., причинно обусловленным образом.
Классическим образцом матем. модели в соц-и явл. модель подражательного поведения Н. Рашевского. В ней рассматривается двухальтернативное поведение (напр., голосование за одну из двух партий) в совокупности из N индивидов. Поведение каждого индивида опред. его установкой, состоящей из двух слагаемых: неизменной ч. и подражательной составляющей. В каждый момент времени распределение совокупности по значениям установки опред. число лиц, ведущих себя по первому или второму типу. Это, в свою очередь, вызывает изменение подражательной составляющей, что приводит к изменению числа лиц того и др.. поведения и т.д. Стационарные значения установок в этом динамическом процессе могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми.
Анализ показывает, что превышение размера совокупности нек-рой пороговой величины приводит к эффекту «толпы», когда возможны бифуркации, т.е. резкая смена большинством одного типа поведения на др. Указываются факторы, препятствующие образованию «толпы». Модели, продолжающие анализ факторов формирования установки, учитывают воздействия рекламы и др. внешних факторов и дают возможность верификации на эмпирических данных.
Большой интерес вызывает у мн, ученых возможность использования абстрактных матем. моделей динамических систем более сложного вида, чем модель Рашевского. На яз. таких моделей можно говорить о разл. сложных соц.-экон. процессах, проводя качественный анализ траекторий поведения систем. Такие модные матем. направления, как теория катастроф (см. Катастроф теория), теория хаоса позволяют проводить имеющие смысл аналогии между ситуациями смены идеологий, волнениями в тюрьмах, истор. процессами как таковыми и т.п. — и такими свойствами динамических систем, как самоорганизация или возникновение хаоса. Надо отметить, что в осн. эти модели носят не прикладной, а чисто иллюстративный характер и употребляемые в них термины «революция», «эволюция», «идеология» могут рассматриваться лишь чисто условно. Кроме того, как правило, анализ проводится с помощью компьютеров, на к-рых «реализуются» эти модели. Однако само компьютерное моделирование представляется чрезвычайно перспективным направлением, восполняя практическую невозможность в обществ, науках проводить эксперименты или «повторные испытания».
Матем. модели разл. рода конфликтных ситуаций описываются в терминах теории игр, осн. понятиями к-рой явл. игрок (участник), множество стратегий игрока, функция полезности игрока, равновесие. За последние десятилетия эта теория достигла высокого уровня и применяется в самых разл. сферах анализа обществ, жизни. Особую область
СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
образует т.н. проблема согласования интересов, или коллективного выбора. Непосредственно это направление используется в полит, соц-и при анализе разл. процедур голосования и принятия коллективных решений. Основой данного рола моделей служит схема К. Эрроу и его т.н. георема о невозможности. Эрроу показал, что всякое «разумное» правило согласования, удовлетворяющее естеств. требованиям, с необходимостью приводит к псевдоколлективному (диктаторскому) решению. В десятках лр. работ были проанализированы самые разл. требования к процедурам согласования и были определены ситуации, когда коллективное предпочтение оказывается либо диктаторским, либо педиктатор-ским.
Лит.: Пфапцаыь И. Теория измерений. М., 1976; Хейс Д. Причинный анализ в стат. иссл-ях. М., 1981; Моделирование соц. процессов. М., 1993; Плотин-CKUU Ю.М. Теор. и эмпирические модели соц. процессов. М., 1998; Гаврияец ЮН.. Фомина Ю.В. Моделирование динамики соц. установки (на примере отношения студентов к рекламе на ТВ) // Соц-я: методология, метод, матсм. модели. 2002. № 15; Гаврияец ЮЛ. Стохастическое моделирование межгрупповых информационных взаимодействий // Экономика и жизнь. 2003. Т. 39. № 2.
Ю.Н. Гаврилец
СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ — одно из исследовательских направлений на стыке cou-н и междунар.-полит, науки, получающее к наст, время интенсивное развитие. Его истор. корни уходят в 1940-е гг.: См.о*. проявляется в работах сторонников школы «междунар. об-ва» (прежде всего, в работах М. Уайта) в Англии. В США первые публикации по См.о. увидели свет па рубеже 40—50-х гг. 20 в. Во Франции данное направление заявляет о себе (в части., работами Ж. Верпапа. Р. Арона. Г. Бутуля. Р. Боска и др.) в кон. 50 — нач. 60-х гг. В нашей стране сониол. изучение междунар. отношений развивалось в 1970-е гг. Ф.М. Бурлац-
ким. А.А. Галкиным. Д.В. Ермоленко. Б.Ф. Поршневым. Формальное консти-гуироваиие См.о. происходит в 1970 (с созданием специального исследовательского комитета в рамках Всемирной социол. ассоциации). Вместе с тем реальное состояние соииол. иссл-й междунар. отношений и в наши дни не позволяет говорить о существовании См.о. как автономной дисциплины. Сегодня См.о. предстаатяет собой, скорее, совокупность наиб, распространенных соииол. подходов к иссл-ю междунар. отношений.
Специфика таких подходов состоит, прежде всего, в том. что в противовес наиб, распространенным парадигмам совр. междунар.-полит. науки — неореализму и неолиберализму — они подчеркивают значимость в мир. политике не столько нач. интересов, сколько ценностей, норм, идентичпосгей, культ, особенностей, традиций и идей. В рез-те все осн. вопр. междунар. отношений (характер междунар. среды, перспективы ее изменения, осн. процессы, их участники, возникающие между ними проблемы и пути их разрешения), как и наиб, распространенные теории (нац. интереса, безопасности, баланса сил, сотрудничества, демократического мира) получаю: трактовки, альтернативные тем. к-рые господствовали в междунар.-полит. на>-ке на протяжении мп. десятилетий.
Первые шаги См.о. (нач. 1960-х гг • связаны с рассмотрением междунар. отношений как особой сферы обществ, взаимодействий, а также с попыткой дополнить их иссл-я. осуществляемые в рачках традиционных дисциплин: истории. Права, экономики и др. Так, в иссл-та франц. школы данного периода См.о понимается как своего рода теория среднего уровня, призванная обобщить предпринимаемое в рамках разл. дисциплин изучение междунар. отношении путем выявления присущих им обши\ детерминант и закономерностей. Делается также попытка формулирован!'; осн. проблематики См.о., центразьны-ми в к-рой называются проблемы воины и межгосударственных конфликтов