Примерные темы исследований, проектов
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
(для семинаров и практических занятий)
К теме 1. Образование как социальное явление. Социология образования как наука.
1. Классики социологии (Э.Дюркгейм, М.Вебер, К.Мангейм, Т.Парсонс) об образовании.
2. Сравнительный анализ учебников «Социология образования», вышедших в последние годы.
3. Обзор публикаций по социологии образования в журнале «Социологические исследования» за последние три года
4. Обзор проблематики, связанной с образованием, на интернет-сайтах газет, информационных и информационнно-публицистических сайтах Интернета
К теме 2. Образование как социальный институт. Социальные функции образования
- Оценка исполнения институциональных функций образования участниками образовательного процесса (для школы: учащиеся, родители, учителя; для вуза: студенты, преподаватели, предприниматели)
- Применение социологических понятий для анализа образовательных ситуаций. Самостоятельная работа.
- Понятийный аппарат социологии образования в сравнении с категориями педагогики, психологии, антропологии: обучение, воспитание, образование, социализация, развитие, инкультурация.
К теме «Взаимосвязи общества и образования»
1. Концепции человеческого капитала, культурного капитала, социального капитала в анализе функций образования.
2. Местное сообщество и школа (социальный капитал).
3. «Индекс человеческого развития» и образование
- Образование – благо или услуга?
К теме «Образование и культура»
1. Интеллигенция и интеллектуалы
2. Роль экспертов и интерпретаций в информационном обществе.
3. Знания, цензура и борьба групп за содержание учебных программ. История «обезьяньих процессов» современности.
К теме «Роль образования в воспроизводстве социальной структуры общества»
1. Исследования по стратификации российского общества. Образование как фактор стратификации
- Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности
3. Элиты современного общества
4. Успешность, адаптивность, доступность образования – человеческий ресурс изменяющегося общества.
К теме «Образование и неравенство»
1. Социально-экономическое, статусное и гендерное неравенство в образовании. Доклады по материалам публикаций и дискуссия
2. Дифференцированное обучение в школе глазами основных участников образовательного процесса
К теме «Социализация в образовании»
1. Социальная педагогика (П.Наторп, Д.Дьюи, А.В.Мудрик, С.А.Галагузова).
- Формальное образование и скрытые программы
- Анализ результатов эмпирических исследований по проблеме социализации в школе. Творческое задание: конструирование вопросов для анкеты или интервью.
- Культурное, социальное, личностное воспроизводство индивида в образовании.
К теме «Социология вуза»
1. Социальные проблемы студенчества, проблемы учебной деятельности. Обзор исследований, публикаций в социологических изданиях. Доклады и дискуссия
2. Открытые и скрытые программы вуза
- Волнения в университетах Франции в 2005-2006 гг.: социальные и образовательные аспекты.
К теме «Образование и профессия»
- Образование и рынок труда.
- Педагогическая профессия в эпоху информационного общества
К теме «Социальные изменения и образование»
- Глобализация и изменения в образовании
- Образование в эпоху информационных технологий
- Болонский процесс и российские реалии: общественная и экспертная дискуссия.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Литературу см. ниже,
в разделах «Планы семинарских занятий» и «Рекомендуемая литература»
1. Классики социологии (Э.Дюркгейм, М.Вебер, К.Мангейм, Т.Парсонс) об образовании.
2. Понятийный аппарат социологии образования в сравнении с категориями педагогики, психологии, антропологии: обучение, воспитание, образование, социализация, развитие, инкультурация.
3. Социальный институт образования «в человеческом измерении»: структура занятости, нагрузка, зарплаты, гендерные параметры. Сравнительный анализ Европа – Россия.
4. Концепции человеческого капитала, культурного капитала, социального капитала в анализе функций образования.
5. Знания, цензура и борьба групп за содержание учебных программ. История «Обезьяньих процессов» современности.
6. Социология знания и социология образования (Карл Маннгейм, П.Бурдье).
7. Язык как средство поддержания неравенства (П.Бурдье).
8. Теория языковых кодов (Б.Бернстайн)
9. Элиты современного общества
10. Принципы меритократии.
11. Социально-экономическое, статусное и гендерное неравенство в образовании.
12. Социальная педагогика (П.Наторп, Д.Дьюи, А.В.Мудрик, С.А.Галагузова).
13. Культурное, социальное, личностное воспроизводство индивида в образовании. Феномен «Дети Индиго» – мифы и реальность.
14. Волнения в университетах Франции в 2006 г.: социальные и образовательные аспекты.
15. Цивилизационный кризис начала XXI века и его «вызовы» образованию
16. Изменения в характере труда при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу
17. Образование в эпоху информационных технологий
18. Болонский процесс и российские реалии: общественная и экспертная дискуссия.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОЕКТОВ
1. Сравнительный анализ учебников «Социология образования», вышедших в последние годы.
2. Институциональные изменения в системе образования (федеральный университет, исследовательский университет, корпоративные образовательные системы)
3. Новый общественный контракт со школой
4. Социальный запрос и государственный заказ.
5. Местное сообщество и школа (социальный капитал).
6. Роль экспертов и интерпретаций в информационном обществе
7. Человеческое развитие и образование для России и мира
8. Успешность, адаптивность, доступность образования – человеческий ресурс изменяющегося общества.
9. Социальные субъекты и субъекты образовательного процесса. Самоуправление. Школа и местное сообщество.
10. Социальные проблемы студенчества, проблемы учебной деятельности.
11. Скрытые программы вуза
12. Педагогическая профессия в эпоху информационного общества
13. Глобализация и изменения в образовании
Социология образования
Литература к курсу
Основная
1. Гидденс Э. Социология. М., 1999. (Раздел «Образование»)
2. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003.
3. Зборовский Г.Е., Шуклина, Е.А. Социология образования. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
4. Масионис Дж. Социология. СПб.: Питер, 2004 (Глава 19. «Образование»)
5. Нечаев Н.Я. Социология образования. М., 1992 и 1994.
6. Осипов А.М.Социология образования. СПб.: 2005.
7. Смелзер Н. Социология. М., 1994. (Раздел «Образование»)
8. Смирнова Е.Э. Введение в социологию образования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.
9. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Уч. пособие. / Под ред. В.А.Ядова. – М.: Изд-во «Флинта», 2005. – 583 с.
10. Социология образования // Социология. Учебник для вузов. РГПУ им. А.И.Герцена. Кафедра социологии / Под ред. А.В.Воронцова. СПб., 2003.
11. Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия. Казань, КГУ, 2004.
Дополнительная литература
1. Бауман З. Образование – при, для и несмотря на постмодернити // Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005. С. 155-175.
2.Бурдье П. Социология политики. М.:Socio-Logos. 1993
3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
4. Вершловский С.Г. На пороге взрослости. СПб., 1999.
5. Выпускник 80-х. Социологический очерк Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
6. Глобализация и образование. Болонский процесс: материалы «круглого стола». – М.: Альфа-М, 2004.
7. Гуманитарные технологии и рынок труда / Под ред. проф. В.Г. Зарубина и проф. О.К.Крокинской. – Спб: Академия Исследования Культуры, 2008.
8. Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
9. Кумбс Ф. Кризис образования. М., 1970 г.
10. Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология - СПб., 2004. (Раздел)
11. Налетова И.В. Социология образования. Тамбов, 2004.
12. Образование: социология образования // Ферреоль Ж. Социология. Терминологический словарь. СПб.: Питер, 2003.
13. Поправко Н.В. Социология образования. Учебное пособие. Томск, 2004.
14. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции/ Отв. ред. Б.Л. Вульфсон. М., 1995
15. Российская высшая школа: время перемен. Под ред. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. М.2000., НИИВО.
16. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989.