Рассмотрим подробнее эти стадии.
1) Предконфликтная стадия, на которой происходит зарождение конфликта. Эта стадия характеризует ситуацию накануне конфликта. Конфликт еще латентен, объективные противоречия не осознаются сторонами, но в отношениях между ними нарастают напряженность и отчуждение, причины которых часто связываются с какими-то случайными обстоятельствами.
На предконфликтной стадии симптомами назревающего конфликта являются:
- «избегание» конфликта, проявляющееся в уходе от общения, становящегося фрустрирующим фактором. Иногда такой уход осуществляется буквально, выражается в разрыве или предельном ограничении контактов с потенциальными оппонентами. Но поскольку общения зачастую избежать нельзя (например, в рамках семьи или организации) оно переводится в формальное русло, приобретает ритуальный характер.
- исчезновение доверия, эмоциональной открытости, появляется так называемое «скрывающее поведение», связанное с опасениями, что оппонент неправильно поймет слова или действия, проявит неадекватную реакцию. Часто такое поведение проявляется в феномене «поддакивания». В «нормальных», бесконфликтных условиях мы часто вступаем в полемику с окружающими, отстаиваем свою позицию, рассчитывая на понимание, и также допускаем подобные действия со стороны другого. В предконфликтной ситуации, когда в отношениях возникает отчуждение, легче, кажется, дать формальное согласие, сказав «Да», нежели вступать в дискуссию и продолжать неприятное общение;
- напряженность в отношениях сторон, чувство тревоги порождает взаимные подозрения, слухи, которые подготовлены негативными ожиданиями.
Постепенно начинается процесс «конфликтной атрибуции», при котором все слова, действия оппонентов наделяются определенными смыслами, подтверждающими их неискренность, коварство, злые замыслы по отношению к нам. Это, в свою очередь, ведет к обвинениям и микроконфликтам, которые возникают, казалось бы, спонтанно и носят случайный характер.
2) Стадия осознания конфликта. На этой стадии оппонентам становится очевидным несовпадение их целей и интересов. Как отмечалось выше, осознание может быть адекватным или неадекватным, но вне зависимости от этого, оно задает мотивацию конфликтного действия. Стороны уже морально готовы к началу борьбы, возникает представление о том, что с оппонентами можно разговаривать только на языке силы. Это определяет возможные модели конфликтного взаимодействия, сценарии развертывания конфликта.
Осознание неизбежности противостояния ведет, по выражению Р. Дарендорфа, к «агрегации групп интересов», то есть к формированию коалиций, привлечению союзников на основании реальной или предполагаемой общности интересов и целей, мобилизации ресурсов. Чаще всего процесс агрегации, объединения основан на принципе «негативной кооперации», в соответствии с которым мы действуем по принципу: «враг моего врага - мой друг».
Конфликтное поведение, как, впрочем, и любое целенаправленное действие, предполагает некоторую когнитивную основу, картину мира. Осознание конфликта различными сторонами ведет к формированию полярных образов реальности. Причины, объект конфликта, побудительные мотивы, цели и интересы свои и противной стороны получают у оппонентов прямо противоположную интерпретацию: «мы отстаиваем истину, добро и справедливость, а «они» - …». Таким образом, начинается процесс формирования «образа врага», который выступает дополнительным, и достаточно сильным конфликтогенным фактором (см. лекцию 8). Образ врага может возникать стихийно в процессе конфликтного взаимодействия, но может конструироваться сознательно, для усиления конфликтной мотивации самими оппонентами или третьими силами, провокаторами. Яркий образ врага снимает ограничения в действиях, направленных на оппонента.
3) Стадия открытого конфликта.
А. Начальное конфликтное поведение. Собственно конфликт начинается с инцидента - события или действия, открывающего переход конфликтного противостояния в стадию открытого противоборства, прямого противостояния сторон. Накапливающееся в отношениях между оппонентами напряжение достигает критической массы и приводит к взрыву. Поэтому инцидентом может служить практически любое событие.
Прямая конфронтация начинается, как правило, с использования вербальной агрессии. Первоначально она выражается в дебатах, предъявлении взаимных претензий, но очень быстро происходит переход к стратегии угроз. Угрозы преследуют цель принудить оппонента действовать в соответствии с предъявляемыми ему требованиями, в противном случае его ожидают жесткие негативные санкции. Если угрозы не возымели действия, происходит переход от вербальной к прямой агрессии, к действиям, направленным на нанесение ущерба противнику. Первоначально эти действия происходят на периферии конфликта, столкновения носят разведывательный характер, являются своеобразной пробой сил. Но постепенно спираль конфликта раскручивается, и вступает в действие закон эскалации конфликтогенов. Суть его заключается в том, что на действие (конфликтоген), направленное в адрес одной стороны, следует контрдействие этой стороны (ответный конфликтоген), превосходящее по силе и масштабам первое действие; второе действие первой стороны в свою очередь так же делается «с усилением» и так далее по возрастающей. В этих условиях рациональный контроль над ситуацией ослабевает, доминирующей мотивацией становится стремление нанести максимальный ущерб оппоненту, пусть даже в ущерб основным целям и интересам.
Если в конфликт вовлекаются не просто отдельные индивиды, а достаточно большие социальные группы, организации, институциональные системы, то по мере развития противостояния происходит конфликтная трансформация системы, меняется ее структура и характер взаимодействия между членами. Вступление в борьбу ведет к появлению принципиально новых функций: «лидеры», «стратеги», «идеологи», «бойцы» и т.д. Изменение структуры группы, перестройка ее на «военный лад» становится дополнительным конфликтогенным фактором, усиливает направленность на борьбу с противником. При этом первоначальные цели и функции группы или организации отходят на второй план, или вообще утрачиваются. (Примером может служить ситуация, описанная Ильфом и Петровым в романе «Золотой теленок»: после того, как концерн «Геркулес» вступает в конфликт с горкоммунхозом по поводу занимаемого им помещения гостиницы, основные функции организации - заготовка и переработка древесины - оказываются преданы забвению, главным содержанием деятельности становится борьба за гостиницу. В борьбу постепенно включается весь коллектив, выделяется инициативная группа, возглавляемая товарищем Полыхаевым, т.е. происходит описанный выше процесс трансформации системы).
Б. Эскалация конфликта. Эта стадия характеризуется резким усилением насильственности, интенсивности и масштабности конфликта. Оппоненты включают в действие весь конфликтный потенциал, всевозможные ресурсы, свои и сторонников. Ограничения на использование тех или иных средств борьбы снимаются, допустимыми становятся практически любые действия по отношению к противнику.
Степень взаимного ожесточения настолько велика, что оппонентов не останавливают даже понесенные потери. Борьба превращается в самоцель, значимость ее возрастает, а поскольку цена поражения представляется огромной, стороны стремятся к победе любой ценой.
Конфликтное противостояние распространяется практически на все сферы реального и потенциального взаимодействия, нейтральные зоны, в которых возможно согласие, отсутствуют. В конфликт включаются все новые участники, иногда помимо своей воли.
В. Деэскалация и завершение конфликта. Борьба с использованием всех ресурсов, достигающая крайней степени ожесточения не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно ресурсы одной или всех сторон - участников конфликта, истощаются и начинается деэскалация конфликта. Этот процесс может быть связан не только с исчезновением ресурсов, но и с вмешательством каких-то «третьих сил», направленным на прекращение конфликта и примирение сторон. Завершение конфликта возможно в следующих вариантах:
1. Полное взаимное разрушение и исчезновение конфликтующих систем.Разумеется, речь идет не обязательно о физическом уничтожении, это может быть распад семьи, крах конкурирующих фирм и т.п. Этот вариант завершения является полностью деструктивным.
2. Насилие или подавление. Суть заключается в том, что более сильная сторона принуждает более слабую к безоговорочному подчинению и принятию своих требований. Этот вариант может казаться эффективным прежде всего потому, что дает возможность быстро завершить конфликт. Но его нельзя признать полностью конструктивным, поскольку побежденный будет стремиться к реваншу в той или иной форме, что чревато возобновлением конфликтного противостояние.
3. Разъединение. Означает прекращение взаимодействия, разрыв отношений между конфликтующими сторонами. Разъединение может осуществляться путем добровольного выхода сторон из зоны конфликта (например, когда конфликтующие между собой сотрудники увольняются из организации), путем «бегства» одного из участников конфликта либо разъединение происходит благодаря вмешательству некоей третьей стороны, которая используя силу или убеждение «разнимает» участников. Разъединение может быть реальным (пространственным), когда стороны прекращают непосредственные контакты (например, развод супругов, которые после этого перестают встречаться); символическим, когда оппоненты, оставаясь в одном физическом и социальном пространстве, прекращают общение, «не замечают» друг друга; структурным, когда оппоненты оказываются в разных сегментах социального пространства (например, конфликтующие сотрудники «разводятся» по разным отделам.
Разъединение прекращает конфликт, но проблема заключается в том, что полное разъединение не всегда возможно, особенно затруднительным оно представляется при групповом конфликте или конфликте между большими общностями: этническими, конфессиональными, социальными классами, государствами. Поэтому часто разъединение сторон носит временный характер и конфликт может возобновиться с новой силой.
4. Примирение. Этот способ разрешения конфликта предполагает обоюдное согласие сторон на прекращение конфликтных действий. Примирение может быть вызвано изменением ситуации (например, исчезновением объекта конфликта), истощением конфликтных ресурсов сторон либо добровольным и осознанным выходом из конфликта («худой мир лучше доброй ссоры»). Существует несколько способов примирения. Наиболее простым и распространенным является компромисс - выход из конфликтной ситуации, основанный на взаимных уступках сторон. При этом способе примирения важно, чтобы каждый из участников чего-то добивался. Действует рациональная стратегия: лучше получить что-то, чем потерять все. Но проблема заключается в том, что чаще всего делится какая-то конечная величина и потребности сторон не могут быть удовлетворены в полной мере. Поэтому, как правило, компромисс носит временный характер, окончательное решение проблемы откладывается на более поздний срок. Другим способом примирения является консенсус. В отличие от компромисса консенсус предполагает окончательное разрешение проблемы путем коллективного решения всех участников. Консенсус позволяет не только минимизировать потери, но и увеличить приобретения сторон. Этот способ применяется в тех случаях, когда:
- предмет спора сложен, а интересы сторон слишком значимы для принятия простого решения;
- обе стороны готовы заняться поиском и анализом скрытых потребностей и интересов;
- достаточно времени и ресурсов для поиска альтернатив, удовлетворяющих притязания обеих сторон;
- стороны заинтересованы в долгосрочном решении проблемы.
От того, каким образом разрешается конфликт, каковы результаты этого процесса, зависят его последствия. На это обращается внимание в циклической теории конфликта Л. Кригсберга. Суть ее заключается в том, что результаты и последствия одного конфликта становится базой для возникновения нового конфликта. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Первая мировая война закончилась полным поражением Германской империи и ее союзников (завершение по модели «победитель - побежденный»). Последствием этого стало радикальное изменение геополитической ситуации в мире и униженное положение Германии, понесшей серьезные территориальные потери и оказавшейся в очень сложной экономической ситуации из-за больших репараций. Эти последствия, сложная экономическая ситуация и чувство униженности породили на массовом уровне стремления к реваншу, что стало базой для распространения нацизма и возникновению новой конфликтной ситуации, приведшей ко Второй мировой войне.
Способы разрешения конфликтов: арбитраж, посредничество и переговоры.
Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта является арбитраж. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. А.В. Дмитриев выделяет следующие варианты арбитража:
- обязывающий арбитраж, при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;
- ограниченный арбитраж - стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;
- посреднический арбитраж - смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;
- рекомендательный арбитраж отличается от обязывающего тем, что решение арбитра носит рекомендательный характер, стороны могут принять его, либо отвергнуть Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс, поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. О.В. Аллахвердова выделяет следующие принципы посредничества:
- добровольность - вступление в процесс переговоров является строго добровольным, все решения принимаются только по взаимному согласию сторон и каждая из сторон в любой момент может отказаться от посредничества и прекратить переговоры;
- равноправие сторон, ни одна из которых не имеет процедурных преимуществ;
- нейтральность медиатора, который должен сохранять беспристрастное отношение к каждой стороне;
- конфиденциальность - вся информация должна оставаться внутри переговорного процесса.
В процессе переговоров посредник выполняет следующие функции.
1. Аналитическая функция, связанная с тем, что посредник побуждает конфликтантов анализировать конфликтную ситуацию, обсуждать все возможные варианты решения проблемы.
2. Функция организации процесса переговоров. Посредник помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, управляет переговорным процессом, поддерживает корректные отношения между участниками.
3. Посредник выступает как генератор идей, помогает сторонам найти принципиально новое решение проблемы.
4. Посредник расширяет ресурсы участников переговоров, предоставляя им необходимую информацию, при этом нужно избегать ее искажения.
5. Посредник корректирует реалистичность высказываемых идей и выполнимость принятых решений.
6. Посредник обучает стороны процессу ведения переговоров, учит стороны формировать установку на сотрудничество.
Переменные конфликта.
Конфликт - это процесс, характеризующийся вариабельностью, изменчивостью форм и особенностей протекания. Границы вариабельности задаются несколькими переменными, к числу которых можно отнести:
- насильственность - характеристика форм, методов и средств, используемых оппонентами в ходе конфликтного противостояния. Диапазон их достаточно широк. Если бы мы попытались создать некую возрастающую «шкалу насильственности», то на одном ее конце были бы расположены, к примеру, такие формы конфликта, как дискуссия, с использованием таких методов и средств, как полемика и вербальная агрессия, а на противоположном - такая форма, как война, с использованием самых разнообразных видов оружия. По ходу развития конфликта степень насильственности может меняться, убывать или возрастать, что зависит от ресурсов сторон, мотивации конфликтного поведения, характера предъявляемых друг другу претензий, того, насколько далеко зашел конфликт, велик ли нанесенный противником ущерб, а также от других переменных.
- интенсивность, характеризующая степень вовлеченности сторон в данный конфликт, той энергии, которую они вкладывают в конфликтное противостояние в зависимости от субъективного осознания важности конфликта, ущемленности собственных интересов и ценностей. Интенсивность больше, если для участников конфликта многое связано с ним и цена поражения выше. Следовательно, чем большее значение придают участники столкновению, тем оно интенсивнее. Ослабление или усиление интенсивности в свою очередь оказывает влияние на такую переменную, как насильственность, поскольку осознание большой значимости конфликта, понесенного ущерба и усиление негативизма по отношению к оппонентам снимает ограничение на проявление агрессии и использование более жестких форм насилия.
- масштабность - характеристика распространенности конфликтного противостояния на различные сферы социального взаимодействия. Как правило, первоначально конфликт локализуется в какой- то отдельной сфере, но по мере эскалации, усиления насильственности и интенсивности он распространяется вширь, захватывая все новое социальное пространство. (Например, супружеский конфликт сначала может быть связан с противоречиями по поводу выполнения каких-либо хозяйственных обязанностей, но потом распространиться и на другие сферы отношений между супругами: отношения с родственниками, воспитание детей и т.п.). Кроме того, масштабность характеризует и вовлеченность в конфликт различных субъектов, первичных и вторичных групп и коалиций. Так, мировые войны начинались с конфликта двух - тех государств, но по мере эскалации число втянутых в конфликт участников увеличивалось до десятков.
Причины конфликтов.
Объективные и субъективные причины. Конфликт как социальное явление связан со многими основаниями, реальными причинами, которые могут существовать в социальной реальности задолго до возникновения собственно конфликта. Эти причины актуализируются, начинают действовать тогда, когда осознаются в адекватной или неадекватной форме потенциальными участниками конфликта. Осознание и, как следствие, формирование когнитивной модели ситуации, порождает, в свою очередь, определенную систему установок, диспозиций и моделей конфликтного поведения.
Соответственно, возможны объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов. К числу объективных факторов возникновения конфликта могут быть отнесены:
1. Социальный конфликт связан с борьбой за перераспределение ресурсов и изменение статусной позиции. Важнейшим фактором, структурирующим коммуникацию, является социальный статус. На основе статусных различий, носящих ранговый характер, выстраивается социальная иерархия страт, социальных групп, индивидов в рамках социальной общности (общества, организации, группы). Но статусное неравенство предполагает асимметрию в распределении социально значимых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей, между статусными позициями и занимающими их группами и индивидами.
2. Помимо этого, существенным фоновым фактором, формирующим конфликтное взаимодействие, является характер существующей в данной системе социальной мобильности. Ограничение мобильности, сужение ее каналов способствует росту социальной напряженности и социальных антагонизмов.
3. В процессе социального взаимодействия существенным фактором выступают социальные роли - модели поведения, предписанные системой социальных ожиданий определенным статусным позициям. Различные типы общностей характеризуются различным характером и степенью жесткости ролевых предписаний. Противоречивый характер ролевых предписаний и становится зачастую источником конфликтов, как внутри- и межролевых, так и межличностных, групповых, организационных конфликтов.
4. В качестве фактора «прямого действия» выступают социальные нормы - правила, специфичные для данной социальной ситуации, регулирующие деятельность и отношения в пределах группы или системы.
В социологической теории, прежде всего в функционализме Т. Парсонса, большая роль отводится ценностям, как фактору, интегрирующему общество, представляющему общезначимые смыслы. Но в то же время для разных общностей в рамках социума характерны разные ценностные ориентации, противоположные интерпретации целей и средств их достижения. Таким образом, наряду с интегрирующей, ценности выполняют и дифференцирующую функцию. Потенциально это задает основу для конфликтного противостояния.
5. Институциональные факторы конфликта связаны с проблемой распределения в рамках социальных институтов и между различными институциональными структурами таких ресурсов, как капитал (К. Маркс), власть, авторитет (Р. Дарендорф) и др. Зачастую институциональные конфликты принимают системный характер. Системный конфликт возникает при отсутствии согласованности между разными институтами, например, когда действия в рамках политической подсистемы противоречат потребностям экономической подсистемы.
6. Наряду с внутри- и межинституциональными конфликтами в литературе часто встречается понятие «институциализированные конфликты» - к которым относятся конфликты, регулируемые легитимизированными правилами, нормами, принимаемыми всеми участниками конфликта (регулируемая рыночная конкуренция, арбитраж).
7. Стратификационные факторы конфликта связаны с иерархически организованными структурами социального неравенства, существующими в данном обществе, и с разной структурой возможностей, доступных индивидам, принадлежащим к разным стратам. Социальное неравенство, будучи явлением неизбежным и необходимым, при достижении определенного «критического порога» (ситуация, при которой отдельные слои или социальные группы оказываются в принципе лишенными возможности доступа к социально значимым ресурсам) становится мощным конфликтогенным фактором.
8. Групповые факторы конфликта обусловлены объективными противоречиями, возникающими в процессе межгруппового взаимодействия, например, дефицитом ресурсов. Наряду с этим в процессе групповой самоидентификации возможно формирование ингруппового фаворитизма, стремление к «возвышению» своей группы над другими, что порождает межгрупповые противоречия и конфликты.
9. И, наконец, нужно выделить психологические факторы конфликта, связанные с эмоциональным состоянием индивидов и групп, особенностями восприятия и поведенческими стереотипами.
Субъективный аспект, порождающий конфликты.
1.Основой поведенческого антагонизма выступает осознание оппонентами противоречия их интересов и целей. Поэтому, наряду с теми факторами, которые мы уже назвали, несовпадение интересов является одним из главных источников конфликта, определяющим поведение оппонентов.
2. Кроме того конфликты могут быть связаны с разными истоками: с неадекватным пониманием ситуации или действий другого, со стремлением манипулировать окружающими, либо вызываться психоэмоциональным состоянием, неразрешенными проблемами личностей. В соответствии с этими группами причин можно выделить следующие варианты конфликта:
1. Ложносоотнесенные конфликты, связанные с неверной атрибуцией поведения участников, содержания и причин конфликта, наделением их ложными смыслами. Достаточно часто такие конфликты связаны с провокативными (осознанными или неосознанными) действиями третьей стороны. (В качестве классического описания такой ситуации можно рассматривать драму Шекспира «Отелло»).
2. Иллюзорные конфликты, обусловленные неполнотой информации о ситуации, или ненамеренным искажением этой информации.
3. Вынужденные конфликты, т.е. намеренно создаваемые конфликтные ситуации для достижения иных, нежели декларируется, целей. Это может быть связано с подменой объекта конфликта, попытками изменить ранг оппонента, манипулировать им.
4. Замещенные конфликты, в которых антагонизм направлен на личности или объекты или обстоятельства, отличные от действительных причин конфликта или его виновников. В таких конфликтах часто происходит так называемое «вымещение обиды». Иногда в замещенных конфликтах реализуется взаимное недовольство оппонентов, причины которого, вытесняется, сублимируется ими.
5. Экспрессивные конфликты, характеризующиеся импульсивным желанием выразить враждебность, антагонизм и т.п. Для подобных конфликтов характерно отсутствие определенной цели, отсутствие контролирующих эмоции механизмов, «сценария» развития конфликта. Скрытой причиной может выступать комплекс неполноценности, проекция своего состояния на другого.
Нужно отметить, что монокаузальные конфликты - это, скорее, исключение. Как правило, реальный конфликт любого масштаба - это многофакторный процесс, и в силу этого на разных этапах данного процесса могут проявляться, накладываться друг на друга разные типы и формы реализации конфликтов.
Профилактика конфликтов
Профилактика возникновения конфликтов предполагает меры по сохранению нейтральных или доброжелательных отношений сторон. Важнейшей из таких мер является поддержание сотрудничества и кооперации. А.В Дмитриев выделяет следующие способы поддержания кооперации:
- вовлечение возможного противника в совместную деятельность, делегирование ему полномочий, а, значит и ответственности за общее дело;
- взаимное дополнение партнеров - использование таких характеристик и ресурсов одного субъекта, которыми не обладает первый субъект;
- сохранение репутации партнера, уважительное отношение к нему, оставление для него «возможности маневра»;
- исключение социальной дискриминации в отношениях между партнерами, нельзя подчеркивать превосходство одной стороны над другой;
- «неразделение заслуг», подчеркивание того, что все внесли вклад в общее дело.