ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ № 1

Лабораторная работа № 1

Формулировка и обоснование исследуемой проблемы, определение объекта и предмета исследования, цели и задач исследования, выдвижение гипотез исследования.

Немного теории:

Социальная проблема как начало, отправная точка лю­бого фундаментального социологического исследования представляет собой осознанное и публично артикулируемое реальное противоречие между должным (желаемым) и реальным состоянием того или иного социального явле­ния или процесса. Социальная проблема — всегда ответ на общественную потребность, на вызов общества.

Предмет социологического исследования — это сторона (грань проблемы), которую исследователь собирается непосредственно изучать в исследовании.Практически каждая крупная проблема представляет собой «сгу­сток», «узел» социальных связей, в котором «заложено» множество возможных предметов исследований. Выбор той или иной грани проблемы в качестве предмета исследования осуществляется исследователем и обу­словливается рядом факторов: ее общественной значи­мостью, познавательным интересом исследователя, степенью ее изученности в науке, особенностями кон­кретной научной школы и т. д.

Объект социологического исследования — социальная группа (или социальные группы), которая является носи­телем изучаемого противоречия в его предметной опреде­ленности:выбор предмета автоматически определяет и выбор социальной группы (групп), которая будет изучаться.

Каждый человек, входящий в состав объекта исследования, весьма многосторонен: он вступает во взаимодействия с множеством людей, обладает множеством статусов, играет огромное количество социальных ролей. Это значит, что мы должны отобрать из этого множества отношений и взаимодействий лишь те, в которых выражается исследуемая проблема. Таким образом, предмет исследования – это те стороны и свойства объекта и составляющих его людей, в которых отражается интересующая нас проблема.

Следующим шагом исследовательского проекта является определение цели и задач исследования. Определяя цель своей работы, вы конкретизируете направление вашего поиска и указываете, на получение каких результатов нацелено ваше исследование. Таким образом, цель любого исследования — это образ результата ис­следования, ответ на исследовательские вопросы.

Задачи исследования — это конкретизация цели (ми­ни-цели) или средства, инструменты ее достижения. Решая поставленные задачи, исследователь достигает и цели исследования.То есть, формулировка задач – это процедура разукрупнения цели, разбивка ее на отдельные шаги.

Выдвижение гипотез исследования.

Гипотеза исследования — это научное предположение о содержании результата исследования. Обычно в литературе указывается на существование только двух типов гипотез – основной и дополнительных, однако, существуют еще некоторые различия формулируемых исследователем предположений. Как правило, среди выдвигаемых в процессе исследования предположений, можно выделить также, четыре существенно различающихся между собой типа гипотез, в зависимости от того, что именно и каким образом намеревается объяснить во взаимосвязи исследователь. Гипотезы могут быть недействительными, коррелятивными, направленными и каузальными.

Рассмотрим те требования, кото­рым должна удовлетворять добротная гипотеза.Во-первых, гипотезы должны представлять собою эмпи­рические утверждения, то есть они выражаются сфор­мулированными предположениями о взаимосвязях, которые существуют в реальном мире, а не утвержде­ниями о том, что обязано иметь место или быть истин­ным, или о том, во что верит исследователь. Вторая характеристика добротной гипотезы — это ее всеобщность (широкаяприменимость). Она должна объяснять скорее наиболее общее проявление фено­мена, нежели частное его проявление.

Третья характеристика хорошей гипотезы состоит в том, что она должна быть правдоподобной (внушаю­щей доверие), то есть должна существовать какая-то логическая и основанная на опыте многих людей при­чина, заставляющая полагать, что она подтвердится. Вообще стрем­ление к формулировке правдоподобных гипотез — одна из причин, по которым исследователь не может обой­тись в своем исследовательском проекте без обзора литературы. Обзоры литературы могут ознакомить исследователя, как с общими теориями, так и с отдель­ными специфическими гипотезами, которые выдвига­ли другие авторы. Наконец, хорошая гипотеза проверяема: должно существовать некоторое практически достижимое доказа­тельство, которое будет служить признаком правиль­ности гипотезы.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ № 1

Рассмотрим конкретный пример. Вопрос, который лег в основу исследовательского проекта «Учебно-познавательная активность студентов», был сформулирован так: «Почему учебно-познавательная активность студентов в процессе обучения не остается постоянной, а имеет даже в некоторых случаях тенденцию к понижению?» В соответствии с этим вопросом проблема заключается в состоянии учебно-познавательной активности студентов.

Наши рекомендации