Распределение эмпирическое 7 страница
Л.В. Ясная
СОЦИАЛЬНОЕ— совокупность тех или иных свойств и особенностей обществ, отношений данного об-ва, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или гр. индивидов в конкр. условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в об-ве, явлениям и процессам в обществ, жизни. С. — это то общее свойство, к-рое присуще разл. гр. индивидов, являющееся рез-том интеграции индивидов, тех или иных свойств обществ, отношений. Характер и содержание отношений между разл. индивидами и гр. индивидов зависят от места, к-рое они занимают, и от той роли, к-рую они выполняют в разл. обществ, структурах. С. — это рез-т совместной деятельности разл. индивидов. С. как явление или процесс возникает
тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием др. индивида или гр. индивидов независимо от физического присутствия этого индивида или гр. Именно при взаимодействии друг с др. индивиды способствуют интеграции тех или иных свойств обществ, отношений. С. возникает во взаимодействии людей, детерминируется различиями их места и роли в конкр. обществ, структурах, что проявляется в свою очередь в разл. отношениях индивидов и гр. индивидов к явлениям и процессам обществ, жизни. Содержательными элементами С. явл, понятия равенства, справедливости, свободы. В широком понимании С. противопоставляется природному, а также биол.
Лит.: Осипов Г.В. Соц-я и соц. мифология, М., 2002; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Мо-сквичев. 2-е изд. М., 2008.
Г.В. Осипов
СОЦИОГРАММА— способ изображения структуры межличностных отношений в малой соц. гр. Обычно используется для представления данных, полученных с помощью социометрического опроса. С, представляющая данные ответа всех членов гр. на социометрический вопр., — это рис., на к-ром члены гр. изображаются точками, а их выборы — стрелками (если в ответе на данный вопр. член гр. А выбрал члена гр. Б, то на рис. проводится стрелка от точки А к точке Б), С матем. т.з. С. представляет собой ориентированный граф, поэтому для ее анализа может использоваться теория графов.
Существует множество разновидностей С. Это, напр., след. виды: концентрическая С, или «мишень» (члены гр. располагаются в пределах круга, соотв. их социометрическому статусу: чем выше статус, тем ближе к центру помещается соотв. точка), локаграмма (члены гр. размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении: за партами в школе, на рабочих местах на пр-ве и т.п.); взвешенная С. (в том случае, если тем или иным
социологизм
способом измерена интенсивность межличностных чувств, напр. социометрические выборы имеют все, а величина интенсивности изображается на стрелках С); С. группировок (чем выше интенсивность межличностных чувств, тем ближе на С. расположены члены гр.). Наглядность С. существенно повышается, если удается выделить социометрические подструктуры (подгруппа, лидер и т.п.). Существуют также и др. методы повышения наглядности С. (можно изображать членов гр. не точками, а разл. геометрическими значками — квадратиками, треугольниками в зависимости от их пола, должности и др.; вводить секторы для разделения лиц по соц. признакам на концентрической С; совмещать С, построенные по разным вопр., на одном рис., используя разл. цвета для каждого вопр., и т.д.).
С развитием компьютерных средств обработки социометрических данных совершенствуются также способы визуального представления структуры межличностных отношений в малых гр. (напр., достаточно проста в использовании программа KRACKPLOT). Потенциально интересными для соц. исследователей явл. также программное обеспечение, разработанное для визуального представления молекул (программа MOVIEMOL). В молекулярном изображении члены гр. представляются в виде сфер (атомов), соединенных между собой линиями. Такое визуальное представление взаимоотношений можно размещать в трехмерном пространстве, при этом есть возможность получения динамического образа (анимационный подход).
См. также: Социометрия, Вес социометрического выбора.
Лит.: Krachardt D., Lundberg Μ., О 'Rourke L. Krackplot: A Picture's Worth a Thousand Words // Connections. 1993. V. 16 1(2). P. 37-47; Freeman L. Visualizing Social Networks // Journal of Social Structure. V. 1(1): http://www,heinz.cmu.edu.
E.B. Жулысевская, В.И. Паниотто
СОЦИОЛОГИЗМ - филос.-социол. концепция, зародившаяся в кон. 19 в., утверждающая первостепенное и исключительное значение соц. реальности и социол. методов в объяснении бытия чел. и его среды. Идеи С. развивались в работах Э. Дюркгейма и его последователей, Л. Гумлловича, О. Шпанна и др. С. сочетает в себе два аспекта: онтологический и методол. Онтологический аспект состоит в утверждении, во-первых, автономии соц. реальности по отношению к др. видам реальности, в особенности биол. и психической; во-вторых, в трактовке об-ва как вне- и надындивидуальной реальности (такая позиция получила название «социальный реализм»). Методол, аспект С. заключается в признании соц-и самостоятельной наукой со своим собственным арсеналом методол. средств, независимой от др. наук, в части, от биологии и психологии, а также в социол. экспансионизме (иногда обозначаемом как «социол. империализм»), стремлении растворить в сои-н др. науки.
В процессе становления соц-и как самостоятельной науч. дисциплины С. служил средством самоутверждения новой науки, ее эмансипации от биол. к психол. редукционизма в интерпретации соц. явлений. Этим, а также полемикой с биол. и психол. направлениями в соц-н объясняется экстремизм ряда положений раннего С. Утверждение специфичности объекта и методологии соц-и — основополагающий принцип С, обосновывающий саму возможность социол. знания. Важно различать соседствующие в С. плодотворную идею специфики сои. реальности, форм и методов ее познания, с одной стороны, и неоправданный экспансионизм, отрицающий необходимость взаимодействия и интеграции соц-и и др. наук — с др.
Лит.: Дюркгейм Э. Соц-я: Ее предмет. метод, предназначение. М., 1995; Гофман А, Б. Семь лекций по истории соц-в, М., 1999.
А.Б. Гофман
СОЦИОЛОГИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ
СОЦИОЛОГИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ-
ошибочное (огрубленное, упрощенное и одностороннее) истолкование духовной жизни об-ва, идеального измерения чел, существо вания вообще, являющееся рез-том стремления рассматривать соц. функцию каждого из духовных явлений в кач-ве единственно содержательной, единственно значимой, определяющей все ост. Св., сопровождающий эволюцию соц-и едва ли не на всех этапах, возникает либо в связи с переоценкой, а то и абсолютизацией соц-ей своих собственных возможностей и методов иссл-я («пансоциологизм»), либо в связи с недостаточно четким размежеванием между соц-ей и иными областями науч. знания об об-ве и его духовной жизни, напр. культурологией, эстетикой, искусствознанием и т.д. Особенно остро эти взаимосвязанные установки сказываются в периоды «бури и натиска» в соц-и, когда вновь открытые ею или заимствованные из др. науч. дисциплин способы анализа действительно дают нетривиальные рез-ты на почве социол. изучения об-ва, открывая здесь новые и, как кажется поначалу, безграничные перспективы аутентичного истолкования соц. реальности.
Тенденции Св., проявившиеся еще в прошлом в. при сопиол. изучении религии и этики, лит. и искусства (в особенности по мере проникновения в иссл-е духовной жизни об-ва «брутального» ницшеанского биологизма и физиологизма), получают дальнейшее развитие на почве сближения соц-и и культуррелятивист-ской соц. философии (О. Шпенглер и его последователи в области соц-и религии и этики, науки и искусства). Элементы Св. прослеживаются в соц-и знания К. Ман-хейма; нек-рые уступки Св. можно отметить в соц-и знания М. Шелера, хотя он и пытался найти противовесы шпентлеров-скому культуррелятивизму. Редукционистскими (см. Редукционизм социологический) тенденциями вульгарно-социологи чес кого свойства отмечен также неомарксизм, в части, неомарксизм Франкфуртской школы, «фрейдомарксизм», представляющий собой рез-т слияния категорий «экон.»
истолкованного К. Маркса с биологизи-рованными интуициями психоанализа. Заимствованные из разных теор. областей понятия и представления утрачивали необходимую строгость и определенность, практически становясь метафорами, применение к-рых в ходе иссл-я явлений духовной жизни превращает последнее в род интеллектуальной романистики.
Однако начиная со 2-й пол, 70-х гг. 20 в, углубляется критическое отношение к Св., связанное с осознанием качественной специфики идеального измерения чел. существования, не поддающейся социол. редукции. Предпринимаются попытки преодолеть ведущую к Св. дихотомию «базисно-надстроечного» подхода к рассмотрению культуры, при к-ром явления духовного порядка оказываются «эпифеноменальными» — чистыми «отражениями» истор. меняющейся действительности, не имеющими собственных корней в бытии. В рамках начавшегося в 1970-х гт. «веберовского ренессанса» перспектива преодоления подобной дихотомии, ведущей к представлению о духовной культуре как о чем-то иллюзорном, фиктивном (в лучшем случае как полезная фикция), намечается на путях разработки понятия избирательного сродства, предложенного М. Вебером, С т.з. идеи избирательного сродства, существующего между явлениями духовного и материального порядка, ни первые не явл. отражением вторых, ни вторые — отражением первых; как те, так и др. представляют собой одинаково значимые факторы социокульт. действительности. Образуя неповторимо индивидуальные истор. констелляции, они обнаруживают начальное родство, внутреннее тяготение друг к другу, свою взаимную сопряженность, в рамках к-рой представляют собой одинаково значимые «моменты», предстающие в нерасторжимом единстве.
Лит.: История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998; Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и совр. теор, соц-я: актуальные проблемы веберовского социол. учения. М., 1998.
Ю.Н. Давыдов
социология
СОЦИОЛОГИЯ(от лат. societas - об-но и греч. logos — учение, слово) — паука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования истор. опред. сониетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, соц. гр., кл., народов. Объектом социол. познания яаи. об-во. рассматриваемое как единый соц. организм. Как самостоятельная наука С. возникла в 19 в. (термин введен О. Коптом) в рез-те конкретизации проблематики традиционной соц. философии, специализации и кооперации обществ, наук и развития эмпирических сон. иссл-й. С. никогда не была единой наукой, распадаясь па значительное число школ и направлений, претендующих на выражение самой сущности социол. науки или на представление С. в целом.
До кон. 19 в. теор. С. и эмпирические соц. иссл-я практически не были взаимосвязаны. Теор. С. пыталась реконструировать осн. фазы истор. эволюции и одновременно описать структуру об-ва. В зависимости оттого, какой именно стороне обществ, жизни придавалось наиб, значение, в С. 19 в выделяют песк. разл. направлений, такие, напр., как геогр., демогр., расово-антропологическое, органическое и социал-дарвинизм. В кон. 19 — нач. 20 и. распространяются разл. разновидности психол. С. — инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекпиоиистскис объяснения обществ, жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей, верований и т.п. Появляются теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание (Э. Дюркгейм, Е.В. Де Робсрги, Ф. Гил-дингс. Ч. Кули) либо абстрактные формы соц. взаимодействия (Г. Зиммель, С. Буг-ле, Ф. Теннис. Λ. Фиркандт). С 1920-х гг. в С. больпгую рачь играют эмпирические иссл-я. Совершенствуется техника социол. иссл-я. расширяются возможности практического применения С.
В нач. 20 в. появились первые центры сои. иссл-й — лондонское социол. об-во (1903), нем. социол. об-во (1905), амер. соииол. об-во (1905) и др. Эмпирические иссл-я начинают испытывать
нужду в обобщающей теории, а социол. теория — в эмпирической проверке своих положений. В рез-те интенсивной профессионализации и специализации С. заняла одно из центральных мест в системе обществ, наук, она изучается и преподается в большинстве стран и насчитывает свыше 40 специализированных отраслей, число к-рых продолжает расти. Наряду со сбором эмпирической информации и ее теор. интерпретацией С. выполняет прогностическую и прикладные функции как на уровне макро-социальных процессов и систем, так и на микроуровпе. Значительные успехи были достигнуты в сфере методов и техники иссл-я (системный подход, матем. моделирование соц. процессов, количественные методы обработки и обобщения данных).
С. неправомерно рассматривать только как прикладную науку, равно как и ограничивать ее предмет только проблемами обшей социол. теории. Особенности СОЦИОЛ. знания опред. тем, что об-во рассматривается как единый соц. организм, как органическое единство рахч. сторон его жизнедеятельности — экон.. соц.. полит, и духовной, функционирующих и развивающихся посредством соц. деятельности людей. С. рассматривает соц. деятельность людей, возникающие в процессе этой деятельности их соц. отношения во взаимосвязи и взаимодействии объективною и субъективного факторов, материальной и духовной сторон. Соц. сфера выступает в кач-ве важнейшего объекта соииол. иссл-й. Ее изучение включает все проблемы, связанные с деятельностью чел. (его положение в об-ве, трудовом коллективе, семье, др. соц. тр.), с потребностями и ценностными ориептациями и степенью их реализации, с отношением к самому себе, а также к разл. явлениям и процессам, происходящим в об-ве.
Лит.: Боосов А. Совр. соииол. теория. М., 1961; Соц-я сегодня. М., 1965; Амер соц-я. М., 1972; Новые направления s социол. теории. М., 1978; Тернер Лж. Структура соииол. теории. М., 1985: йе-бер М. Избр. произв. М.. 1990; Дюрк•
СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ
гейм Э. О разделении обществ, труда: Метод соц-и. М., 1991;Сорокин П. Человек. Цивилизация. Об-во. М., 1992; Совр. амер. соц-я. М., 1994; Он же. Общедоступный учеб. соц-и: Ст. разных лет. М., 1994; Смелзер Я. Соц-я. М., 1994; Амер. социол. мысль. М-, 1995; Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996; Зиммеяъ Г. Избр.: В 2 т. М., 1996; Пар-соне Т. Система совр. об-в. М., 1997; Соц-я в России / Отв. ред. В. А. Ядов. М„ 1998; Гидденс Э. Соц-я. М„ 1999; Култы-вин В.П. Классическая соц-я. М., 2000; Парсонс Т. О структуре соц. действия. М., 2000; Осипов Г.В. Соц-я и соц. мифология. М., 2002; Парсонс Т. О соц. системах. М., 2002; Добренькое В.И., Кравченко А. И. Фундаментальная соц-я: В 15 т. М., 2003; Осипов Г.В. Российская соц-я в 21 в. М., 2004; Штомпка П. Соц-я. Анализ совр. об-ва. М., 2005; Лапин Н.И. Общая соц-я. М., 2006; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М„ 2008.
Г.В. Осипов
СОЦИОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ-
специальная (частная) социол. дисциплина, исследующая безопасность как соц. явление, индивидов, гр. и ин-ты как объекты и субъекты безопасности в их отношениях между собой при возникновении угроз и отражении их, закономерности массового поведения людей в интересах обеспечения своей безопасности. Предметом специального внимания Сб. явл. причины, механизмы и формы ин-ституционализации политики (деятельности) в области безопасности, их взаимодействие с др. структурами гос-ва и гражд. об-ва, а также совокупность приемов и процедур сбора эмпирических данных о суждениях, поступках и рез-тах деятельности людей и их объединений, характеризующих и определяющих их представления, позиции по отношению к безопасности личности, об-ва, гос-ва. Сб. реализует ряд функций: теоретико-познавательную (получение нового и развитие имеющегося теор. и эмпирического знания, разработка закономерностей и категорий Сб.); описательно-ди-
агностическую {сбор, систематизация и накопление информации о явлениях и процессах в сфере безопасности); прогностическую (выявление количественных и качественных параметров возможных будущих состояний безопасности); мировоззренческую и просветительскую (распространение социол. знаний среди управленческих кадров органов и сил безопасности, формирование у них социол. мышления); практически-прикладную (разработка соц. ориентиров и моделей, а также практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности политики безопасности).
Лит.: Безопасность чел. М., 1994; Соц. безопасность: Учеб. пособие. Ч. 1-2. М., 1997-1998; Кузнецов В.Н. Соц-я безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся об-ве. М., 2002.
В.Н. Кузнецов
СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ- уходит
корнями в рус. культуру. С нач. 19 в. в соц. мышлении России преобладают и противоборствуют, с одной стороны, славянофильство и русофильство (Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев), и западничество (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И, Герцен, Н.Г. Чернышевский, НА, Добролюбов, Д.И. Писарев) — с др. В то же время С. в Р. развивалась как интегральная ч. европ. культуры. Такие представители рус. соц-и, как М.М. Ковалевский, Л.И, Мечников, Н.К. Михайловский, ЕВ. Де Роберти оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об об-ве, к-рое вышло за пределы нац. границ. Рус. социол. мысль испытывала влияние зап. социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Л. Уорда, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др. Ориентация на науч. соц. мышление и связь с освободительными движениями явились основой для проникновения и распространения марксистских социол, идей. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 в, определяющей ориентацией рус, социол. мысли стал субъективизм (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев). Пред-
СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ
ставители этого направления считали себя эмпириками и позитивистами, что не мешало им придавать гл. значение этическим проблемам соц-и. В нач. 20 в. субъективизм в соц-и идет на спад.
После Октябрьской революции начался процесс институализации соц-и. Встал вопр. о разработке соц. теории нового об-ва на основе конкр. соц. иссл-й. Была введена науч. степень по соц-и, созданы кафедры соц-и в Петроградском и Ярославском ун-тах. Возобновило свою деятельность Российское социол. об-во им. Ковалевского, председателем к-рого стал Кареев. В 1920 г. в Петроградском ун-те был образован факультет обществ, наук с социол. отделением, во гл. к-рого стоял П.А. Сорокин, Издавалась обширная теор. лит. Ее осн. направленность — выявление соотношения рус. социол. мысли и марксистской соц-и, формирование марксистской соц-и. Большое влияние на соц. мышление продолжала оказывать немарксистская социол. мысль (Михайловский, Ковалевский, Сорокин). Важную роль сыграли работы Лаврова и Г.В. Плеханова, в к-рых с разл. теор. позиций (субъективизма и материализма) сделана попытка связать соц-ю с социализмом. Под влиянием Н.И. Бухарина наметилась тенденция отождествления соц-и и истор. материализма. Стали получать развитие отд. отрасли социол. знания: соц-я труда, соц-я политики, соц-я искусства, соц-я г. и т.д. Значительная ч. философов объявила соц-ю составной ч. философии — диалектического материализма. Сложилось и т.н. антисоциологическое направление, отрицавшее не только право соц-и на самостоятельное существование, но и сам термин «соц-я». Наряду с теор. социол. мышлением серьезные шаги были сделаны в проведении эмпирических социол. иссл-й. В 20—30-е гг. 20 в. проводились науч. соц.-экон. и соц,-этногр. иссл-я. Иссл-я социологов и соц. психологов выявили важную роль соц. фактора в производственной деятельности чел. Они внесли существенный вклад в развитие социол. науки и получили междунар. признание. Не-
смотря на то что работы первых советских социологов были не свободны от недостатков, они имели науч. ценность и заложили основы для дальнейшего развития соц-и в стране. К кон. 1930-х гг. соц-я была объявлена буржуазной лженаукой и «упразднена». Фундаментальные и прикладные иссл-я были прекращены. Режим И.В. Сталина заменил науч. соц-ю соц. апологетикой.
Перерыв в развитии социол. мысли продолжался до нач. 1960-х гг. Возрождение социол. иссл-й началось с наступлением «хрущевской оттепели*. Но теперь соц-я была сведена к эмпирическим социол. иссл-ям, к-рым нередко отводилась опять-таки апологетическая роль. Тем не менее в этот период значительно повысилось значение соц-и в решении важнейших проблем соц. развития. Рез-ты социол. иссл-й стали широко использоваться при выработке и обосновании соц. политики. Утверждение соц-и в СССР как самостоятельной науки об об-ве позволило восстановить ее истор. традиции и выявить специфические особенности развития в новых истор. условиях. В период «застоя» отношение к соп-и и социол. иссл-ям было противоречивым. Вопр. развития социол. иссл-й неоднократно ставились на съездах КПСС. Был создан ИКСИ (во гл, с A.M. Румянцевым, Г.В. Осиповым, Ф.М. Бурлацким), в к-рый привлекались лучшие кадры социологов-профессионалов страны. В ун-тах, а также в нек-рых экон. вузах были введены спецкурсы по прикладной соц-и. Значительно возросло число публикаций по разл. разд. соц-и. Важным органом объединения усилий социологов и распространения науч. и метод, опыта стал издающийся с 1974 журнал «Социол. иссл-я» (гл. ред. А.Г. Харчев). Но вместе с тем усиливалось и административно-бюрократическое вмешательство в соц-ю. Вновь понятие «соц-я» оказалось под запретом. Оно фактически было заменено понятием «прикладная соц-я*-. Теор. же соц-я полностью отрицалась.
С нач. «перестройки* был снят запрет на развитие теор. соц-и. Вопр. о
СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ
дальнейшем развитии соц-и как самостоятельной науки был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития как теор,, так и прикладных социол. иссл-й. Выявилась необходимость социол. теории, отражающей соц. реалии сегодняшнего дня. Важной основой развития теор. соц-и стали социол. иссл-я реальных соц. процессов и явлений, к-рые позволяют получать соц.-стат. информацию о формах проявления и механизмах действия соц. закономерностей и использовать эту информацию для дальнейшего совершенствования механизмов управления российским об-вом, для повышения соц. эффективности материальных затрат и капиталовложений. Сегодня в России нет сколько-нибудь важной сферы, к-рая в той или иной степени не была бы затронута социол. иссл-ми.
В последние десятилетия в России конфронтация разл. социол. теорий происходила на основе материалистического понимания истории и признания определяющей роли материального производства, экон. отношений, детерминирующих (обусловливающих) все др. виды обществ, отношений. Условно можно выделить три вида таких теорий: теории, делающие акцент либо на структурных, либо на личностных элементах соц. развития, а также теорию, рассматривающую взаимодействие структурных и личностных элементов в их органическом единстве. Первая теория (рук. Ф.В. Константинов и др.) строится по принципу последовательной зависимости, начиная от анализа способа производства и законов его развития и перехода к характеристике соц., полит, и духовной сфер обществ, жизни. Вторая теория строится на основе сочетания трех аспектов в развитии об-ва: структурного, деятельност-ного и гуманистического (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон и др.). Вследствие этого предметом анализа становится сам субъект истор. творчества, пути и способы его влияния на ход событий. Центр внимания перемещается на анализ механизмов действия и сознательного использования объективных законов, мотивов и
целей чел. деятельности, возможных путей ее воздействия на обществ, жизнь. Третья теория исходит из органического взаимодействия структурных и личностных элементов в конкр.-истор. условиях их бытия (в данной социетальной системе), отдавая приоритет последним (Г. В. Осипов и др.). Опирается она на принцип соц.-истор. детерминизма (см. Детерминизм социально-исторический) и отображает не только детерминацию (обусловленность) соц. отношений внешними для об-ва факторами (природной средой, связями «чел.—природа», существенными для экономики), биол. и психол. характеристиками чел., но и самодетерминацию: соц. отношения, вплетенные в экон., полит., правовую жизнь об-ва, развиваются не по законам природы, а по собственным.
В наст, время в РАН функционируют два социол. ин-та: ИС, к-рый ориентирован на иссл-е проблем личности, и ИСПИ, ориентированный на изучение соц. проблем об-ва, соц. фундаментальных проблем развития совр. об-ва и его соц.-полит, структур.
В связи с тем, что сейчас подвергается фальсификации история российской соц-и (по сознательному умыслу или дилетантизму) ИСПИ осуществил изд. сб. док-тов ЦК КПСС (3 т.), носивших ранее гриф «Совершенно секретно», анализ к-рых позволяет с истор. достоверностью судить о всех перипетиях становления российской соц-и как самостоятельной науки.
Лит.: Кареев И.И. Введение в изучение соц-и. СПб., 1883; Михайловский Н.К. Соч. СПб., 1896—1897; Ковалевский М.М. Совр. социологи. СПб., 1905; Осипов Г.В. Теория и практика социол. иссл-й в СССР. М., 1979; Соц-я в СССР: В 2 т. / Под ред. Г.В. Ocunoea. М., 1966; Кукушкина Е.И. Рус. соц-я 19 — нач. 20 в. М., 1993; Соц-я в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1997; История теор. соц-и: В 4 т. М„ 1997-2000; Соц-я и власть: Док-ты. 1953—1984: Сб. 1—3. М., 1997-2003; Осипов Г.В. Российская соц-я в 21 в. М., 2004; Соц-я. Основы
СОЦИОЛОГИЯ ТЕНДЕРНАЯ
Г. В. Осипов, 2008. Г. В. Осипов |
обшей теории / Отв. рея. Л.Н. Москвичей. 2-е изд. М..
СОЦИОЛОГИЯ ТЕНДЕРНАЯ(от англ. gender — пол, род: Греч,γενυς — происхождение, род, рождающийся) — отрасль сон-и, изучающая закономерности развития и взаимодействия социального тендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах обществ, жизни, эволюцию их статусов социальных, сознания и отношений с учетом влияния конкр. истор. условий, культ, традиций, символов и стереотипов, а также био-психол. особенностей пола.
Термин «тендер» стал утверждаться преимущественно в англоязычных странах в 60-х гг. 20 В. в интерпретации «соц. пол»: однако в Великобритании, во Франции, мн. восточноевропейских странах этот термин не заменил активного применения традиционного понятия «women's studies». Нач. активного развития тендерных иссл-й в Зап. Европе, США и Великобритании относится к кон. 1970-х гг. Различия понятий «пол» и «тендер» — предмет длительных дискуссий. Первая попытка развести понятия «пол» и «тендер» принадлежит амер. психологу Р. Столлеру (1968). В кач-ве компонентов «тендера» зап. психологи (Р. Унгер, Г. Рабин. А. Рич) выделяют тендерные стереотипы, тендерные нормы, тендерные роли и тендерную идентичность. При этом акцент делается па биол., психол., культурологических различиях полов при недооценке ВЛИЯНИЯ соц. детерминирующих их факторов. IV Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 4—15 сентября 1995) в полной мере институционализировала использование в науч. и обществ.-полит, лексике термина «тендерный» как отражения биол. принадлежности к мужскому и женскому полу, ввела в широкий оборот такие понятия, как «тендерный фактор», «тендерные иссл-я», «тендерная политика», «тендерные аспекты», «тендерные различия», «тендерный анализ» и т.д.
В зарубежных иссл-ях особенностей психологии пола, а также индивидуального поведения мужчины или женщины широко применяются: теория бихевиоризма социального — одного из направлений сониол. психологизма, позволяющего изучать поведение индивида посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них (но схеме «стимул — реакция»): психоанализ 3. Фрейда; концепция «коллективного бессознательного» Э. Фромма: принципы феноменологической сои-и. рассматривающей об-во как явление, созданное и воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов разного пола; теория интеракционизма символического (Дж. Мил, П. Бергер, Т. Лукман). Coup. зап. тендерные теории: соц. конструирования тендера, тендер (пол) как культ, метафора, тендер как стратификационная категория — трактуют тендер как «социополовую роль» или как организованную модель отношений социальных между мужчинами и женщинами, характеризующую их межличностные связи и взаимодействия в семье, определяющую их соц. отношения в осн. ин-тал об-ва (Унгер. Рабин, К. Уэст и др.).
В России Ст. начала формироваться в самом нач. 1990-х п. Исходной базой ее развития стала «cou-я пола». Иссл-я в области «соц-и пола» сводились преимущественно к изучению положения женщин в быту и на производстве. Предмет отечественной С.г. — соц. статус мужчини женщин как тендерных общностей и его эволюция под влиянием конкр. сод.условий. Объект С.г. — мужчины и женщины как крупные тендерные общности в структуре социальной нас, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психол. склада, поведения и сознания. Преобладающим вниманием в российской соц-и традиционно пользуется женский социум. Его состояние характеризуется уровнем решения «женского вопр.». Мужская тендерная общность в совр. российской соц-и изучается слабо.