Примерные темы исследований, проектов

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

(для семинаров и практических занятий)

К теме 1. Образование как социальное явление. Социология образования как наука.

1. Классики социологии (Э.Дюркгейм, М.Вебер, К.Мангейм, Т.Парсонс) об образовании.

2. Сравнительный анализ учебников «Социология образования», вышедших в последние годы.

3. Обзор публикаций по социологии образования в журнале «Социологические исследования» за последние три года

4. Обзор проблематики, связанной с образованием, на интернет-сайтах газет, информационных и информационнно-публицистических сайтах Интернета

К теме 2. Образование как социальный институт. Социальные функции образования

  1. Оценка исполнения институциональных функций образования участниками образовательного процесса (для школы: учащиеся, родители, учителя; для вуза: студенты, преподаватели, предприниматели)
  2. Применение социологических понятий для анализа образовательных ситуаций. Самостоятельная работа.
  3. Понятийный аппарат социологии образования в сравнении с категориями педагогики, психологии, антропологии: обучение, воспитание, образование, социализация, развитие, инкультурация.

К теме «Взаимосвязи общества и образования»

1. Концепции человеческого капитала, культурного капитала, социального капитала в анализе функций образования.

2. Местное сообщество и школа (социальный капитал).

3. «Индекс человеческого развития» и образование

  1. Образование – благо или услуга?

К теме «Образование и культура»

1. Интеллигенция и интеллектуалы

2. Роль экспертов и интерпретаций в информационном обществе.

3. Знания, цензура и борьба групп за содержание учебных программ. История «обезьяньих процессов» современности.

К теме «Роль образования в воспроизводстве социальной структуры общества»

1. Исследования по стратификации российского общества. Образование как фактор стратификации

  1. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности

3. Элиты современного общества

4. Успешность, адаптивность, доступность образования – человеческий ресурс изменяющегося общества.

К теме «Образование и неравенство»

1. Социально-экономическое, статусное и гендерное неравенство в образовании. Доклады по материалам публикаций и дискуссия

2. Дифференцированное обучение в школе глазами основных участников образовательного процесса

К теме «Социализация в образовании»

1. Социальная педагогика (П.Наторп, Д.Дьюи, А.В.Мудрик, С.А.Галагузова).

  1. Формальное образование и скрытые программы
  2. Анализ результатов эмпирических исследований по проблеме социализации в школе. Творческое задание: конструирование вопросов для анкеты или интервью.
  3. Культурное, социальное, личностное воспроизводство индивида в образовании.

К теме «Социология вуза»

1. Социальные проблемы студенчества, проблемы учебной деятельности. Обзор исследований, публикаций в социологических изданиях. Доклады и дискуссия

2. Открытые и скрытые программы вуза

  1. Волнения в университетах Франции в 2005-2006 гг.: социальные и образовательные аспекты.

К теме «Образование и профессия»

  1. Образование и рынок труда.
  2. Педагогическая профессия в эпоху информационного общества

К теме «Социальные изменения и образование»

  1. Глобализация и изменения в образовании
  2. Образование в эпоху информационных технологий
  3. Болонский процесс и российские реалии: общественная и экспертная дискуссия.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Литературу см. ниже,

в разделах «Планы семинарских занятий» и «Рекомендуемая литература»

1. Классики социологии (Э.Дюркгейм, М.Вебер, К.Мангейм, Т.Парсонс) об образовании.

2. Понятийный аппарат социологии образования в сравнении с категориями педагогики, психологии, антропологии: обучение, воспитание, образование, социализация, развитие, инкультурация.

3. Социальный институт образования «в человеческом измерении»: структура занятости, нагрузка, зарплаты, гендерные параметры. Сравнительный анализ Европа – Россия.

4. Концепции человеческого капитала, культурного капитала, социального капитала в анализе функций образования.

5. Знания, цензура и борьба групп за содержание учебных программ. История «Обезьяньих процессов» современности.

6. Социология знания и социология образования (Карл Маннгейм, П.Бурдье).

7. Язык как средство поддержания неравенства (П.Бурдье).

8. Теория языковых кодов (Б.Бернстайн)

9. Элиты современного общества

10. Принципы меритократии.

11. Социально-экономическое, статусное и гендерное неравенство в образовании.

12. Социальная педагогика (П.Наторп, Д.Дьюи, А.В.Мудрик, С.А.Галагузова).

13. Культурное, социальное, личностное воспроизводство индивида в образовании. Феномен «Дети Индиго» – мифы и реальность.

14. Волнения в университетах Франции в 2006 г.: социальные и образовательные аспекты.

15. Цивилизационный кризис начала XXI века и его «вызовы» образованию

16. Изменения в характере труда при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу

17. Образование в эпоху информационных технологий

18. Болонский процесс и российские реалии: общественная и экспертная дискуссия.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОЕКТОВ

1. Сравнительный анализ учебников «Социология образования», вышедших в последние годы.

2. Институциональные изменения в системе образования (федеральный университет, исследовательский университет, корпоративные образовательные системы)

3. Новый общественный контракт со школой

4. Социальный запрос и государственный заказ.

5. Местное сообщество и школа (социальный капитал).

6. Роль экспертов и интерпретаций в информационном обществе

7. Человеческое развитие и образование для России и мира

8. Успешность, адаптивность, доступность образования – человеческий ресурс изменяющегося общества.

9. Социальные субъекты и субъекты образовательного процесса. Самоуправление. Школа и местное сообщество.

10. Социальные проблемы студенчества, проблемы учебной деятельности.

11. Скрытые программы вуза

12. Педагогическая профессия в эпоху информационного общества

13. Глобализация и изменения в образовании

Социология образования

Литература к курсу

Основная

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999. (Раздел «Образование»)

2. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Зборовский Г.Е., Шуклина, Е.А. Социология образования. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.

4. Масионис Дж. Социология. СПб.: Питер, 2004 (Глава 19. «Образование»)

5. Нечаев Н.Я. Социология образования. М., 1992 и 1994.

6. Осипов А.М.Социология образования. СПб.: 2005.

7. Смелзер Н. Социология. М., 1994. (Раздел «Образование»)

8. Смирнова Е.Э. Введение в социологию образования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.

9. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Уч. пособие. / Под ред. В.А.Ядова. – М.: Изд-во «Флинта», 2005. – 583 с.

10. Социология образования // Социология. Учебник для вузов. РГПУ им. А.И.Герцена. Кафедра социологии / Под ред. А.В.Воронцова. СПб., 2003.

11. Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия. Казань, КГУ, 2004.

Дополнительная литература

1. Бауман З. Образование – при, для и несмотря на постмодернити // Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005. С. 155-175.

2.Бурдье П. Социология политики. М.:Socio-Logos. 1993

3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

4. Вершловский С.Г. На пороге взрослости. СПб., 1999.

5. Выпускник 80-х. Социологический очерк Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

6. Глобализация и образование. Болонский процесс: материалы «круглого стола». – М.: Альфа-М, 2004.

7. Гуманитарные технологии и рынок труда / Под ред. проф. В.Г. Зарубина и проф. О.К.Крокинской. – Спб: Академия Исследования Культуры, 2008.

8. Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

9. Кумбс Ф. Кризис образования. М., 1970 г.

10. Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология - СПб., 2004. (Раздел)

11. Налетова И.В. Социология образования. Тамбов, 2004.

12. Образование: социология образования // Ферреоль Ж. Социология. Терминологический словарь. СПб.: Питер, 2003.

13. Поправко Н.В. Социология образования. Учебное пособие. Томск, 2004.

14. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции/ Отв. ред. Б.Л. Вульфсон. М., 1995

15. Российская высшая школа: время перемен. Под ред. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. М.2000., НИИВО.

16. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989.

Наши рекомендации