Социальный состав бедных в % от общей численности
Населения к середине 90-х гг.[277]
Дети в возрасте до 15 лет 29,8
Молодежь от 16 до 30 лет 19,3
Трудоспособные мужчины и женщины от 31 года до 54 – 59 лет 39,8
Лица пенсионного возраста свыше 55 – 60 лет 11,1
Таким образом, большинство бедных в России – это семьи с детьми трудоспособных работающих супругов.
Бедность неоднородна. Среди более 30 млн. бедных более 3 млн. находится в самом тяжелом состоянии, когда речь идет о прямом выживании. Здесь лидируют семьи безработных одиноких матерей. Есть другая форма бедности – социальная, связанная с минимумом материальной обеспеченности. В этих
пределах живет более 60% россиян[278].
Бедность – удел многодетных семей. Бедные семьи среди семей с детьми составляют половину, с тремя детьми – 85%, с четырьмя – 90%. При этом в многодетных семьях воспитываются 20% всех детей[279].
В последние годы наступила резкая социальная поляризация населения. Семья теряет возможность осуществлять экономическую функцию. Вызывает крайнюю тревогу потеря относительно высокого социального статуса семьи интеллигенции: учителей, врачей, ученых, инженерно-технических работников, служащих. Многие из них вынуждены порывать со своей профессией и переходить в менее престижные сферы деятельности или эмигрировать.
Наряду с семьями, находящимися на пороге голодной смерти, появились обеспеченные и даже богатые семьи, которые в народе получили название "новые русские". Процветающие семьи составляют 10% российских семей.
Интересную классификацию современных семей предложил известный социолог М. С. Мацковский[280].
Маргинальная семья имеет люмпенизированный характер. Эта семья в силу разных причин отличается крайней бедностью, алкоголизмом, болезнями, она не может осуществлять свои основные функции, создать нормальные условия социализации детей. Как правило, их отличают крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя, наркотиков, плохие жилищные условия или вообще отсутствие пригодного для жизни жилья.
Кризисная семья находится ниже черты бедности, имеет проблемы, связанные с физическим выживанием.
Благополучная семья - может решить свои проблемы без внешней помощи, но она не в состоянии пользоваться дорогостоящими услугами.
Процветающая семья имеет высокие доходы, позволяющие реализовать все виды дорогостоящих услуг.
Специальные социологические исследования показали: зависимость социального самочувствия семей от материального положения в %[281].
Группа семей по уровню обеспеченности | Характеристика самочувствия (%) | |||
надежда | тревога | растерянность | каждый устраивается как может | |
Бедные | 28,3 | 28,3 | 23,9 | 15,2 |
Средне обеспеченные | 20,5 | 55,3 | 8,5 | 13,6 |
Состоятельные | 20,8 | 54,2 |
Примечательно, что уровень тревожности у богатых почти в 2 раза выше, чем у бедных, зато растерянность характерна для бедных и не проявляется у богатых.
Новые социологические факты выявили исследования, раскрывающие семейные стратегии. Понятие "семейная стратегия" широко используется в современной фамилистике. Изучение семейных стратегий позволяет показать не только структурные изменения в семье, но главным образом функциональные срезы семейного образа жизни.
Выявлен реестр семейных стратегий в области осуществления следующих функций:
+ хозяйственной;
+ репродуктивной;
+ культурной.
Появились новые жизненные стратегии, ориентированные на преодоление кризиса как внешнего – по отношению к семье, так и внутрисемейного, связанного с кризисом межличностных отношений.
Основные стратегии поведения в % к числу опрошенных[282]
1.Пытаются найти свое место в рыночной экономике – 31,1
2.Активно поддерживают курс реформ – 5,5
3.Активно противостоят курсу реформ – 6,4
4.Основная опора на семью – 51,1
5.Нет ответа – 2,8
Последние социологические исследования обнаруживают новую тенденцию – все большую ориентацию на семью, семейные занятия, семейный досуг. Кризис общества вызвал одомашнивание образа жизни людей как адаптационный механизм.
В течение 1996–2000 гг. Академией проблем социальной работы при участии автора проводится мониторинговое исследование социально-экономического потенциала российских семей. В программу была включена задача выявить мнения студентов о семейных ценностях. Генеральную совокупность составили студенты столичных вузов. Опрошено более 5 тыс. респондентов обоего пола в возрасте от 17 до 25 лет. Контрольная "взрослая" группа составила более 1000 опрошенных. Среди них родители, бабушки, дедушки.
Мнения студентов отличаются достаточной зрелостью. В нашем исследовании не отмечено отрицательного отношения к семье как социальному институту. Студенты связывают свою жизненную стратегию с семейным образом жизни. Массовая ориентация молодежи на создание семьи свидетельствует о выраженной тенденции сохранения института семьи. Студенты рассматривают семью как надежную защиту, жизненную опору. Семья, как считают студенты, обеспечивает жизненную автономию, свой независимый стиль жизни. Главной семейной ценностью студенты назвали возможность иметь и воспитывать детей.
Молодые интеллигентные люди обоего пола считают, что семья должна обеспечивать возможность развития человеческой личности. Эксперты отмечают значительный рост индивидуализма и приватизации стиля жизни как новое социальное явление. Усиливается разграничение женских и мужских ролей в семье.
Основной семейной стратегией в настоящее время становится стратегия выживания. Из-за материальной нестабильности и психологической угнетенности.
Кризис прежде всего повлиял на физическое и психологическое состояние людей.
Большинство семей выбирает способ пассивного приспособления к трудностям. Они по-прежнему ориентируются главным образом на приработок к основной зарплате. Доходы большинства российских семей могут обеспечить лишь выживание семьи. Специальное социологическое исследование в Москве в середине 90-х гг. показало, что в сложившейся общественной ситуации большинство семей опираются на свои внутренние ресурсы. Авторитет государства и общества как гарантии социальной защиты упал почти до нуля. Недоверие к власти создало отчуждение семьи от общества
Семейные стратегии выживания в % к опрошенным[283]
Мужчины | Женщины | |
Пусть думает муж | ||
Буду искать более денежную работу | ||
Буду открывать свое дело |
Образование респонденток, %[284]
Пусть думает муж | Буду искать более денежную работу | |
Школа | ||
ПТУ | 16,7 | |
Техникум | 33,3 | |
Незаконченное Высшее | 16,7 | |
Высшее | 8,3 | 16,7 |
Респондентки, предпочитающие искать более денежную работу, имеют высокий уровень образования.