Социология познания и массовых коммуникаций 10 страница
Более того, мы обнаружили, что мнение опрошенных людей, которые посмотрели документальный фильм, отражает выборочное употребление выражений, используемых для характеристики врага в этом фильме. Таким образом, если комментатор фильма намного чаще
отождествляет с врагом единственную сатанинскую фигуру — Гитлера или весь немецкий народ, а не нацистскую партию, это отражается в образцах реакции аудитории. Чтобы осознать значительную политическую важность данной проблемы, мы должны лишь вспомнить реакцию на пункт об ответственности за развязывание войны в Версальском договоре. Современная пропаганда может небрежно проигнорировать фашистский или нацистский характер врага и, таким образом, проложить неверное русло для агрессивных настроений в послевоенный период.
Еще один пример мы возьмем из брошюры о неграх. В брошюре есть две основные темы: известно, что негры продолжают страдать от дискриминации, но тем не менее они достигли большого прогресса в нашем демократическом обществе, которое дало возможность многим неграм достичь личного успеха и внести свой вклад в общественное благосостояние. Напротив, Гитлер всегда выражал презрение к цветным людям, и если бы он победил в войне, все завоевания негров были бы уничтожены. Таким образом, содержание брошюры можно подразделить на две категории: материал, относящийся к «завоеваниям и достижениям негров в демократическом обществе», и «лишения, которыми угрожает неграм победа Гитлера». В брошюре 189 параграфов и заголовков. 84 процента рассказывают о современных завоеваниях и 16 процентов о возможных потерях при нацизме. Создатели брошюры, по-видимому, считают обоснованным такое распределение для акцентирования этих двух тем.
Но брошюра содержит два типа представления информации. Первый — это статья известного негритянского автора, второй — ряд приковывающих внимание фотографий с краткими подписями. В нашем дальнейшем анализе содержания мы обнаружили, что подписи под фотографиями и текст статьи раскрывают обе темы в совершенно разных пропорциях. В статье примерно 73 процента пунктов относятся к потерям при Гитлере и 27 процентов к завоеваниям в демократическом обществе, тогда как 98 процентов фотографий и подписей относятся к достижениям негров в демократическом обществе и только два процента к гитлеровской угрозе.
В настоящее время так сложилось, что большинство населения, и особенно негритянского населения с его низким образовательным уровнем, больше предпочитают фотографии и подписи к ним, чем подробной текст. Они чаще рассматривают первое, чем второе. А в нашем примере фотографии почти полностью пренебрегают темой негритянских потерь в случае победы нацистов. В результате брошюра в целом попала мимо цели. Определенные установки негров были проверены как до чтения брошюры, так и после. Большинство чита-
телей испытывали гордость и возросшее чувство собственного достоинства в результате данной характеристики достижений и вклада своей расы. Но брошюра потерпела неудачу в формировании особого побуждения у негров — усилить борьбу против нацистов ради своих собственных интересов, поскольку читатели в основном проглядели основной смысл сообщения.
Эти два примера, хотя и несколько поверхностно, иллюстрируют методы, которые с помощью простого подсчета ключевых символов и анализа содержания помогают нам обнаружить небрежные ошибки пропагандистов. Они также служат руководящим принципом для интервью с людьми, на которых направлена пропаганда. Существуют и другие методы анализа содержания, которые можно кратко обобщить: '
1. Метод подсчета символов состоит в определении ключевых символов и их подсчете в информационном материале. Просто указывается количество символов, которые были в центре внимания аудитории. Подсчет упоминаний врага в комментариях к фильму — иллюстрация этого метода2.
2. Одномерная классификация символов: это некоторая разработка предыдущего метода. Символы классифицируются в соответствии с их применением, говоря в широком смысле, либо в позитивном (благоприятном), либо в негативном (неблагоприятном) контексте. Таким образом, Англия может быть описана в позитивных выражениях (побеждающая, демократичная, отважная) или в негативных выражениях (пораженческая, кастовая, предательская). Этот тип анализа — первый шаг в изучении наиболее эффективного распределения символов для достижения определенного результата. Он сможет послужить прекращению часто неэффективной практики черно-белых контрастов. Примененный к вражеской пропаганде, такой род анализа дает основания для оценки относительной безопасности или опасности врага3.
1 Тщательное исследование процедур анализа содержания доступно изложено в
книге: Bernard Berelson, Content analysis in Communications Research (Glencoe, Illinois: The
Free Press, 1951). См. также: H.D. Lasswell, «A provisional classification of symbol data»,
Psychiatry, 1938,1, 197—204; Douglas Waplesetal. What Reading Does to People?Appendix В
(Chicago, 1940); N.C. Leites & I. de Sola Pool. On content analysis. Experimental Division
for the Study of Wartime Communications. Document No.26. September, 1942. — Примеч.
автора.
2 См., например: H.D. Lasswell, «The world attention survey», Public Opinion Quarterly,
1941, 3, 452-462. - Примеч. автора.
3 Например, исследования Hans Speier & Ernst Kris; исследовательский проект
no тоталитарным коммуникациям в Новой школе социальных исследований; нео
публикованный анализ символов в серии радиопрограмм «Это война». Бюро приклад
ных социальных исследований, Колумбийский университет. — Примеч. автора.
3. Анализ деталей: классификация отдельных частей пропаганды (например, сцен в фильме, песен в радиопрограмме, фотографий в брошюре). Это требует отбора значительных или незначительных частей на основе психологической теории «ценности для внимания». Будет ли какая-либо часть вызывать основной или второстепенный интерес аудитории? Как эти части будут проинтерпретированы различными видами аудитории? При анализе некоторых фильмов можно предсказать сцены или ряд сцен, которые будут в центре внимания аудитории.
4. Тематический анализ: классификация явных и неявных (символических) тем в пропагандистских материалах. Это в отличие от анализа деталей относится к предполагаемой нарастающей значительности ряда деталей4.
5. Структурный анализ: рассматривает взаимосвязь различных тем в пропаганде. Эти связи могут быть дополняющими (враг жесток, мы милосердны), интегрирующими (враг жесток, лжив, агрессивен, не имеет религии), интерферирующими (когда темы направлены на разные цели, например, тема нацистской силы порождает беспокойство)5.
6. Анализ пропагандистской кампании: рассматривает взаимосвязь различных документов, каждый из которых предназначен для общей главной цели. В то время как структурный анализ рассматривает связи внутри одного пропагандистского документа, анализ кампании рассматривает связи ряда таких документов. Сюда входят: проблема последовательности сцен, их продолжительности, относительных акцентов, установление ритма и времени, а также соотношений, упомянутых в структурном анализе6.
Из этого обобщения мы видим, что главная задача анализа содержания — дать ключ к вероятной реакции на пропаганду. Но этого недостаточно. Мы должны увидеть, возникают ли эти ожидаемые реакции на самом деле, только тогда анализ содержания может быть обоснован по существу. Для этого необходимо интервью с представителями аудитории; это интервью особого типа, который мы назвали «направленное интервью»7.
В данном случае существует взаимосвязь между анализом содержания пропаганды и направленными интервью с читателями и слу-
4 Например, исследования Грегори Батесон о нацистских пропагандистских филь
мах. См. также: Siegfried Kracauer, Propaganda in the Nazi War Film (New York: Museum
of Modern Art Film Library, 1942). — Примеч. автора.
5 Например, Kracauer, opt. cit.; также исследование фильмов Бюро прикладных
социальных исследований. — Примеч. автора.
6 Например, исследование политической кампании, общественной полезности
пропагандистской кампании, общественных кампаний и т.д. — Примеч. автора.
7 R.K. Merton, M. Fiske and P.L. Kendall, The Focused Interview. — Примеч. автора-
шателями. Предварительно сделанный анализ содержания необходим для выработки основных принципов интервью, а опыт интервью обостряет ваше зрение для более точного анализа содержания.
Анализ реакции
Интервью, запланированные для выявления действительных реакций на пропаганду, кажутся на первый взгляд простой задачей. Но на практике это не так уж просто. Использование обычных методов интервью недостаточно для получения необходимой информации. Большинство людей считают, что трудно выразить свою реакцию на фильм или радиопрограмму в выражениях, которые используют сценаристы, продюсеры или социологи.
Мы считаем, что опрашиваемых можно разделить на два больших класса. Если они хорошо формулируют свои ответы, то, как правило, дают свои советы, как «следует показывать» фильм или как «следует переделать» радиопрограмму, чтобы возросла их эффективность. Они стремятся рассуждать как профессиональные критики или консультанты, но именно это нам и не нужно. Тактика интервью должна быть разработана таким образом, чтобы избежать таких установок «дать совет», возникающих у части опрашиваемых, и дать им возможность сообщить о своих непосредственных реакциях на пропаганду.
Для других людей, которые считают, что вообще трудно сообщить свою реакцию, была создана специальная методика интервью, которая помогает им сформулировать и передать свои переживания. В целом интервью направлено на пропагандистские материалы, которые должны быть исследованы. Замечания интервьюера не привлекают прямо внимание к определенным аспектам пропаганды. Они просто помогают опрашиваемым людям сообщить о том, что находится в центре их собственного внимания, и об их собственных реакциях на те детали, которые значительны для них. Позволим сравнение: интервьюер дает проблеск маяка, который в уме опрашиваемого освещает путь к фильму, радиопрограмме или опубликованным данным. Только после того, как опрашиваемый полностью сообщил о своей реакции на те аспекты пропаганды, которые он воспринял наиболее ярко, интервьюер завершает обсуждение проверкой своих собственных гипотез, происходящих из анализа содержания и которые Даже не рассматривались в интервью. Полностью интервью записано в стенограмме. Позднее возможен глубокий анализ именно тех аспектов пропаганды, которые вызвали определенный тип реакции.
В целом мы можем сказать, что направленное интервью можно оценить в соответствии со степенью достижения следующих целей:
1. Выявлены ли эффективные аспекты пропаганды, на которые реагирует аудитория.
2. Выявлен ли неоднозначный характер этих реакций на значительные детали.
3. Дана ли возможность проверить, будут ли действительно возникать те
реакции, которые мы ожидаем на основе анализа содержания.
4. Обнаружены ли полностью неожиданные ответы; то есть те ответы, ко
торые не предвидели ни сценаристы, ни мы при анализе содержания.
Хотя все эти цели интервью важны, именно последняя имеет особое практическое значение. Вспомним ранее приведенные нами примеры — брошюру, посвященную неграм, и радиобеседу про рентген. В этих примерах мы хотели показать, что без анализа содержания и анализа реакции, которые могут помочь пропагандисту, он иногда может не увидеть леса за деревьями. Далее мы должны предположить, что часто пропагандист не может увидеть шипы на розах. Если пропагандист хочет довести до нас мысль или создать определенное впечатление, он делает это с помощью слов, иллюстраций или других символов. Когда брошюра, пьеса, радиопрограмма или сценарий выходят в свет, аудитория понимает его так, как считает нужным. Есть история о миссионере, который указывал на стол и повторял слово «стол» до тех пор, пока неграмотная аудитория не смогла повторить это слово. Через некоторое время он пришел в уныние, узнав, что некоторые их неграмотных относят слово «стол» к дереву, поскольку они оба были коричневого цвета. Другие называли собак «столами», поскольку у них четыре ноги. Короче, каждый слушатель выбрал некоторый аспект в сложном объекте, который для миссионера был определен как целое словом «стол». В связи с этим полезно рассмотреть, насколько часто эффект от пропаганды бывает полностью непредвиденным.
Эффект «бумеранга»
Случай, который мы хотим рассмотреть, возник из ранее упомянутого исследования программы, посвященной здравоохранению. Правительство должно было поддерживать просветительские и пропагандистские функции, которые, предполагалось, направлены на поддержание морального духа во время войны, что имело большое значение. В послевоенный период американское население, имея
опыт общепризнанных мер правительственного надзора, могло оказаться более восприимчивым к заботе об общественном здравоохранении, питании и образовательной деятельности.
Вспомним пример, в котором представитель окружного медицинского общества беседовал на радио о рентгене. Он подчеркивал предосторожность, необходимую для предотвращения рентгеновского облучения; он указывал, что местная администрация защищает граждан с помощью системы лицензирования работы в области рентгена и с помощью проверки оборудования; он подчеркивал, что требуется специальное обучение, чтобы стать компетентным в этой области. Лектор, очевидно, стремился уберечь своих слушателей от рук шарлатанов, которые не были ни компетентными, ни честными. Профессионально рассказывая об этой проблеме, он, по-видимому, не осознавал, что слушатели не имеют достаточного опыта, сравнимого с его собственным. Он не обратил внимания, как будет воспринята эта проблема с точки зрения опыта его аудитории.
Хорошо известно из родственной области исследований, что слушатели не могут легко ассимилировать установки и информацию, если они не согласуются с накопленным ими опытом. Если бы врач описывал процедуры, применяемые шарлатанами для своих клиентов, или представлял данные по предполагаемому числу нелицензирован-ных обследований в этой области, его слушатели могли бы понять его взгляды и установки. Но поскольку он этого не сделал, он, по-видимому, стучал в открытую дверь.
Он говорил о получивших лицензии врачах, но недостаточно ясно. Он не сказал ни разу, что произойдет с вами, если в этой области работает человек, не имеющий лицензии.
В результате слушатели начали сомневаться в важности, а иногда и в реальности этой проблемы. Он говорил на самом деле в психологической пустоте, которую слушатели так или иначе образовали. Им говорили о сложности аппаратуры для рентгена, и они, получив эту новую информацию, использовали ее для собственного взгляда на проблему.
Я не считаю, что беспокойство оправдано. Не всякий может иметь рентгеновскую аппаратуру. «Дженерал электрик», вероятно, не станет продавать оборудование любому, не имеющему лицензии.
Я не могу понять, как любой человек, не имеющий лицензии, отважится купить такое дорогое оборудование ценой около 1Г 000 долларов, только для того, чтобы на следующий день его поймали те, кто обнаружит, что у него отсутствует лицензия.
Вероятно, стремясь опровергнуть такое мнение, лектор начал превозносить достоинства специалистов в общих выражениях. Анализ содержания выявил 63 упоминания в 14-минутной программе понятий «авторитет», «лицензия» и «специализация». Поскольку беседа подняла вопросы, которые не удалось прояснить, она привела к эффекту «бумеранга». Слушатели беспокоились чем дальше, тем больше и в результате стали сомневаться в самом эксперте по рентгену.
Существует достаточно много случаев, когда человек, имеющий лицензию, не мог использовать рентген достаточно правильно.
У вас могут быть водительские права, но это не доказывает, что вы умеете водить. Точно так же люди могут получить лицензию, что не доказывает, что они компетентны.
Программа подчеркивала ценность соответствующего обучения специалистов-рентгенологов. Но ошибочно допускалось, что слушатели имеют склад ума, при котором неизбежно отождествят лицензию с соответствующими навыками. Следовательно, вся убедительность лектора привела сначала к беспокойству, затем к сомнению и, в конце концов, к недоверию.
Значит, при определенных обстоятельствах люди реагируют на пропаганду противоположным образом, чем тот, который предполагал автор. В ходе наших исследований мы обнаружили различные разновидности таких «бумерангов», некоторые из них можно упомянуть здесь. Предшествующий «бумеранг» («специалист») иллюстрирует широко известную разновидность: он возникает из-за ошибочной психологической оценки умонастроения аудитории. Пропаганда не вызовет ожидаемую реакцию, если ее содержание не соответствует психологическим потребностям аудитории. Следовательно, необходимо получить большее количество информации о преобладающих установках и чувствах населения, если мы не хотим, чтобы пропаганда не спровоцировала такой «бумеранг». Для подробного анализа пропаганды можно использовать хорошо известные типы опросов общественного мнения и другие массовые обследования.
Например, мы знаем из опроса общественного мнения, что большая часть американцев была убеждена (в то время когда это не вполне соответствовало фактам), что у нас самая большая армия, самое большое производство военной продукции и мы внесли самый большой вклад в победу над Осью Держав Берлин — Рим. Следовательно, фильмы, которые стремились подчеркнуть нашу помощь союзникам, должны были планироваться особым образом, не поддерживая этот этноцентризм. Если мы хотим показать, что англичане, русские или
китайцы получили полную помощь по ленд-лизу или другую помощь от Америки, необходимо специально и точно указать границы такой помощи. Иначе мы столкнемся с описанной разновидностью эффекта «бумеранга»: пренебрегая психологическими особенностями аудитории, фильм достигнет не той цели, к которой он стремился.
Вторая разновидность эффекта «бумеранга» связана, вероятно, с тем, что существует непреодолимый минимум таких реакций-«буме-рангов». Такая разновидность возникает из дилеммы, с которой сталкивается автор, адресующий свою пропаганду психологически разнородной аудитории, т.е. аудитории, представители которой имеют различное умонастроение по отношению к данному вопросу. Материалы, которые воздействуют на одну часть аудитории, могут вызвать противоположную эффект у другой части, которая отличается психологически и социально.
Приведем пример. Пропагандистские радиопрограммы, передаваемые вскоре после Перл-Харбор, содержали две основные темы. Первая подчеркивала силу и потенциал Объединенных Наций, стремясь преодолеть пораженческие настроения. Вторая подчеркивала силу врага, стараясь преодолеть самодовольство и сверхсамонадеянность. Проблема вполне ясна. Разве не может акцентирование нашей силы усилить самодовольство тех, кто уже самодоволен? И соответственно упоминание о силе врага поддержит пораженческие настроения у тех, кто уже готов к ним?8 Делая вывод из материалов опросов, мы видим, что так и происходит.
Это нелегкая задача — избежать противоположных реакций различных частей аудитории. К тому же это осложняется изменениями «состояния общественного умонастроения», иногда, кажется, происходящими с подвижностью ртути так, что преобладающий взгляд оказывается в один момент «самодовольным», а в другой — «самым пессимистическим». И опять видно, что «направленная на повышение боевого духа пропаганда» должна функционально соответствовать ситуации, должна быть постоянная информация о преобладающих эмоциональных настроениях у населения.
Третья разновидность «бумеранга», возможно, имеет большее значение, чем другие, поскольку ее в большой мере можно избежать на основе точного анализа пропаганды. Мы можем назвать ее «структурный бумеранг», который возникает в одном и том же пропагандистском материале из-за различных тем, направленных на разные цели. Если пропагандист развивает независимо друг от друга несколько тем
8 Действительно, существует экспериментальное подтверждение, хотя и незначительное, что люди реагируют избирательно таким образом, который усиливает их настоящие установки и чувства. — Примеч. автора.
в пропаганде и игнорирует их социальные и психологические взаимосвязи, он может столкнуться с тем, что пропагандистский документ в целом окажется неэффективным для достижения его цели. Чтобы избежать этого, необходим структурный анализ связи между темами.
Иллюстрацией «структурного бумеранга» может стать гипотетический пример, аналогичный, по сути, случаю, который действительно возник в исследованиях. Несколько фильмов, созданных до вступления Америки в войну, среди разных тем содержали две основные. Первая из них подчеркивала потрясающую жестокость и садизм нацистов, а также их угрозу нашему образу жизни; эта тема была ярко выражена в сценах ужасного обращения с гражданами только из-за их политических и религиозных убеждений. В интервью мы обнаружили, что сцены, подобные этим, вызывали сильные агрессивные чувства у большой части аудитории.
Но достаточно странно, что такие агрессивные чувства, направленные против нацистов, не приводили с неизбежностью к тому, чтобы большая часть тех людей, которые видели этот фильм — по сравнению с теми, кто не видел его, — выразили бы свою готовность к вступлению нашей страны в конфликт. На самом деле временами в «группе фильма» могло произойти даже небольшое сокращение числа людей, которые хотели бы вступить в войну, по сравнению с «контрольной группой». Почему это происходило?
В этом случае материалы интервью продемонстрировали, что эффект явно отсутствует, поскольку вступление в войну рассматривалось в совокупности с другой темой фильма, направленной на иную цель. Эта противодействующая тема подчеркивала навыки, опыт и огромный размер нацистской армии, что было представлено в подробных и ярких сценах действия нацистских солдат во время боя. Эта тема вызывала страх и тревогу по поводу намерения американцев совладать с такой громадной армией, как у нацистов, особенно потому, что мы еще не укрепили собственные вооруженные силы.
Таким образом, получилось, что тема о силе нацистов, которая вызвала страх, могла противодействовать теме о жестокости нацистов, которая вызывала протест. Следовательно, чувства протеста могут не преобразоваться в реальное желание того, чтобы наша нация вступила в конфликт. Компетентный структурный анализ таких фильмов указывает на вероятность того, что одна тема в фильме будет подавлять эффект, вызванный другой темой в том же самом фильме. В результате, хотя каждая тема фильма может быть эффективной, как и было на самом деле, — одна пробуждала протест, другая знакомила американцев с мощью врага, но общий результат по отношению к нашей готовности вступить в войну оказался нулевым.
Этот типичный пример не только иллюстрирует разновидность реакции-«бумеранга», но также показывает, как направленное интервью дает нам возможность дополнить и повысить ценность традиционного контролируемого эксперимента, упомянутого в начале нашего обсуждения. Контролируемый эксперимент проходит в двух тщательно подобранных группах людей, одна из них подвергается воздействию пропаганды, а другая — нет. Определенные установки и чувства этих двух групп проверяются дважды: первый раз — до того, как первая группа подвергается воздействию пропаганды; второй раз — после этого воздействия. Если группы были подобраны соответствующим образом, то различия в установках у этих двух групп, обнаруженные при второй проверке, можно приписать воздействию пропаганды. Но предположим, что в некоторых выявленных установках нет существенного различия, как в примере об отношении людей к вступлению Америки в войну. Контролируемый эксперимент не объяснит нам, почему эти изменения не произошли. Его результаты показывают только общее воздействие пропаганды на установку, а не сложную динамику реакции, которая привела к такому эффекту. Но, как мы видели, фильм оказался неудачным из-за того, что две темы, каждая из которых была эффективной сама по себе, вызвали реакции, нейтрализующие друг друга. Материалы интервью, таким образом, дают нам возможность предложить психологическое объяснение реакций, которые невозможно зарегистрировать в результатах эксперимента.
Стоит кратко обсудить и четвертую разновидность «бумеранга», хотя бы потому, что она часто встречается в пропаганде. Этот «бумеранг» возникает из того, что мы назвали (с должным извинением перед Уайтхедом) ошибкой из-за неверного размещения примеров. Как только пропаганда обращается к вопросам, которые хорошо известны из первых рук предполагаемой аудитории, существует риск, что некоторые из выбранных примеров не будут выглядеть убедительными для тех людей в аудитории, которые принимают во внимание свой собственный опыт. Брошюра о неграх и войне, которую мы обсудили ранее, была в основном посвящена социальным и экономическим достижениям негров в американском демократическом обществе. Эта тема была подтверждена по большей части фотографиями известных негров, улучшенных жилищных условий и тому подобного. Однако примерно 40 процентов опрошенных негров скептически оценили брошюру как «лживую», поскольку слишком заметно было расхождение между их собственным опытом, с одной стороны, и «примерами прогресса», с другой стороны.
Следует заметить, что достоверность примеров не уберегла их от возникновения реакции «бумеранга». Читатель обращается к своему собственному непосредственному опыту, и если он не соответствует примерам, содержащимся в документе, то он с чистым сердцем отвергает его. Недоверие, возникающее из такого очевидного расхождения между «реальностью» и «пропагандой», люди склонны обобщить и отнести ко всему документу.
Более того, реакция «бумеранга» передается другим от людей, которые испытали ее первоначально. Обсуждая документ с другими, недоверчивый читатель становится источником заразительного скептицизма (как это и произошло в нашем примере). Он склоняет других потенциальных читателей к такому же недоверчивому отношению. Таким образом, анализ содержания и анализ реакции, устраняя эти основания для реакции «бумеранга», имеет важную профилактическую функцию.
Наше описание, возможно, включает уже достаточное количество примеров анализа пропаганды, которые могут помочь преодолеть постоянные трудности авторов и продюсеров пропаганды. Творческий автор часто не может признать представление о том, что его произведение, которое он считает уникальным выражением момента вдохновения, можно усовершенствовать или вообще рассматривать с помощью механической, с его точки зрения, исследовательской процедуры. Но все это не относится к делу. Мы не предполагаем, что влияем на умы изобретателей, художников, артистов, которые создают такую пропаганду. Мы не считаем, что наш прозаический анализ проникает в искусный риторический или выразительный ритм, который создает драматический эффект. Мы согласны, что не можем с легкостью научить их мастерству. Творческие идеи, выраженные в словах, звуках или рисунках, нельзя произвести синтетически9. Но систематические исследования необходимы, чтобы увидеть, достигли ли пропагандисты своих целей. Точно также, как исследователи не