Образование как социальный институт
Курилович Наталья Вячеславовна
Социология образования
1) контрольная работа
2) эссе
3)подготовка презентации (систем образования исторический контекст; законодательное – современное состояние со)
4) активное участие в семинарах, подготовка докладов по первоисточникам(+).
Социология образования как отрасль социологической науки
План:
1. место СО в системе социального знания
2. предмет и объект СО
3. взаимосвязь СО с другими науками
4. структура и методы СО
5. функция СО
Литература: 6,14,24,26
1.
Нечаев считает, что можно выделить 3 основные подхода к определению места СО в системе социального знания:
1)узко инструментальный подход (отраслевая социология понимается как приложение, использование методов эмпирического социологического исследования в той или иной науке), социология = методика социологического исследования (информация, полученная с помощью социологических методов, отрывается от логики применения самого метода + выхолащивание содержания метода – отрываются методы от социологической теории)
2)«широкий» подход (отраслевая соц.теория понимается за общую теорию той или иной сферы социальной жизни, тем самым поглощая все остальные общественные науки)
3)«самостоятельный» подход (признание самостоятельности социологии как науки о социальном)
Т.о. основное содержание отраслевой социологии связано с анализом жизнедеятельности субъекта в той или иной сфере.
2.
Объект СО – система образования;
А) система образования = совокупность образовательных учреждений
Б) сфера образования – та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неиституциональной организацией (Нечаев В.Я.).
В) система образования (совокупность и взаимосвязь различных подсистем /профессиональная, школьная, дошкольная, непрофессиональная, начальное, среднее, высшее/) и информация о ней (Зборовский Г.Е)
Предмет СО
А) институциональный подход к определению предмета принадлежит Филиппову Ф.Р. социология образования – специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие её подсистем, а также взаимодействие системы образования с социальной структурой общества. Раскрытие взаимосвязей СО и сфер общественной жизни, центральная проблема взаимосвязь со и социальной структуры общества. Анализ формального образовательного процесса и формирование социальной классовой структуры.
Б) социально-культурный подход Нечаева В.Я. рассматривает предметом СО три компонента: 1) состояния и динамика социокультурных процессов в сфере образования, 2) законы, принципы, механизмы и технологии учения как вида социокультурной деятельности, 3) взаимодействие сфер образования с другими сферами общественной жизни. Основное внимание уделяется процессу учения и взаимодействия индивидом.
В) подход Зборовского (совмещение институционального и социокультурного), предмет социологии образования - структура и функции образования как общественной подсистемы, а также её взаимосвязь и взаимодействие с социальными процессами.
3
СО, педагогика, философия
Педагогика фокусируется на изучении педагогического процесса, поэтому СО/педагогика может рассматриваться как теория и практика.
СО/ психология – психология образования – раскрытие всех механизмов учебной деятельности
СО/философия – для социологов важны гносеологические вопросы образовательного процесса. СО связана с философией, в практической направленности связана с педагогикой и психологией
4
Структуры и методы СО
Социология образования разделяется на три части (Левко А.И)
1) теоретическая
2) прикладная
3) опытно-экспериментальная
Нечаев предлагает другую структуру
Модель теоретико-концептуального содержания в СО. Обобщенно эту модель можно представить в следующем виде: 1) основные категории СО (культура, воспитание, образование, учение), 2) направление исследований и концептуализация (социальная детерминация, социокультурная организация и эффективность) 3) проблемно-тематическое содержание
Технологическая модель 1) теоретическая концепция, 2) методы и технологии, 3) фактический материал, 4) проекты и модели социокультурной деятельности.
Требования к методам
1) комплексность/системность использования методов
2) невмешательство социолога в исследуемый процесс
Опросные, наблюдение, эксперимент
Функции
Выделяют три основные функции:
1) гносеологическая – познание, разработку теорий и концепций
2) прогностическая – связана с осуществлением научного предвидения
3) практическая – предполагает использование полученных результатов на практике.
Образование как социальный институт
1. сущность и основные признаки социального институт образования
2. структурный анализ системы образования
3. функции образования
4. развитие национальной системы образования
Л: 4,10,15,24
1.
Объективной предпосылкой существования и развития СО является относительная самостоятельность система образования как социального института. Объективная функция – трансляция знаний и социализация индивидов. Данная система активно воздействует на все остальные сферы жизни общества.
«Образование как социальный институт» (Дмитриенко, Лурия)
Социальная значимость передаваемого опыта служит критерием отделения образования как социального института от образования вообще. СО – воспроизводство опыта. Конкретизация воспроизводства социального опыта возможна в 2 планах:
А) СО воспроизводит отношения с внешним миром
Б) СО воспроизводит социальную структуру общества
Объектом системы образования выступают индивиды.
Специфика социального института образования заключается в том, что данный институт выполняет важнейшие социальные функции – обучение и воспитание. Все качественные изменения, происходящие в отношениях человека с внешним миром, отражаются и на системе образования. В качестве основных признаков социального института образования можно выделить: 1) социальные функции обучения и воспитания, подчиняющиеся общественным потребностям. 2) наличие общественно выработанных форм (образовательные учреждения, пед. организации, 3) наличие регулятивов по функционированию данных учреждений и участвующих в образовательной деятельности лиц, т.е. а) цели, б) законов или нормативов, определяющихся функционирование учреждений и права и обязанности лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в) методов образовательной деятельности, г) материально-технические средства. Деятельность институтов образования представлена следующими всеобщими компонентами: 1) субъект деятельности + включаются все те должностные лица, которые контролируют педагогический процесс, 2) объект деятельности (студенты), 3) сам процесс образовательной деятельности, 4) средства деятельности – весь арсенал средств воздействия на студентов.
Социальный институт образования – гигантская система, охватывающая совокупность социальных норм, статусов, ролей, социальных организаций (институтов, академий), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры.
2.
С целью построения цельной картины системы образования, надо признать, что система образования состоит из разнородных компонентов, которые в совокупности представляют собой национальную систему образования.
СО включает в себя следующие функциональные подсистемы:
1) подсистема управления и координации всех уровней (соответствующие министерства, ректорат, деканат, кафедры, дирекции школ)
2) подсистема финансового, материально-технического обеспечения (все те структуры, обеспечивающие оснащение технического оборудования и т.д.)
3) подсистема научно-теоретического обеспечения образовательной деятельности
4) подсистема профессиональной подготовки кадров для учреждений образования и повышение их квалификации (педагогические вузы, отделения, центр повышения квалификации)
5) подсистема учебно-воспитательной деятельности (учебно-воспитательный процесс и его информационно-методическое обеспечение: лаборатории, библиотеки, классы)
5) подсистема инфраструктуры образования (учреждения социально-культурного развития, медицинского, социально-бытового обеспечения)
6) подсистема общественных объединений
Образовательные учреждения могут быть квалифицированны по нескольким критериям:
1. по уровню образования (дошкольные, школьные, высшие, повышение квалификации)
2. по форме образования (вечерняя, очная, заочная)
3. по направлению образования (общеобразовательные, специализированные, профессиональные)
4. по характеру собственные (государственные, частные)
Выделение функциональных сфер
Функциональные сферы образования – те или иные виды образовательной деятельности. Пример сфер:
А)Теоретическое-прикладное,
Б) Гуманитарное-естественно-научное.
В) Массовое-элитное
Г) Институализированное – неинституализированное
Деятельностный подход предполагает анализ любого социального субъекта с позиции его самореализации и саморазвития в сети социальных связей системы образования. Он противостоит традиционному институализационному подходу, в котором субъект рассматривается в контексте организационной структуры образовательных учреждений.
2 основные группы – обучающие и обучаемые
К числу основных тенденций изменений социальной структуры в системе образования
1) массовизация
2) увеличение доли лиц, участвующих в обучении и обслуживании учебного процесса
3) разнообразие выбора форм и методов обучение
Т.о с социологической точки зрения структура СО определяется соотношением совокупности образовательных учреждений, функциональных подсистем и сфер образования, а также взаимодействие социальных субъектов образования.
По мнению Зборовского, все функции образования могут быть подразделены на 4 основные группы:
А) экономические (связаны с 1)воспроизводством квалификационной структуры населения, 2) с формирования стандартом потреблением населения различных ресурсов и благ, 3) с привлечение, распределением и использованием экономических ресурсов в сфере образования)
Б) социальные (связаны с 1) воспроизводством социальной структуры общества в целом, 2) обеспечением доминирования единой системы социальных норм посредством организованной социализации индивидов, 3) активизацией социальной мобильности, 4) формированием и поддержкой образовательной общности, 5) социальной селекцией индивидов)
В) культурные (связаны с 1) воспроизводством и передачей подрастающим поколению определенной системы духовных ценностей и норм, 2) инновациями в сфере культуры, 3) формированием определенных технологий интеллектуальной деятельности и менталитета населения в целом)
Г) политические (связаны с 1) передачей и усвоением личностью ценностей и норм политического поведения, 2) применением системы социальных санкций в отношении тех или иных способов политического поведения, 3) воспроизводством государственной идеологии)
Основные законодательные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений:
1) Конституция
2) Закон об образовании РБ
3) Закон об языках
4) Закон о правах ребенка
5) Закон о правах национальных меньшинств
6) закон об общих началах государственной молодёжной политики РБ
4.
Развитие национальной системы образования базируется на следующих принципов:
1) приоритет общечеловеческих ценностей
2) принцип национально-культурной основы
3) принцип научности
4) ориентация на мировой уровень образования
5) принцип гуманизма
6) принцип связи с общественной практикой
7) принцип экологической направленности
8) преемственности и непрерывности
9) единство обучения, духовного и физического воспитания
10) принцип демократизма
11) принцип поощрения таланта и образованности
12) принцип обязательного базового образования
Главная цель – воспроизводство и постоянное обогащение интеллектуально - творческого и культурно-духовного потенциала нации, формирование у детей и молодёжи гуманистических идеалов, обеспечение производства высококвалифицированными и конкурентно-способными специалистами и работниками.
В системе образования наблюдаются следующие процессы:
1) коммерциализация
2) элитизация
3) регионализация
4) децентрализация системы высшего образования
Система управления образования характеризуется своей внутренней и внешней средой. Внутренняя среда - это все те организации и учреждения, которые обеспечивают управление образованиям и непосредственно принадлежат этой системе образования. Можно выделить три уровня (см. схему)
Внешняя среда – организации и учреждения, которые непосредственно не принадлежат СО, но они взаимодействуют с другими организациями по вопросам образования