Становление и развитие социологии
Вопросы для подготовки:
1.Происхождение социологической науки (Г.Лейбниц, Г.Гегель, А.Сен-Симон, О.Конт).
2. Социологические парадигмы:
а) объясняющая социология;
б) понимающая социология;
в) изменяющая социология.
3. Социологические доктрины:
а) позитивизм,
б) психологизм,
в) исторический материализм.
4. Социологические теории:
а) концепция социального факта Дюркгейма,
б) концепция социального действия Вебера
в) концепция циркуляции элит Парето
г) функционализм
д) символический интеракционизм
е) феноменология как социологическая теория
ё) этнометодология как социологическая теория
ж) конфликтология как социологическая теория
5. Этапы становления и развития социологии:
а) ранняя социология (О.Конт, Г.Спенсер, В.Дильтей, К.Маркс);
б) классическая социология (Э.Дюркгейм, М.Вебер, В.Парето);
в) современная социология (А.Смолл, Э.Мейо, Т.Парсонс, Р.Мертон, Д.Мид, А.Щюцель, Г.Гарфинкель Р.Дарендорф).
6. Развитие социологической мысли в России (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Е.В. де Роберти, М.М. Ковалевский Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин).
Литература: основная – 4,11, дополнительная-3,4,7,8,10.
Дискуссия по разделу 3.
Социологическое понимание личности
Темы для обсуждения:
1. Понимание личности в социологии: человек; индивид; личность
2. Личность как социальный тип
3. Структура личности
4. Типы личности: идеальный; нормативный; реальный, конкурентно-способный; продуктивный
5. Статусно-ролевая концепция личности: социальный статус; социальная роль; статусный набор; статус генеральный, личный, групповой
6. Социализация личности: понятие, сущность, этапы, стадии, агенты, десоциализация, ресоциализация
7. Девиантное поведение
8. Личность как деятельный субъект
Литература: основная – 4,11, дополнительная-1,2,3,4,7,8,9.
Семинар по разделу 4.
Общество как предмет исследования социологии
Вопросы для подготовки:
1. Понятие и признаки общества
2. Междисциплинарный подход к изучению общества
3. Типология обществ
В ходе семинара преподаватель предлагает студентам иллюстрировать ответы конкретными примерами (мини-кейсы)
Литература: основная – 4,11, дополнительная-3,4,7,8,10.
Собеседование по разделу 5.
Социальная структура и стратификация
Вопросы для подготовки:
1. Понятие и способы описания социальной структуры.
2. Социальная дифференциация.
3. Социальное неравенство.
4. Понятие и виды общностей:
публика толпа
социальный круг, маргиналы, человечество
гендерные общности, этнические общности, территориальные общности, религиозные общности).
общность и личность.
5. Понятие, признаки и виды социальных групп:
первичные и вторичные;
формальные и неформальные;
большие и малые, статусные;
внутренние и внешние;
скрытые, референтные, группы давления.
6. Понятие групповой динамики.
7. Понимание лидерства в социологии.
8. Понятие и правила социальной стратификации.
9. Понятие социальной мобильности.
10. Виды социальной мобильности:
внутрипоколенная и межпоколенная;
горизонтальная и вертикальная;
групповая и индивидуальная.
Литература: основная – 4,11, дополнительная-1,3,4,7,8,10.
Семинар по разделу 6.
Социальное взаимодействие
Вопросы для обсуждения
1.Понятие и типы социального действия (целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное).
2.Социальная связь. Социальная зависимость. Социальные контакты. Социальные отношения. Социальное взаимодействие.
3.Социальные процессы (сотрудничество, соперничество, приспособление, конфликт). Социальные движения.
4.Социальные изменения. Понятие социального кризиса (норма, напряженность, кризис, социальная дезинтеграция).
5.Социальные революции и реформы
6.Концепции социального прогресса. Формирование мировой системы. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.
В ходе семинара преподаватель предлагает студентам иллюстрировать ответы конкретными примерами (мини-кейсы)
Литература: основная – 4,11, дополнительная-3,4,7,8,9.
Дискуссия по разделу 7.